Презентация, доклад по химии 9 класс Щелочные металлы

Содержание

Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа учащихся. Цели урока Образовательные: на основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов; проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области

Слайд 1Щелочные металлы 9 класс
Учитель биологии и химии Бородина О.В.
МОУ г.Горловки Школа

№ 68
Щелочные металлы 9 классУчитель биологии и химии Бородина О.В.МОУ г.Горловки Школа № 68

Слайд 2Методы урока:
проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа учащихся.
Цели урока
Образовательные: на

основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов;
проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области применения основных соединений щелочных металлов;
раскрыть значение и роль щелочных металлов в жизни человека.
Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа учащихся. Цели урока Образовательные: на основе атомного строения металлов, физических и

Слайд 3Загадки
Первый слог – предлог известный.  Слог второй трудней найти:  Часть его составит цифра, К

ней добавьте букву Й.  Чтобы целое узнать, Нужно Вам металл назвать.
Ответ : Натрий
ЗагадкиПервый слог – предлог известный.  Слог второй трудней найти:  Часть его составит цифра, К ней добавьте букву

Слайд 4Угадай !
Соединения этого металла способствуют быстрому росту животных и регулирует сердечную

деятельность. Назовите металл.
Ответ: кальций.
Что объединяет эти металлы ?

Угадай !Соединения этого металла способствуют быстрому росту животных и регулирует сердечную деятельность. Назовите металл. Ответ: кальций.Что объединяет эти

Слайд 5Щелочными металлами
 называются химические элементы-металлы IA группы Периодической системы Д. И. Менделеева:
 литий Li,
натрий Na,
калий K,
рубидий Rb,


цезий Cs и
франций Fr.

Щелочными металлами называются химические элементы-металлы IA группы Периодической системы Д. И. Менделеева: литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs и франций Fr.

Слайд 6Щелочные металлы

Щелочные металлы

Слайд 9Запомни
С увеличением порядкового номера атомный радиус увеличивается, способность отдавать валентные электроны

увеличивается и восстановительная активность увеличивается: Цезий
Рубидий

Литий

Натрий

Калий

ЗапомниС увеличением порядкового номера атомный радиус увеличивается, способность отдавать валентные электроны увеличивается и восстановительная активность увеличивается:

Слайд 11Физические свойства

Физические свойства

Слайд 18Нахождение в природе
Na-2,64% (по массе),
K-2,5% (по массе),
Li, Rb, Cs -

значительно меньше,
Fr- искусственно полученный элемент

сильвинит.

галит (каменная соль).

Нахождение в природе Na-2,64% (по массе), K-2,5% (по массе), Li, Rb, Cs - значительно меньше, Fr- искусственно полученный

Слайд 19 Li
Li2O • Al2O3 • 4SiO2 – сподумен

Li Li2O • Al2O3 • 4SiO2 – сподумен

Слайд 20Na
NaCl – поваренная соль (каменная соль), галит




Na NaCl – поваренная соль (каменная соль), галит

Слайд 22NaNO3 – чилийская селитра

NaNO3 – чилийская селитра

Слайд 23Na3AlF6 - криолит 

Na3AlF6 - криолит 

Слайд 24Na2B4O7· 10H2O - бура

Na2B4O7· 10H2O - бура

Слайд 25K
KCl • NaCl – сильвинит

K KCl • NaCl – сильвинит

Слайд 26KCl • MgCl2 • 6H2O – карналлит

KCl • MgCl2 • 6H2O – карналлит

Слайд 27K2O • Al2O3 • 6SiO2 – полевой шпат (ортоклаз)

K2O • Al2O3 • 6SiO2 – полевой шпат (ортоклаз)

Слайд 28Химические свойства
Типичные металлы, очень сильные восстановители. В соединениях проявляют единственную степень

окисления +1. Восстановительная способность увеличивается с ростом атомной массы. Все соединения имеют ионный характер, почти все растворимы в воде. Гидроксиды R–OH – щёлочи, сила их возрастает с увеличением атомной массы металла.
Химические свойстваТипичные металлы, очень сильные восстановители. В соединениях проявляют единственную степень окисления +1. Восстановительная способность увеличивается с

Слайд 29Реакция с кислородом:
4Li + O2 → 2Li2O(оксид лития)
2Na + O2 → Na2O2 (пероксид натрия)
K

+ O2 → KO2 (надпероксид калия)

Реакция с кислородом: 4Li + O2 → 2Li2O(оксид лития)2Na + O2 → Na2O2 (пероксид натрия)K + O2 → KO2 (надпероксид калия)

Слайд 30В реакциях с другими неметаллами образуются бинарные соединения:
2Li + Cl2 → 2LiCl

(галогениды)
2Na + S → Na2S (сульфиды)
2Na + H2 → 2NaH (гидриды)
6Li + N2 → 2Li3N (нитриды)
2Li + 2C → Li2C2 (карбиды)

В реакциях с другими неметаллами образуются бинарные соединения:2Li + Cl2 → 2LiCl (галогениды)2Na + S → Na2S (сульфиды)2Na

Слайд 31Опыт 1
2 Li  +  2 H2O  =  2 LiOH   +  H2
2 Na +  2 H2O  =  2 NaOH   +  H2
2 K  +  2 H2O  =  2

KOH   +  H2
Кусочек натрия помещаем на поверхность воды. Попадая в воду, натрий плавится и начинает быстро двигаться по поверхности воды, подгоняемый пузырьками выделяющегося водорода. Кусочек натрия уменьшается на глазах. В процессе реакции также образуется щелочь - гидроксид натрия. С калием нужно обращаться очень осторожно. На воздухе он может самовозгораться. Кусочек калия поместим в чашку Петри с водой. Калий так энергично реагирует с водой, что выделяющийся в реакции водород загорается. В целях безопасности чашку Петри следует накрыть стеклянной пластинкой. Из трех щелочных металлов наиболее активным является калий.
Опыт 12 Li  +  2 H2O  =  2 LiOH   +  H22 Na +  2 H2O  =  2 NaOH   +  H22 K  +  2 H2O  =  2 KOH   +  H2Кусочек натрия помещаем на поверхность воды.

Слайд 32Реакция с кислотами:
2Na + 2HCl → 2NaCl + H2

Реакция с кислотами:2Na + 2HCl → 2NaCl + H2

Слайд 33 Качественная реакция на катионы щелочных металлов — окрашивание пламени в

следующие цвета:
Li+ – карминово-красный
Na+ – желтый
K+, Rb+ и Cs+ – фиолетовый

Качественная реакция на катионы щелочных металлов — окрашивание пламени в следующие цвета:Li+ – карминово-красныйNa+ – желтыйK+, Rb+ и Cs+ –

Слайд 35Получение ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЯ
Электролиз расплавов.
Например:

t
NaCl = Na+ + Cl-
расплав
K Na+ + ē = Na0 2

A 2Cl- - 2ē = Cl2↑ 1
эл-лиз
2NaСl → 2Na + Cl2↑

Получение ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЯЭлектролиз расплавов.Например:            t

Слайд 36Получение натрия
Натрий можно получить, прокаливая соду с углем в закрытых тиглях,

пары металла конденсируются на крышке тигля, выход реакции невысокий:
Na2CO3 + 2C = 2Na + 3CO.

Получение натрияНатрий можно получить, прокаливая соду с углем в закрытых тиглях, пары металла конденсируются на крышке тигля,

Слайд 37Получение Лития 
получают электролизом расплава хлорида лития, который образуется при переработке сподумена. Переработка

сподумена – процесс довольно сложный, включает стадии получения алюмината лития, гидроксида лития и хлорида лития:
2LiCl 2Li + Cl2.
Известен также способ получения лития из его оксида в вакууме при 300°С:
2Li2O + Si + 2CaO = 4Li + Ca2SiO4.

Получение Лития получают электролизом расплава хлорида лития, который образуется при переработке сподумена. Переработка сподумена – процесс довольно сложный,

Слайд 38Калий
Калий получают, пропуская пары натрия через расплав хлорида калия при 800°С,

выделяющие пары калия конденсируют:
KCl + Na = K + NaCl
или при взаимодействии между расплавленным гидроксидом калия и жидким натрием при 440°С:
KOH + Na = K + NaOH.

КалийКалий получают, пропуская пары натрия через расплав хлорида калия при 800°С, выделяющие пары калия конденсируют:KCl + Na

Слайд 39Рубидий и цезий
получают восстановлением их хлоридов кальцием при 700–800 °С:
2RbCl +

Ca = 2Rb + CaCl2,
в качестве восстановителя также используют цирконий, реакция протекает при 650 °С:
2Cs2CO3 + Zr = 4Cs + ZrO2 + 2CO2.

Рубидий и цезий получают восстановлением их хлоридов кальцием при 700–800 °С:2RbCl + Ca = 2Rb + CaCl2,в качестве

Слайд 42Закрепление
1. В какой группе периодической системы находятся щелочные металлы?
Ответ: в первой;
2. Этот

металл был открыт в 1817 году при исследовании минерала петалита. Назовите металл и кто его открыл?
Ответ: металл – литий, учёный Арфведсен;
3. Какой металл первоначально называли легион?
Ответ: литий;

Закрепление1. В какой группе периодической системы находятся щелочные металлы? Ответ: в первой;2. Этот металл был открыт в 1817

Слайд 43Закрепление
4. Каким методом английский химик Гемфри Дэви впервые получил щелочной металл,

названный им “потассий”?
Ответ: электролиз.
5. В какой цвет окрашивают пламя ионы щелочного металла калия? 
Ответ: фиолетовый.



Закрепление4. Каким методом английский химик Гемфри Дэви впервые получил щелочной металл, названный им “потассий”? Ответ: электролиз.5. В какой

Слайд 44 Отгадайте ребусы, расположите представленные металлы в порядке возрастания относительной атомной

массы.
Отгадайте ребусы, расположите представленные металлы в порядке возрастания относительной атомной массы.

Слайд 45Ответ
Ответ: 1 литий; 2 натрий, 3 калий, 4 рубидий.

ОтветОтвет: 1 литий; 2 натрий, 3 калий, 4 рубидий.

Слайд 46Где спрятался натрий.
Ответ: 5.

Где спрятался натрий.Ответ: 5.

Слайд 47Соотнесите перевод названия металла с арабского и латинского с соответствую-щим металлом:
Li

– 1 – небесно-голубой; Na – 2 – тёмно-красный; K – 3 – тяжёлый; Rb – 4 – алкали; Cs – 5 – сода; Ca – 6 – камень; Ba – 7 – известь.

Соотнесите перевод названия металла с арабского и латинского с соответствую-щим металлом: Li – 1 – небесно-голубой; Na

Слайд 48ответ

Li – 6 – камень; Na – 5 – сода; K – 4

– алкали; Rb – 2 – тёмно-красный; Cs – 1 – небесно-голубой; Ca – 7 – известь; Ba – 3 – тяжёлый.
ответ Li – 6 – камень; Na – 5 – сода; K – 4 – алкали; Rb

Слайд 49Домашнее задание
Параграф 43
Задание 4 ,тесты
Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:

Домашнее заданиеПараграф 43Задание 4 ,тестыНапишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:

Слайд 50Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть