Презентация, доклад НА ТЕМУ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ НА УРОКАХ ХИМИИ

Содержание

Цель: Познакомить со структурно- логическими схемами (применениена уроках схем, таблиц, разноуровневых заданий).

Слайд 1СП «Отымбальская ООШ» МОУ «Большепаратская СОШ»

Мастер-класс
Структурно-логические
схемы

учителя первой категории
Кузьмина

Олега Иосифовича

2015 год




СП «Отымбальская ООШ» МОУ «Большепаратская СОШ»Мастер-классСтруктурно-логические схемы учителя первой категории Кузьмина Олега Иосифовича2015 год

Слайд 2Цель:
Познакомить со структурно-
логическими схемами (применение
на уроках схем, таблиц,
разноуровневых

заданий).

Цель: Познакомить со структурно- логическими схемами (применениена уроках схем, таблиц, разноуровневых заданий).

Слайд 3Задачи мастер-класса:
Создание условий для профессионального общения;
Повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
Распространение

опыта работы по применению технологии СЛС(структурно-логических схем).
Задачи мастер-класса:Создание условий для профессионального общения;Повышение профессионального мастерства и квалификации участников;Распространение опыта работы по применению технологии СЛС(структурно-логических

Слайд 4«Здесь иногда рождаются цунами / И рушат все в душе и

в голове!»
именно с образом цунами ассоциируется то, что происходит в современном обществе под влиянием процесса глобализации и ловли человеческих душ в умело расставленные сети Всемирной паутины под названием «Интернет».
Информатизация общества катастрофически накатывает, как цунами, беспомощно и одиноко мечется человеческая душа, пытаясь выжить. Но как выжить? Захлебываясь, чтобы всплыть, молодой человек включает  клиповое мышление.

Структурно-логические схемы в изучении химии как противоядие клиповому мышлению

«Здесь иногда рождаются цунами / И рушат все в душе и в голове!»именно с образом цунами ассоциируется

Слайд 5Клиповое мышление – привычка к быстрой смене картинок, мельтешению, восприятию фрагмента, а не

целостного объекта, что приводит, в итоге, к отторжению истинных духовных ценностей. Наша молодежь предпочитает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, потому что она не знает, как иначе противостоять информационным цунами. Отсюда – поверхностность и абсолютное непонимание, что такое глубокое знание. Обладатели клипового мышления не способны вдумчиво, глубоко анализировать учебный материал. Суть клипового мышления заключается в том, оно умеет – и любит ! – быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Но есть и достоинство «клипового восприятия» – большая скорость обработки информации.
Клиповое мышление – привычка к быстрой смене картинок, мельтешению, восприятию фрагмента, а не целостного объекта, что приводит, в итоге,

Слайд 6Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, наглядно-образной информации. Обратной стороной клипового мышления,

требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности – однородной и моностильной информации. В педагогической практике сложился спасительный методический прием, помогающий не терять в информационном потоке талантливых учеников.
Этот прием, и есть одно из противоядий клиповому мышлению, так как призван восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов. Речь идет об анализе художественного текста при помощи структурно- логической схемы (СЛС).
Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, наглядно-образной информации. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является

Слайд 7 Использование элементов логико-смысловых моделей в развивающем обучении
Актуальность вижу в

том, что детей надо научить пользоваться своими знаниями. Проблемами на уроке являются активизация мыслительной деятельности, развитие творческих способностей. Усвоение материала, лучше происходит в сравнении, сопоставлении, при построении логических схем. Изучая литературу, по данному вопросу, заинтересовался ЛСМ в связи с тем, что они развивают образное мышление, дают возможность облегчить усвоение и систематизацию материала.
Использование элементов логико-смысловых моделей в развивающем обучении   Актуальность вижу в том, что детей надо

Слайд 8«Логико-смысловые модели»
Понятие «логико-смысловая модель» было введено В. Э. Штейнбергом (доктор педагогических

наук, профессор Башкирского педагогического университета), для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Использование ЛСМ может значительно повысить эффективность обучения, позволит учесть тип познавательной деятельности учащихся. Построение ЛСМ способствует формированию целостного восприятия любой информации.

«Логико-смысловые модели»Понятие «логико-смысловая модель» было введено В. Э. Штейнбергом (доктор педагогических наук, профессор Башкирского педагогического университета), для

Слайд 9Логико-смысловые модели
Прототипом предлагаемой системы является геометрическая декартова система. Логико-смысловые модели –

это многомерно-смысловые, графико-понятийные, опорно-узловые конструкции, которые облегчают перекодирование и запоминание информации. Они отвечают основным требованиям педагогических технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность. Они помогают видеть в обобщенной форме весь предмет (тему, проблему) сразу и каждую часть, каждый существенный (узловой) элемент отдельно. В ЛСМ вся работа подчиняется единому алгоритму: центр – тема, лучи – проблемы этой темы, которые берут свое начало именно от нее и пространственно бесконечны, узелки – элементы проблемы. ЛСМ универсальны – любой учебный материал имеет смысл и логику, поэтому может быть отображен схематично. Узлы проблемы могут быть связаны не только между собой в проблеме, на которой находятся, но и расположенными в разных координатах, лучах.
Логико-смысловые моделиПрототипом предлагаемой системы является геометрическая декартова система. Логико-смысловые модели – это многомерно-смысловые, графико-понятийные, опорно-узловые конструкции, которые

Слайд 11Логико-смысловые модели
Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема

содержит два компонента: логический - в виде системы расстановки координат и узлов и смысловой - в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.
При конструировании ЛСМ применяются те же приемы, что и при логико-смысловой переработке информации в процессе учебной деятельности: разделение темы на части, систематизация знаний, формирование блоков с однородной информацией, выделение узловых вопросов в каждой части темы, ранжирование материала («разложить по полочкам»), выделение связей и отношений между узловыми вопросами, краткая запись информации.
Достоинством ЛСМ является то, что она позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе урока и на уроке любого типа.
При изучении нового материала можно предложить учащимся готовую ЛСМ, которая может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание учащихся на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.
Возможно создание ЛСМ в процессе изучения темы вместе с учащимися, что предполагает обсуждение основных вопросов и проблем, поиска путей решения, возможности применения материала в практической деятельности.
На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников и на основе ранее усвоенных знаний и умений.
ЛСМ, отражающая алгоритм решения какой-то типовой задачи будет полезна на уроке формирования умений и навыков.
Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом.
Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей учащимися и разработка логико-смысловых моделей по шаблонной модели или указанным координатам.

Логико-смысловые моделиДанная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит два компонента: логический - в

Слайд 12Портрет оксида:
.

Портрет оксида:.

Слайд 13Кислотный оксид

Кислотный оксид

Слайд 14Методические рекомендации:
1. Составляя ЛМС, выбираем каркас.
2. Определяем круг, изучаемых

вопросов (тема, раздел).
3. Выделяем в теме смысловые группы.
4. Название и расставление смысловых групп (координаты).
5. Название и расставление опорных узлов на координатных лучах.
6. Выявляем смысловые связи между объектами знаний.
Методические рекомендации:1. Составляя ЛМС,  выбираем каркас. 2. Определяем круг, изучаемых вопросов (тема, раздел).3. Выделяем в теме

Слайд 15Требования, предъявляемые к структурно-логической схеме (СЛС) по химии:
1.Полнота СЛС должна отражать

главное в тексте, всё содержание вопроса.
2.СЛС должна быть краткой и четко структурированной.
3.СЛС характеризуется логической последовательностью изложения материала.
4.СЛС не должна содержать сплошного текста.
5.СЛС должна быть аккуратно оформлена.
6.При составлении СЛС используют аббревиатуры и условные знаки, принятые в курсе данного предмета.
7.СЛС может содержать таблицы, диаграммы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного материала.
8.СЛС должна быть наглядной и понятной не только Вам, но и преподавателю.

Требования, предъявляемые к структурно-логической схеме (СЛС) по химии: 1.Полнота СЛС должна отражать главное в тексте, всё содержание

Слайд 16Алгоритм составления СЛС:
Внимательно прочитать текст. Подобрать дополнительный материал по теме, используя

для этого справочники, энциклопедии и т д.
Выделить главную идею темы, ключевое ядро.
Мысленно разделить текст на логически законченные смысловые пункты.
Выделить главное в каждом пункте.
Определить основные элементы, раскрывающие суть темы (опорные слова, знаки, символы, рисунки и т.п.)
Установить связи между элементами.
Выбрать систему условных обозначений.
Продумать и зафиксировать расположение элементов СЛС на листе.
Главную идею темы, правила, законы, выводы в СЛС выделить рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
Продумать оформление и зафиксировать СЛС на листе формата А 4 или в электронном виде: формат Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher и др.
В СЛС обязательно должны присутствовать ссылки на источники информации, изображения, которые использовались при создании ресурса. Допускается отсутствие ссылки только в том случае, если рисунок является авторским.
 

Алгоритм составления СЛС: Внимательно прочитать текст. Подобрать дополнительный материал по теме, используя для этого справочники, энциклопедии и

Слайд 17Структурно-логические схемы решения расчетных задач по химии
При формировании умения моделировать решения

расчетных задач учащиеся могут использовать структурно-логические схемы для основных типов задач.
Структурно-логические схемы решения задач основного типа
I. Задачи на избыток–недостаток.
II. Задачи на смеси.
III. Задачи на растворы.
IV. Задачи на выход продукта реакции.
Для решения задач комбинированного типа учащиеся должны научиться составлять структурно-логические схемы на базе структурно-логических схем для основных типов задач или использовать готовые схемы.
Структурно-логические схемы решения задач смешанного типа
I. Задачи на избыток–недостаток и раствор.
II. Задачи на избыток–недостаток и выход продукта реакции.
III. Задачи на нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в образовавшемся растворе, если даны сведения об обоих реагентах.

Структурно-логические схемы решения  расчетных задач по химииПри формировании умения моделировать решения расчетных задач учащиеся могут использовать

Слайд 18 Памятка для учащихся «Как определить тип задач»
I. Задачи на избыток–недостаток.
В условии

даны сведения об обоих реагентах.
П р и м е р ы.
1) При хлорировании метана объемом 54 л хлором объемом 26 л… .
2) При нитровании этана объемом 10 л азотной кислотой массой 6,3 г … .
3) Этилен массой 5 г обесцветили раствором бромной воды массой 80 г с массовой долей брома 4 % ... .
4) Для образования сложного эфира взяли 50 мл раствора уксусной кислоты (плотность …) с массовой долей кислоты 80 % и раствор этанола массой 50 г с массовой долей этанола 50 % ... .

Памятка для учащихся «Как определить тип задач» I. Задачи на избыток–недостаток.В условии даны сведения об обоих

Слайд 19II. Задачи на смеси.
В условии задачи есть слова «смесь», «технический», «примесь»,

названия минералов (сидерит, перит, поташ) или сплавов (чугун, сталь, бронза), воздух.
П р и м е р ы.
1) При гидрировании смеси этана с этиленом … .
2) Имеется газовая смесь … .
3) Технический карбид кальция … .
4) Какой объем воздуха потребуется для полного сгорания … .
5) Из карбида кальция массой 7,5 г, содержащего примеси … .

II. Задачи на смеси. В условии задачи есть слова «смесь», «технический», «примесь», названия минералов (сидерит, перит, поташ)

Слайд 20III. Задачи на растворы.
В условии задачи есть слова «раствор», «массовая доля

вещества в растворе».
П р и м е р ы.
1) Какую массу раствора, с массовой долей … .
2) Какой объем раствора… .

III. Задачи на растворы. В условии задачи есть слова «раствор», «массовая доля вещества в растворе».П р и

Слайд 21IV. Задачи на выход продукта реакции.
В условии задачи есть слова «выход

вещества», «реакция прошла с выходом», «массовая доля выхода продукта реакции».
П р и м е р ы.
1) … если выход кислоты составляет 60 % … .
2) … выход продукта на первой стадии 60 %, на второй – 70 % …

IV. Задачи на выход продукта реакции.В условии задачи есть слова «выход вещества», «реакция прошла с выходом», «массовая

Слайд 22Цели и методы применения технологии
Методическая система основана на использовании системы опорного

конспекта при обучении химии

Цель:
Формирование у обучающихся готовности и способности
самостоятельно, творчески осваивать учебный материал
и применять полученные знания на практике

Сущность метода:

Введение общих (урочных) и частных(фрагментарных) методов научного познания в процессе обучения на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
актуализация межпредметных и внутрипредметных связей;
изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;
использование дифференцированного подхода

Цели и методы применения технологииМетодическая система основана на использовании системы опорного конспекта при обучении химииЦель:Формирование у обучающихся

Слайд 23З а д а ч и
развить умения самостоятельно, творчески мыслить и

использовать эти умения и навыки на практике;
развить способности: внимания, памяти, логического мышления;
развить самостоятельность при работе с текстовым материалом;
развить абстрактное мышление, необходимое учащемуся;
развить способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развить коммуникативную компетенцию;
формировать интересы и навыки исследовательской деятельности;
воспитать уверенность в себе, сознания значимости выполненной работы.

З а д а ч иразвить умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать эти умения и навыки на

Слайд 24Опорная система, используемая на уроках химии

Виды опорных систем
Виды опорных систем

Опорная система, используемая на уроках химии	 Виды опорных системВиды опорных систем

Слайд 25Преимущества опорных систем

Преимущества опорных систем

Слайд 27 СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ.
Ключевые слова: структурно-логическая схема (СЛС),логика, клиповое мышление, алгоритм, анализ, синтез,

сравнение, суждение, умозаключение.
Схема— в теории познания и логике термин, служащий для обозначения образца некоторой операции, принципа порождения нового
Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ. Ключевые слова: структурно-логическая схема (СЛС),логика, клиповое мышление, алгоритм, анализ, синтез, сравнение, суждение, умозаключение. Схема—

Слайд 28Синтез - мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
Важнейший прием мышления

— сравнение, т.е установление сходства или различия предметов.
Суждение — форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Умозаключение – процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.
Синтез - мысленное объединение расчленяемых анализом элементов. Важнейший прием мышления — сравнение, т.е установление сходства или различия

Слайд 29Логика - раздел философии, наука о мышлении, решающая задачу, как получить

истинное знание о предмете путём рассуждений, как правильно из одних утверждений выводить другие, чтобы при условии истинности исходных данных получить и истинный результат. Основные законы логики - это определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Сам термин "логика" происходит от древнегреческого logos, означающего "слово, мысль, понятие, рассуждение, закон". Логика имеет множество правил, нарушение которых приводит к ложным выводам.
Логика - раздел философии, наука о мышлении, решающая задачу, как получить истинное знание о предмете путём рассуждений,

Слайд 30Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:
1) СЛС «Следование»– алгоритм, в

котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь .
2) СЛС «Циклическая» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
3) СЛС «Образно-наглядная» - алгоритм, который строится на основе образа
(например, часы, древесный срез ( =полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:1) СЛС «Следование»–  алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную

Слайд 31 Структурно-логические схемы – это оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех

познавательных способностей учащихся



относятся:
восприятие,
воображение,
память,
представление,
мышление


можно решить следующие задачи в учебной деятельности:


Осмысленное усвоение понятий;
Получение осмысленных знаний.
Развитие различных видов мышления.
Повышение интеллектуально – творческого потенциала

Структурно-логические схемы – это оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихсяотносятся:восприятие,воображение,память,представление,мышлениеможно решить следующие задачи

Слайд 32Заключение:
Применение технологии СЛС в обучении считаю актуальной в связи с тем,

что модели являются многофункциональными. Они могут быть использованы на различных этапах обучения: при первом знакомстве с материалом, закреплении, обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле. Модели обладают универсальностью так как могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин в работе с учащимися различных возрастных групп.
Заключение:Применение технологии СЛС в обучении считаю актуальной в связи с тем, что модели являются многофункциональными. Они могут

Слайд 33Спасибо за внимание!
Успехов,
творчества
и профессионального совершенства!

Спасибо за внимание!Успехов, творчества и профессионального совершенства!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть