Презентация, доклад Химия Древней Японии

Содержание

История древней Японии охватывает временной отрезок начиная с палеолита и заканчивая периодом Хэйан. В эту эпоху произошло заселение Японских островов, формирование основ хозяйства и религиозных представлений, а также формирование и становление японской государственности. В дальнейшем правители

Слайд 1Древняя Япония

Древняя Япония

Слайд 2История древней Японии охватывает временной отрезок начиная с палеолита и заканчивая

периодом Хэйан. В эту эпоху произошло заселение Японских островов, формирование основ хозяйства и религиозных представлений, а также формирование и становление японской государственности. В дальнейшем правители древней Японии предприняли первые контакты с внешним миром, провели реформы государственного устройства и сформировали государственную идеологию. Вся история древней Японии сопровождалась ассимиляцией народов Японского архипелага, изменениями земельных отношений, выделением сословий и аристократии, междоусобными войнами, а также развитием ремёсел и культуры.
История древней Японии охватывает временной отрезок начиная с палеолита и заканчивая периодом Хэйан. В эту эпоху произошло

Слайд 3На заключительном этапе истории древней Японии, в период Хэйан, народ Ямато

обрёл своё национальное самосознание. Практически во всех сферах жизни были созданы собственные аналоги, основанные на достижениях китайской культуры. В системе власти — это дуальная система правления, изначально построенная на родственных отношениях по материнской линии, а затем — на отношениях отца и сына. В религии — это появление японских форм буддизма, которые органично соединились с синтоизмом. В культуре — это создание собственной письменности, расцвет местной литературы, изобразительного искусства и архитектуры. Вместе с тем, нарушилась внутренняя цельность правящей элиты, потерпели крах принципы правовой системы японской государственности, возникли частные формы земельной собственности, что в итоге привело к кардинальным изменениям в обществе.
На заключительном этапе истории древней Японии, в период Хэйан, народ Ямато обрёл своё национальное самосознание. Практически во

Слайд 4В палеолите Земля была скована ледниками, и уровень воды был на

100 м ниже современного. Япония ещё не представляла собой архипелаг, а соединялась суходольными перешейками с материком. Внутреннее Японское море было просторной долиной. Ледники не достигали Восточной Азии, но их влияние ощущалось на климате. Япония входила в азиатскую степную экозону, богатую различными травами.
Первые признаки заселения Японского архипелага появились около 40 тысячелетия до н. э. с началом японского палеолита, который продолжался по 12-е тысячелетие до н. э. Население древней Японии занималось охотой и собирательством, изготавливало первые каменные орудия труда грубой обработки. В этом периоде отсутствуют керамические изделия, поэтому период также носит название периода докерамической культуры.

Первые японцы

Полированные каменные топоры (около 30 тыс. лет до н. э.).

В палеолите Земля была скована ледниками, и уровень воды был на 100 м ниже современного. Япония ещё

Слайд 5Около 10 тысяч лет до н. э. завершилась эпоха ледников, с

таянием которых поднялся уровень мирового океана. Благодаря этому образовался Японский архипелаг. В результате потепления и изменения движения морских течений японские степи времен палеолита заросли густым лесом. Примерно в это же время на Японские острова переселилась новая группа людей из Юго-Восточной Азии. Представители этой группы хорошо разбирались в судостроении и морской навигации. Вероятно, их каноэподобные лодки-долблёнки были принесены к японским берегам тёплым океанским течением Куросио. Новоприбывшие юго-восточные азиаты смешались с потомками палеолитической популяции Японского архипелага.

Период Дзёмон

Около 10 тысяч лет до н. э. завершилась эпоха ледников, с таянием которых поднялся уровень мирового океана.

Слайд 6Около 10 тысяч лет назад древние японцы начали изготавливать керамические изделия,

которые считаются одними из старейших в мире. Среди керамики того времени преобладала кухонная посуда в виде глубокодонных кувшинов для хранения продуктов, жарки и варки пищи. Характерной особенностью этих изделий был «шнурковый орнамент», который по-японски называется Дзёмон. Подобный орнамент наблюдался на островной посуде до середины II века до н. э., что позволило археологам называть японскую культуру времен неолита «культурой Дзёмон», а время её доминирование на Японском архипелаге — периодом Дзёмон.

Керамика в древней Японии

Около 10 тысяч лет назад древние японцы начали изготавливать керамические изделия, которые считаются одними из старейших в

Слайд 7В неолите древние японцы перешли к осёдлому образу жизни, формируя небольшие

поселения в 20—30 человек на невысоких холмах. Типичным жильём были землянки и полуземлянки. Вокруг поселения находились мусорные кучи, которые одновременно служили местом захоронения умерших.

Реконструкция посёлка

Среди поселений той эпохи выделяется стоянка Саннай-Маруяма в современной префектуре Аомори, датируемая V веком до н. э. и содержащая остатки большого посёлка на 100—200 человек.

Реконструкция дома собраний
на стоянке Саннай-Маруяма

В неолите древние японцы перешли к осёдлому образу жизни, формируя небольшие поселения в 20—30 человек на невысоких

Слайд 8Основой хозяйства жителей были охота и собирание плодов растений. Существовало половое

и возрастное разделение труда. Наряду с промыслами древние обитатели архипелага занимались примитивным разведением каштанов, бобовых, гречихи, а также культивацией устриц. Около IV—III века до н. э. они освоили примитивное суходольное рисоводство. Религиозным представлениям были присущи анимизм и тотемизм. Также они изготавливали из глины женские фигурки догу и поклонялись силам Земли, символам рождения и жизни.

Догу (глиняная фигурка)
периода Дзёмон

Основой хозяйства жителей были охота и собирание плодов растений. Существовало половое и возрастное разделение труда. Наряду с

Слайд 9Хотя рисоводство было известно в Японии ещё в эпоху Дзёмон, крупномасштабное

заливное рисоводство с использованием ирригации появилось на островах в 1 тысячелетии до н. э., путём заимствования из континента. Местом нововведений был север острова Кюсю, откуда эта культура распространилась в другие районы архипелага. С приходом заливного рисоводства люди, проживавшие до этого на небольших холмах, переселились на равнины и долины рек. Были созданы первые сельские общины мура, члены которых занимались созданием и поддержкой заливных полей.

Период Яёй

Уборка риса в поселении Яёй

Хотя рисоводство было известно в Японии ещё в эпоху Дзёмон, крупномасштабное заливное рисоводство с использованием ирригации появилось

Слайд 10 Появились новые орудия труда, такие как каменный нож-серп, а также

новые типы зданий для хранения зерна — амбары на подпорках. Члены общины начали проводить праздники и молебны за богатый урожай. Сформировался новый сельскохозяйственный ритуал и календарь.

Каменные ножи-серпы

Вместе с рисоводством в Японию с материка попала культура обработки металлов — меди, бронзы и железа. До I века до н. э. японцы импортировали готовые товары, но впоследствии наладили своё металлургическое производство. Среди основных бронзовых изделий были мечи, копья и гэ, а также зеркала и колокола дотаку. С распространением железных орудий во II веке н. э., бронзовое оружие превратилось в предметы культа.

Колокола дотаку

Появились новые орудия труда, такие как каменный нож-серп, а также новые типы зданий для хранения зерна

Слайд 11Также в начале 1 тысячелетия до н. э. на Японском архипелаге

начали изготавливать керамические изделия нового стиля, который походил на континентальный. Их особенностью был красноватый цвет, отсутствие узора и богатство видов посуды. Вероятно, реформа керамики была связана с распространением рисоводства. Такая посуда впервые была найдена в посёлке Яёй, по имени которого новая керамическая культура получила название «культуры Яёй». Время господства этой культуры на Японских островах с 1 тысячелетия до н. э. по III век н. э. называется периодом Яёй.

Кувшин периода Яёй

Также в начале 1 тысячелетия до н. э. на Японском архипелаге начали изготавливать керамические изделия нового стиля,

Слайд 12Благодаря рисоводству население Японии возросло. Это способствовало налаживанию отношений между общинами,

однако нередко провоцировало конфликты, особенно за контроль над ресурсами — землей и водой. Со II века до н. э. большинство поселений были уже окружены рвами и деревянным частоколом. Среди населения выделялись вожди, которые сосредоточили в своих руках религиозную и военную власть. Селения нередко объединялись в союзы — первые японские прото-государственные образования. Одним из самых укреплённых поселений-общин периода Яёй была стоянка Ёсиногари в префектуре Сага, которая свидетельствует о высоком уровне организации древних японцев.

Реконструкция стоянки Ёсиногари

Благодаря рисоводству население Японии возросло. Это способствовало налаживанию отношений между общинами, однако нередко провоцировало конфликты, особенно за

Слайд 13В IV веке письменные уведомления о Японии исчезают. Китай погрузился в

междоусобицы, повлёкшие ослабление его международного авторитета. Одновременно на Корейском полуострове возникли три государства — Когурё, Силла и Пэкче, которые начали борьбу за объединение Кореи. На этом фоне в Японии также усилились объединительные тенденции. Их выразителем стало государство Ямато, расположенное в одноимённом регионе современной префектуры Нара. Письменные свидетельства о начальной истории этого государства отсутствуют, однако археологи связывают его усиление с распространением культуры курганов-кофунов в центральной Японии.

Ямато (государство), Период Кофун

В IV веке письменные уведомления о Японии исчезают. Китай погрузился в междоусобицы, повлёкшие ослабление его международного авторитета.

Слайд 14Обычай хоронить состоятельных лиц в земляных курганах возник на Японском архипелаге

в III веке и сохранялся до середины VI века. Этот временной промежуток называют периодом Кофун, а культуру этого периода — «культурой Кофун». Японские курганы имели различные формы, однако самая распространенная из них напоминала с воздуха замочную скважину.

Самой южной точкой распространения культуры курганов считается префектура Кагосима, а самой северной — префектура Иватэ. Большинство историков и археологов ассоциируют распространение этой культуры с постепенным овладеванием государством Ямато землями Японского архипелага.

Наибольшее количество подобных могил находилось в Ямато и Кавати, на территории современных префектур Нара и Осака, что говорит о возможном союзе знати этих двух регионов.

Курган Дайсэн

Курган Госикидзука

Обычай хоронить состоятельных лиц в земляных курганах возник на Японском архипелаге в III веке и сохранялся до

Слайд 15В конце VI века японское правительство возглавил член императорской семьи Японии,

принц Умаядо, более известный как легендарный принц Сётоку. В 593 году он был назначен регентом императрицы Суйко. С начала правления принца отсчитывают период Асука (538—710), названный в честь политического и культурного центра страны в районе села Асука современной префектуры Нара.

Период Асука

принц Сётоку

Принц Сётоку взял курс на превращение аристократической федерации Ямато в централизованное государство континентального образца. В 600 году он отправил китайской династии Суй первое посольство, стремясь перенять опыт государственного строительства. Тремя годами позже принц учредил в Японии систему 12 рангов, с помощью которой пытался создать чиновничью бюрократию континентального типа, связанную напрямую с престолом. Следующим шагом Сётоку было издание в 604 году «Конституции 17 статей», морально-этического кодекса чиновников, в котором идеалом страны провозглашалась централизованная монархия.

В конце VI века японское правительство возглавил член императорской семьи Японии, принц Умаядо, более известный как легендарный

Слайд 16Принц также стремился укрепить международный статус Японии путём достижения равноправных отношений

с Китаем. В 607 году он отправил второе посольство к династии Суй. Посол Оно-но Имоко привёз китайскому императору письмо, начинавшееся с фразы «Сын Неба, где солнце всходит, пишет Сыну Неба , где солнце заходит. Как ваши дела?..». В документе оба монарха определялись как равные, что сильно разозлило китайскую сторону. Последняя традиционно выстраивала отношения с другими странами на основе превосходства Китая и считала использование японским правителем китайского титула «Сын Неба» возмутительным.

Император Ян
династии Суй

Только потребность иметь союзников в войне с корейским государством Когурё заставило китайцев принять японскую делегацию. В 608 году Сётоку отправил очередную делегацию в Суй, но несмотря на прошлогодний инцидент, использовал для имени своего правителя новый нейтральный титул «Небесный монарх». В китайской столице его восприняли с удовольствием, как признание японцами своей вины и китайского верховенства, однако японская сторона расценила реакцию китайцев как признание равноправия между обладателями их стран. Впоследствии этот титул превратился в часть имени японских монархов, которая переводится сегодня как «Император Японии».

Принц также стремился укрепить международный статус Японии путём достижения равноправных отношений с Китаем. В 607 году он

Слайд 17Во времена правления принца Сётоку статус государственной религии приобрел буддизм. В

593 году был построен большой монастырь Ситэнно-дзи, а в 607 году — монастырь Хорю-дзи. Вместе с тем, принц заботился о традиционных верованиях и проводил политику сосуществования религий.

Зал и пагода храма Хорю-дзи

Зал и пагода храма Ситэнно-дзи

Во времена правления принца Сётоку статус государственной религии приобрел буддизм. В 593 году был построен большой монастырь

Слайд 18Культура Древней Японии существовала примерно с III в. до н.э. и

до IX в. н.э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о данном периоде. Это может показаться странным — если иметь в виду сегодняшнюю роль Японии в современном мире. Тем не менее положение именно таково, и оно объясняется вполне определенными обстоятельствами.
Одно из них заключается в том, что Япония заявила о себе на мировой арене относительно поздно, лишь в III в. н.э., когда многие страны уже находились на стадии перехода от древнего общества к средневековому. Второе обстоятельство связано с тем, что самые ранние письменные источники, касающиеся древнейшего периода Японии, являются китайскими, относящимися, к тому же, не ранее как к началу нашей эры.

Культура древней Японии

Культура Древней Японии существовала примерно с III в. до н.э. и до IX в. н.э. Знакомство с

Слайд 19Первые японские источники, содержащие материалы о японской истории, появились лишь в

VIII в. н.э. Ими стали известные хроники — «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). Хотя в них имеются сведения о более раннем времени, эти сведения ограничены и не уходят слишком далеко.

«Кодзики»

«Нихонги»

Первые японские источники, содержащие материалы о японской истории, появились лишь в VIII в. н.э. Ими стали известные

Слайд 20В III-IV вв. н.э. существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В

нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные культуры и ритуалы, включая важнейший культ предков и связанный с ним похоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовал обычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели и плясали.

По мере развития земледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды. Один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой — осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней, хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились на специально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось само божество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.

святилище Ицукусима

В III-IV вв. н.э. существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и

Слайд 21Что касается японского искусства, то оно складывалось и развивалось под сильным

влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древние столицы Нара и Хэйан (Киото), как и другие города,
великолепные храмы, монастыри и дворцы, строились в китайском стиле. Среди первых культовых сооружений можно назвать святилище Найку храмового ансамбля Исэ (III в.), а также святилище храмового ансамбля Идзумо (550).

храм Исэ

храм Идзумо

Что касается японского искусства, то оно складывалось и развивалось под сильным влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что

Слайд 22 Одним из самых известных архитектурных памятников является храмовый ансамбль Хорюдзи

в Нара, включающий в себя Золотой храм, украшенный деревянными колоннами, и высокую пагоду с пятью крышами. Этот ансамбль с удивительной гармоничностью вписался в окружающий пейзаж и сшит классическим образцом для последующих построек. Наиболее величественным буддийским храмом стал храм Тодайдзи, комплекс которого занимал более 90 га. Он представляет собой самое большое деревянное сооружение: его высота — 49 м, ширина — 57 м, длина — 50 м. В нем находится гигантская статуя Космического Будды Вайрочаны высотой 18 м.

храм Тодайдзи

храм Хорюдзи

Будда Вайрочаны

Одним из самых известных архитектурных памятников является храмовый ансамбль Хорюдзи в Нара, включающий в себя Золотой

Слайд 23Эталон красоты в Японии
Япония - самая необычная и интересная из всех

стран Азии. Для европейцев культура Японии всегда была чем-то далеким и непонятным, и в тоже время манила своей причудливостью. Здесь отличается все - и философия мировоззрения, и кухня, и письменность, и культура. Даже эталон красоты совсем не похож на наш.

В средневековой Японии идеалом женской красоты являлись хрупкие миниатюрные девушки с маленькими ножками, точнее ступнями. Для этого в раннем возрасте девочки носили неудобные маленькие колодки, из-за которых ступня деформировалась и переставала расти. В итоге ножки действительно были маленькими, но каждый сделанный шаг давался с болью и трудом, поэтому девушки передвигались не самостоятельно, а на плечах слуг.

Эталон красоты в ЯпонииЯпония - самая необычная и интересная из всех стран Азии. Для европейцев культура Японии

Слайд 24В Японии белый цвет всегда связывался с чистотой и красотой, поэтому

все уважаемые и знатные представительницы прекрасного пола толстым слоем покрывали кожу белилами, что бы убрать все видимые изъяны лица, шеи и груди. Темное загорелое лицо считалось уродливым и присущим только для простых крестьян. Долгое время белокожесть была эталоном красоты японок, обусловленная в большей степени социальным положением.

Брови сбривались полностью, а вместо них черной тушью рисовалась тонкие изящные линии. Волосы собирались в плотный узел на макушке, закрепленный красивой резной палочкой.

Чтобы не портить прическу за ночь, девушки под голову ложили высокие деревянные подставки.

В Японии белый цвет всегда связывался с чистотой и красотой, поэтому все уважаемые и знатные представительницы прекрасного

Слайд 25В разные эпохи в Японии и некоторых частях Китая был популярен

обряд охагуро - покраска зубов в черный цвет. Основным ингридиентом краски были железные опилки растворенные в уксусе и дубильные вещества некоторых лиственных деревьев.

Черная смесь наносилась на зубы один раз в несколько дней, после подобной процедуры зубы надолго становились черными. В основном очерненные зубы были символом совершеннолетия девушки, и это значило, что она могла спокойно вступать в брак. Охагуро был распространен среди высших слоев населения, низшие сословия очерняли зубы только на большие праздники, поскольку эта процедура занимала не мало времени и средств.

Интересно, что и в России в 17 веке среди аристократии было популярно чернение зубов, дабы скрыть появляющийся кариес. И если девушка появлялась среди высшего общества с белыми зубами, значит она не следила за собой.

В разные эпохи в Японии и некоторых частях Китая был популярен обряд охагуро - покраска зубов в

Слайд 26Одежда (ифуку) в Японии подразделяется на две категории : вафуку (одежда

японского стиля) и ёфуку (одежда западного стиля). Слово «кимоно» является современным обозначением традиционной японской одежды типа халата, который носят перепоясанным в талии, но в минувшие эпохи этот тип именовался «косодэ» («кимоно» может также обозначать традиционную японскую одежду в целом).

Одежда Древней Японии

Одежда (ифуку) в Японии подразделяется на две категории : вафуку (одежда японского стиля) и ёфуку (одежда западного

Слайд 27История японской одежды в значительной своей части является историей эволюции косодэ

и японизации зарубежных видов. Что касается древней эпохи Дзёмон (от 10 тыс. до 300 лет до н.э.), то предполагается использование людьми мехов и коры для прикрытия наготы. В эпоху Яёи (от 300 лет до н.э. до 300 лет н.э.) в Японии появились шелководство и технология ткачества. Судя по китайским летописям, японцы той эпохи кутались в льняные или шелковые простыни.
Как свидетельствуют глиняные фигурки ханива из могил IV — V вв., мужчины одевались в кину (длинные перепоясанные верхние одежды с прямыми рукавами и перевязанные у кистей и локтей). На ногах красовались хакама — широкие брюки с перевязями ниже коленей. Женщины одевались в кину, мало отличавшиеся от мужских, и в плиссированные юбки (мо). Туалеты для обоих полов изготавливались из растительных волокон, например, лубяных, хотя знать временами позволяла себе и шелковые ткани.
История японской одежды в значительной своей части является историей эволюции косодэ и японизации зарубежных видов. Что касается

Слайд 28Внедрение буддизма и китайской системы правления привели к установлению правил для

одеяний аристократов и придворных чиновников, а все туалеты были разделены на церемониальные, придворные и рабочие. В эпоху Хэйан одежды стали более простыми по покрою, но зато на редкость многослойными. Одеяние аристократа для самых формальных случаев (сокутай) состояло из широких брюк, под которыми находились так называемые разделенные юбки (огути), а верхняя часть туловища декорировалась в многочисленные слои длинных и широких одежд (хо).

В менее формальных случаях мужчины носили хо поверх сасинуки (панталоны до щиколоток со шнуровкой), а под ними находились огути. В повседневном туалете хо уступали место коротким накидкам носи. На охоту аристократы выезжали в накидках из лубяных волокон (каригину), которые впоследствии сделались формальной одеждой для военных лидеров. Формальный костюм фрейлины эпохи Хэйан — карагинумо (с XVI в. он известен как 12 — слойная одежда — дзюнихитоэ). Его важнейшим элементом были утики — 5, 10 или более слоев платьев на подкладке, причем каждый последующий слой был длиннее предыдущего, что создавало впечатляющий эффект, учитывая ко всему прочему продуманную комбинацию цветов каждого слоя.

Внедрение буддизма и китайской системы правления привели к установлению правил для одеяний аристократов и придворных чиновников, а

Слайд 29Для повседневной носки женщины использовали упрощенный вариант утики (коутики) или широкие

верхние одежды с брюками. В поездках надевались соломенные шляпы с вуалями из полосок материи или бесподкладочные косынки (кинукадзуки). Женщины незнатного происхождения облачались в более простые одежды, включая короткие безрукавные платья. В эпоху Камакура, отмеченную падением престижа императорского двора, строгие военные костюмы потеснили шикарные шелковые изделия. Каригину превратились в стандартную форму самураев наряду с плащом (суйкан) из плотной ткани.

На каждый день предназначалась верхняя одежда хитатарэ с широким воротником. Ее запихивали в брюки. Женщины той эпохи поначалу отдавали предпочтение комбинации утики с хакама (шаровары или юбка), но затем утики заменили на косодэ — нижнее платье с короткими рукавами (хакама сохранили свои позиции). Эпоха Муромати прославилась в сфере туалетов лишь модой на дополнительные жакеты, которые носили поверх косодэ. В эпоху Адзути-Момояма под влиянием Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, проповедовавших яркий декоративный стиль, а также благодаря контактам с Западом и расширившимся связям с Китаем одежды аристократии стали гораздо более роскошными, чем в предшествующие эпохи, но самураи продолжали надевать камисимо (одноцветная «двойка» с безрукавной верхней частью).
Для повседневной носки женщины использовали упрощенный вариант утики (коутики) или широкие верхние одежды с брюками. В поездках

Слайд 30С годами для камисимо стали подбирать все более плотные материалы, верхнюю

половину расширили в плечах и к ансамблю добавили плиссированные волочащиеся брюки. В эпоху Эдо мужской и дамский варианты косодэ стали особенно ярко декорированными ввиду освоения новых технологий окраски тканей. Государство регламентировало типы, цвета и ткани для одежды простолюдинов и военных. Последним было предписано носить косодэ, хакама длиной до лодыжек и накидку хаори.

После реставрации Мэйдзи начался медленный процесс вестернизации японской одежды, причем лидерство в этом процессе захватили мужчины. Только после второй мировой войны обычай ношения западных туалетов стал нормой для всех слоев общества.

С годами для камисимо стали подбирать все более плотные материалы, верхнюю половину расширили в плечах и к

Слайд 31Ныне японская одежда представляет собой смесь самых различных стилей и покроев.

Материалы тоже самые разные. В магазинах есть все. Искусственная и натуральная трикотажная одежда совершенно европеизированного повседневного типа Casual и слишком авангардные вещи из «космических» материалов от современных дизайнеров. От педантичной строгости классических европейских костюмов и традиционных японских кимоно до безумной эклектики — все можно увидеть на улицах японских мегаполисов. Японцы одни из немногих бережно чтят традиции, но не боятся экспериментов.
Ныне японская одежда представляет собой смесь самых различных стилей и покроев. Материалы тоже самые разные. В магазинах

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть