Слайд 1Тема урока:
Растворы, растворимость.
«Незнающие пусть
научаться, а знающие вспомнят еще раз»
Учитель: Прутко В.В.
Слайд 2Цели урока:
Углубление знаний учащихся о растворах, растворимости, способах выражения растворимости
Закрепить на
практике умения приготовления растворов нужной концентрации
Слайд 3Задачи:
А) обучающие:
Вооружить учащихся конкретными знаниями
2) Актуализировать навыки решения расчетных задач
Б)
развивающие
Развивать логическое мышление, сообразительность, умение находить решение в нетипичных ситуациях
Активизация познавательной деятельности через решение проблемных ситуаций
Развивать умения анализировать, делать выводы
В) воспитательные
Показать материальное единство мира
Формировать навыки исследовательской деятельности
Воспитывать четкость, наблюдательность и организованность в работе
Слайд 4Характеристика урока:
Тип урока:
Изучение нового
материала
Методы урока:
Исследовательский,
Проблемный, Практико-
репродуктивный,
Объяснительно- иллюстративный
Слайд 5Формы урока:
Урок с элементами исследования и решения проблемных задач способствует применению
индивидуальной, парной, фронтальной формы работы.
Слайд 6 Сегодня о растворах мы поговорим,
И рассмотрим их значенье на
земле.
На растворимость поглядим,
Разных веществ в воде.
Узнаем много способов мы разных,
Выраженье растворимости, друзья.
Для растворения ведь очень важно:
Температура, природа вещества и растворителя.
Ребята! Как вы думаете, из чего складывается процесс растворения?
Слайд 7Процесс растворения складывается из:
-Разрушения структуры растворяемого вещества под воздействием растворителя.
-Взаимодействия
частиц растворенного вещества с молекулами растворителя ( процесс сольватации, а в случае воды – гидратации)
-Равномерного распределения частиц растворенного вещества с молекулами растворителя.
А, какое вещество является универсальным растворителем?
Вода является универсальным растворителем
Слайд 9В ходе эволюции вода создала окружающую нас природу, живой мир, да
Веселая минутка
Мир загадок:
1.Как только попаду я в воду,
То не видать меня вам сроду?
2.В воду – родится,
А воды – боится?
3.Только в воду окунется
Невидимкой обернется?
Химический анекдот:
На уроке химии: Скажи –ка, Володя, какие вещества не растворяются в воде?
Володя, не раздумывая сказал: Рыбы.
Это интересно:
Красивые облака – это тоже вода. Кажется, что они невесомы, но 1 км их весит около 2000 тонн.
Слайд 11Итак, ответьте на вопросы:
Есть ли абсолютно нерастворимые вещества?
Что
такое растворитель ?
Что такое растворимое вещество?
Что такое растворение веществ?
Что такое раствор?
Слайд 12Ответы:
Растворение- это измельчение (диспергирование) вещества до структурных частиц (атомов, молекул, ионов)
под воздействием растворителя.
Растворитель –это жидкость в которой растворяемое вещество растворяется, образуя раствор.
Растворимое вещество- это вещество, которое растворяется в растворителе, образуя раствор.
Раствор – это гомогенная система, состоящая из растворителя, растворенных веществ и продуктов их взаимодействия.
А что вы можете сказать о растворах?
Слайд 13Ответы:
Прозрачные , непрозрачные
Осаждаются, не осаждаются
Расслаиваются, не расслаиваются
Видны невооруженным глазом, не видны.
Вопрос:
От чего зависит растворимость?
Опыт: Взаимодействие воды с Na и Fe.
Слайд 14Проблемная задача
Помоги друзьям!
Однажды Незнайка и Знайка пошли с друзьями в поход.
Наловили рыбу, развели костёр и собрались варить уху. Но Незнайка оказался таким неловким, что опрокинул баночку с солью на речной песок.
- Ничего страшного! – воскликнул Знайка. – Беда легко поправима! Нам для этого нужно взять только …?
Что сказал Знайка? Каков план действий?
Слайд 15Правильные ответы ребят:
Растворить смесь в воде.
Тщательно перемешать.
Профильтровать.
Выпарить соль.
Ребята! Назовите виды растворов,
которые вы знаете.
Слайд 17
Голодный « динозаврик»- это Сытый « динозаврик»-
ненасыщенный раствор,
насыщенный раствор.
который готов принять Наш «динозаврик» насытился.
новые порции растворимого
вещества
Слайд 18 Проблемная задача «Алмазные веточки»
Готовим насыщенный раствор
хлорида натрия. В миску положим небольшую веточку красивой формы на 2 часа. Потом быстро вынеси на мороз в миске. К утру веточка покроется красивыми кристаллами.
Почему??
Ответ: В растворе соли больше, чем надо. Вот соль и обрадовалась, когда появилась веточка, и излишки соли отдала ей.
Слайд 20В зависимости от структурных единиц различают растворы:
Молекулярные – водные растворы неэлектролитов
Ионные
– водные растворы электролитов
Молекулярно- ионные – водные растворы слабых электролитов.
Закрепление в виде теста: ( перед проведением проверочной работы проводится физ. минутка)
минутка
Вы глаза свои закройте, про себя тихонько спойте:
1,2,3,4,5 – будем тихо отдыхать
6,7,8 – мы усталость свою сбросим.
На 9 – лени пальцем погрозим,
На 10 - дружно говорим,
Быть лентяем не хотим!
Слайд 22Тест о растворах
Насыщенный раствор одновременно:
А) может быть разбавленным
Б) не может быть
разбавленным
В) не может быть концентрированным
2. Что не представляет собой раствор?
А) дистиллированная вода
Б)хлорная вода
В)аммиачная вода
Г)известковая
3. Раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется
А) пересыщенный б) насыщенный в)ненасыщенный
Слайд 23
4. При растворении твердых веществ в воде энергия:
А) всегда поглощается
б) всегда выделяется
В) может выделяться или поглощаться
Г) не выделяется и не поглощается
5. Укажите компоненты сахара в воде:
А) вода б) катион глюкозы и анион фруктозы
В) сахароза г) фруктоза и глюкоза
6. Растворимость веществ в воде зависит от:
А) их природы б) для газов от давления
В) от природы растворителя г) от температуры
7. Ненасыщенный раствор можно сделать насыщенным:
А) добавив в раствор воды б) упарив раствор
В) дополнительно растворив соответствующую порцию соли
8. В какой воде лучше растворяется поваренная соль:
А) в холодной б) в горячей
Слайд 24
9. Укажите признаки, которые свидетельствуют о химической стороне процесса растворения:
А) выделение
энергии б) поглощение энергии
В) диффузия частиц растворимого вещества
Г) изменение окраски раствора
10. Процесс , при котором молекулы воды окружают молекулы растворенного вещества называется:
А) сольватация б) гидратация в) синерезис
Слайд 25Формулы для выражения состава раствора
1 W= (m р. в-ва /m
р-ра) . 100% - массовая доля р.в.
2 W = (V р.в/ V р-ра) . 100% - объемная доля р.в. (для газовых смесей)
3 См = (n р.в/ V р-ра) . 100% - молярная концентрация
4 m = (m р.в./ m р-ля) .100% - моляльная концентрация
Слайд 26Таблица – подсказка по решению задач на растворы
Слайд 28Закрепление
Сколько г медного купороса и воды нужно взять для получения 200г
10% раствора сульфата меди (II)?
Сколько г меда, в котором было 50% глюкозы, съел Чебурашка, если клетки его организма получили 120 г. воды?
Сколько г гидроксида натрия потребуется для получения 500 мл 0,2 М раствора?
Слайд 30Итог урока
Сегодня на уроке?
Теперь я знаю?
Мне на уроке?
Слайд 31Дом. задание
* 8, стр. 70-71, упр. № 4
Практическая
работа по желанию
Спасибо за работу!