Слайд 1ЗАДАНИЕ 22. ОГЭ
Химические свойства простых и сложных веществ
Сарина
Татьяна Васильевна, учитель химии МБОУ «СОШ №6»
г. Мариинск
Слайд 2ЗАДАНИЕ 1.
На занятиях кружка учащиеся исследовали простое вещество красного цвета, нерастворимое
в воде.
При поджигании этого вещества в колбе с кислородом оно сгорело с образованием продукта реакции белого цвета. Когда в колбу с этим продуктом прилили воды, получился раствор, в котором окраска лакмуса становилась красной. При добавлении избытка раствора гидроксида калия окраска лакмуса изменилась с красной на синюю.
Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте три уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания. Для третьего уравнения реакции составить полное и сокращенное ионное уравнение.
Слайд 3ЗАДАНИЕ 2.
Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
Слайд 4ЗАДАНИЕ 3.
Даны вещества: FeCl3; H2SO4(конц); Fe; Cu; NaOH; CuSO4.
Используя воду
и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Слайд 5
КАК НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ?
1. Систематизировать свои знания о физических
и химических свойствах веществ и о их превращениях в форме справочной тетради;
2. Одновременно регулярно тренироваться в решении задач этого типа;
3. Встретив трудные задачи разбирать их с помощь. товарищей, учителя, Интернет-ресурсов;
4. Добиваться решения большинства задач без помощи справочной тетради и советов.
Слайд 6
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1. Найти в условии задачи описания химических
превращений и записать их в виде схем реакций, неизвестные вещества обозначить буквами;
2. Найти в условии задачи все подсказки и записать их под соответствующими веществами;
3. Используя подсказки, химические свойства, качественные реакции веществ, расшифровать схемы, вместо букв записать формулы;
4. Расставить коэффициенты, внимательно перечитав вопрос задачи, составить полные и сокращенные ионные уравнения;
5. Сформулировать ответ.
Слайд 7
ПОДСКАЗКИ В УСЛОВИИ
1. Подсказками служат физические свойства веществ, указанные в
тексте: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость или нерастворимость в воде.;
2. Классификация веществ (простые, сложные вещества, оксиды, кислоты, основания, соли – на самом деле их не так уж много) и их свойства.
Записи следует делать максимально кратко, используя понятные сокращения (Т, Ж, Г – твердое, жидкое, газообразное; н/р – нерастворимое; б/з – без запаха и т.п.);
3. Важнейшие химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;
4. Качественные реакции.
Слайд 8
РАЗБЕРЕМ 1 ЗАДАНИЕ
На занятиях кружка учащиеся исследовали простое вещество красного
цвета, нерастворимое в воде.
При поджигании этого вещества в колбе с кислородом оно сгорело с образованием продукта реакции белого цвета. Когда в колбу с этим продуктом прилили воды, получился раствор, в котором окраска лакмуса становилась красной. При добавлении избытка раствора гидроксида калия окраска лакмуса изменилась с красной на синюю.
Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте три уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания. Для третьего уравнения реакции составить полное и сокращенное ионное уравнение.
Слайд 91. Химические превращения, описанные в этой задаче, можно выразить такими схемами
( в реальных задачах 22 дается описание двух реакций):
Х1 + О2 → Х2 (1)
Х2 + Н2О → Х3 (2)
Х3 + КОН → Х4 (3)
Слайд 102. Все найденные в тексте задачи подсказки, желательно перенести на схемы
реакций, подписав их под соответствующими веществами:
Х1 + О2 → Х2 (1)
Х2 + Н2О → Х3 (2)
Х3 + КОН → Х4 (3)
простое
красн., н/р
белое
белое
+ лакм – красн.
лакм – красн.
лакм - синий
Слайд 11Используя знания, без труда можно расшифровать свои схемы. Простые вещества, красного
цвета, которые изучаются в 8-9 классе всего два: фосфор и медь (причем про медь чаще пишут, что это металл). Но оксид меди черного цвета, а оксид фосфора – белого. Значит Х1 – фосфор, Х2 - оксид фосфора (V)
4Р + О2 = Р2О5 (1)
Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4 (2)
Н3РО4 + 3КОН =K3PO4 + 3H2O
простое
красн., н/р
белое
белое
+ лакм – красн.
лакм – красн.
лакм - синий
Слайд 12Окончательно на чистовике имеем запись:
4Р + О2 = Р2О5
Р2О5 +
3Н2О = 2Н3РО4
Н3РО4 + 3КОН =K3PO4 + 3H2O
Используемое вещество – красный фосфор, Р.
Слайд 13ЗАДАНИЕ 2.
Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
Слайд 14
Cu + Cl2 = CuCl2
Cu + HCl ≠
нет реакции
CuCl2 + AgNO3
= Cu(NO3)2 + AgCl↓
Cu(NO3)2 = CuO + NO2 + O2
Слайд 15
Cu + Cl2 = CuCl2
CuCl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2AgCl↓
2Cu(NO3)2
= 2CuO + 4NO2 + O2
Расставим коэффициенты в уравнениях. Составим
сокращённое ионное уравнение для второго превращения
Слайд 16ЗАДАНИЕ 3.
Даны вещества: FeCl3; H2SO4(конц); Fe; Cu; NaOH; CuSO4.
Используя воду
и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Слайд 17ЗАДАНИЕ 3.
FeCl3; H2SO4(конц); Fe; Cu; NaOH; CuSO4.
Fe + CuSO4 =
FeSO4 + Cu
Нужно получить Fe(OH)2
FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 …………
Fe + H2SO4 = Fe2(SO4)3 ……….
+3
+3
FeSO4 + 2NaOH= Fe(OH)2↓+ Na2SO4
Слайд 18ЗАДАНИЕ 3.
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
FeSO4 + 2NaOH= Fe(OH)2↓+
Na2SO4
Признаки протекания реакций:
для первой реакции: выделение красного осадка
металлической меди; изменение окраски раствора
с голубого до бледно-желтого.
2) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка.
Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции:
Слайд 19ЗАДАНИЕ 4.
В ходе лабораторной работы к раствору соли цинка учащиеся
добавили раствор щелочи до получения осадка. Для доказательства свойств полученного осадка продолжали приливать раствор щелочи до его растворения.
Запишите химическую формулу и название полученного осадка. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе лабораторной работы.
Слайд 20 Используемые ресурсы:
https://dist-tutor.info/course/view.php?id=859&item=7306
https://chem-oge.sdamgia.ru/