Слайд 3Вопросы входного контроля:
1. Какие из металлов главных подгрупп имеют наибольшее значение
в современной технике? Охарактеризуйте их свойства и применение.
2. Какими общими химическими свойствами обладают все металлы главных подгрупп, почему?
3. На основании каких свойств составлен электрохимический ряд напряжений металлов? Почему ему дано такое название?
Слайд 4Общие сведения:
В Периодической системеВ Периодической системе щелочные
металлы следуют сразу за инертными газамиВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомовВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электронВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурацияВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроныВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроны щелочных металловВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроны щелочных металлов могут быть легко удалены, потому что атомуВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроны щелочных металлов могут быть легко удалены, потому что атому энергетически выгодно отдать электронВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроны щелочных металлов могут быть легко удалены, потому что атому энергетически выгодно отдать электрон и приобрести конфигурацию инертного газаВ Периодической системе щелочные металлы следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроны щелочных металлов могут быть легко удалены, потому что атому энергетически выгодно отдать электрон и приобрести конфигурацию инертного газа. Поэтому для всех щелочных металлов характерны восстановительные свойства. Все щелочные металлы активно реагируют с кислородом, образуя оксиды или пероксиды, отличаясь в этом друг от друга: Li превращается в Li2O, а другие щелочные металлы в смесь M2O2 и MO2, причем Rb и Cs при этом возгораются. Все щелочные металлы образуют с водородом солеподобные термически стабильные при высоких температурах гидриды состава M+H, являющиеся активными восстановителями; гидриды разлагаются водой с образованием щелочей и водорода и выделением теплоты, вызывающей воспламенение газа, причем скорость этой реакции у лития выше, чем у Na и K.
Слайд 5Оборудование и материалы:
металлы: литий, натрий, калий, магний, кальций,
барий, тигельные щипцы, газовая горелка, фарфоровые чашки, индикатор фенолфталеин.
Слайд 15Опыт 2. Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов с водой.
Внимание: работу необходимо
проводить в вытяжном шкафу.
В три фарфоровые чашки прилейте воду. Тигельными щипцами поместите в каждую соответственно по кусочку лития, натрия и калия. Наблюдайте результаты опытов.
Добавьте индикатор фенолфталеин в каждую фарфоровую чашку. Какой цвет приобрел индикатор?
Повторите эксперимент с магнием, кальцием и барием. Отметьте наблюдаемые явления.
Слайд 21
Литература:
1. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений
/ О.С.Габриэлян, И.Г. Остроумов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 336с.
2. Гольдфарб Я.Л. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1984.- 191 с. 3. В.М. Потапов, Г.П. Хомченко Химия.- М.: Высшая школа,- 1985.