Слайд 1Интеллектуальная игра
по химии 8-9 класс
«Химические задачи
в мире профессий»
Слайд 2Цель игры:
-научиться решать ситуационные задачи по химии;
-показать значение и применение
химии в жизни.
Задачи игры:
-закрепить знания в решении задач по неорганической химии в форме игры;
-привить интерес к науке химии и показать роль химических знаний в жизни каждого человека.
Слайд 3Правила игры:
1 этап. Учащиеся 8-9 классов делятся на команды, в
соответствии с выбранной профессией. Решают ситуационные задачи, применимые к их профессии. За каждый правильный ответ-3 балла.
2 этап: Все команды выполняют одновременно зашифрованное послание, победитель получает-5 баллов.
Финал: Подсчитывается количество набранных баллов. Выигрывает та команда, которая набрала максимальное количество баллов.
Слайд 4Определитесь с профессией:
врач
повар
эколог
следователь
1
2
1
2
1
2
1
2
Слайд 5Задача 1. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной.
Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.
Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано восемь стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5г.
Слайд 6Задача 1. Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из
банки пудель Татоша, пока его хозяева купались в реке. Татоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.
Слайд 7Задача 1.В стратосфере на высоте 20 -30 км находится слой озона
O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Санкт-Петербурга в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного петербуржца?
Слайд 8Задача 1. Дежурный по монитору заметил, что в лаборатории драгоценных металлов
находится человек в белом халате, из сейфа извлёкающий плитку золота унцией весом. Объявив тревогу, дежурный бросился бежать по коридору. Ему навстречу попалось три человека в белых халатах, несущих лотки с реактивами. Один нёс бутыли со щелочами, другой с – кислотами, третий – с солями. Обыскав их, с подоспевшей охраной, он ничего не обнаружил. Лаборантов отпустили, вора не нашли. Его задержали некоторое время спустя, когда он пытался сбыть краденный драгоценный металл.
Кто из лаборантов вынес золото и как он это сделал?
Слайд 9Задача 2. Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она попросила папу
подать полиэтиленовый пакет с верхней полки, где был сахар. Пробегающая мимо Юля с ножницами в руках случайно проткнула пакет, он разорвался, и весь килограмм сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила папу и Юлю убрать сахар с пола и высыпать в мусорное ведро. Папа решил восстановить справедливость. Он сказал, что все сделает сам и отпустит девочку играть, если она предложит способ очистки рассыпанного сахара и определит его массовую долю в водном растворе 15-литрового ведра, где воды было 12 л.
Слайд 10Задача 2. Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами,
если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей ее 2%. После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости. Какой вывод вы сделаете для себя?
Слайд 11Задача 2. К знаменитому сыщику обратились геологи, нашедшие необычный минерал –
белый камень, который не плавился при очень высокой температуре, но легко возгонялся. Кислоты и водные растворы щелочей никак не действовали на него даже при нагревании. Он реагировал только с расплавами гидроксидов щелочных металлов. При прокаливании с углем камень превращался в серебристо – белый металл, который при сплавлении с медью давал желтый сплав – бронзу.
«Господа, я вас поздравляю – вы нашли очень ценную руду!» - заявил Холмс. Какую руду нашли геологи. Какие реакции описаны?
Слайд 12Ответы:
врач
повар
эколог
следователь
Слайд 13Задача 2.
При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается
до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н. у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.
Слайд 14Ответы:
Задача 1: w(сахара)=0,45 или 45%
Задача 2:Очистить можно следующим образом: 1) растворить
в воде и отфильтровать; 2) отфильтрованный раствор выпарить до патоки, которую и использовать для варки варенья, компотов, киселей.
W(сахара)=7,69%
Слайд 15Ответы:
Задача 1:В канализацию попадет 2000 г, т.е. 8 стаканов 2%-го раствора
фурацилина.
Задача 2:промывание желудка пойдет 4975 г воды
Слайд 16Ответы:
Задача 1: N(O3) = 9,03·1025 молекул, m(O3) = 7,2 кг.
Задача 2:
m(CO) = 80 кг, V(CO) = 64 м3
Слайд 17Ответы:
Задача 1:Это сделал лаборант, несущий лоток с бутылями
кислоты. Смешав HCl и
HNO3, он получил «царскую
водку», в которой и растворил золотой слиток. Так он
его вынес. Затем, осадив, решил сбыть его. Тут его и
взяли с поличным.
Au + 4HCl + HNO3 = H[AuCl4] + NO + 2Н2О
Задача 2:Был найден минерал касситерит («оловянный камень») состава SnO2, который реагирует с расплавами щелочей и восстанавливается до металла при прокаливании с углем:
SnO2 + 2KOH = K2SnO3 + H2O
SnO2 + 2C = Sn + 2CO
Слайд 182 этап: Разгадайте зашифрованное послание.
PoLiOHs TeOsTa HsInMgInCa, CdSnTiORaыI NaEu зNAlEuTi HsInMgю
Слайд 19Ответ:
Плох тот химик, который не знает своего предмета!