Презентация, доклад на тему Идем на урок химии: Повторяем тему кислоты.

ОпределениеКисло́ты — сложные вещества, которые состоят из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков. Они получили своё название из-за кислого вкуса большинства кислот. В водных растворах они диссоциируют на катион водорода (протон) и

Слайд 1Кислота

Кислота

Слайд 2Определение

на атомы металлов, и кислотных остатков. Они получили своё название из-за кислого вкуса большинства кислот. В водных растворах они диссоциируют на катион водорода (протон) и анион кислотного остатка.
В рамках теории электролитической диссоциации кислота — это электролит, при электролитической диссоциации которого из катионов образуются лишь катионы водорода.

Слайд 3История открытия
В 1778 французский химик Антуан Лавуазье предположил, что кислотные свойства

обусловлены наличием в молекуле атомов кислорода. Эта гипотеза быстро доказала свою несостоятельность, так как многие кислоты не имеют в своём составе кислорода, в то время как многие кислородсодержащие соединения не проявляют кислотных свойств. Тем не менее, именно эта гипотеза дала название кислороду как химическому элементу.

В 1839 немецкий химик Юстус Либих дал такое определение кислотам: кислота — это водородосодержащее соединение, водород которого может быть замещён на металл с образованием соли.

Первую попытку создать общую теорию кислот и оснований предпринял шведский физикохимик Сванте Аррениус. Согласно его теории, сформулированной в 1887, кислота — это соединение, диссоциирующее в водном растворе с образованием протонов (ионов водорода H+).
История открытияВ 1778 французский химик Антуан Лавуазье предположил, что кислотные свойства обусловлены наличием в молекуле атомов кислорода.

Слайд 4Наиболее распространены три теории кислот
По теории сольвосистем, начало которой положили работы

американских химиков Кэди и Франклина, опубликованные в 1896—1905 гг., кислота — такое соединение, которое даёт в растворе те положительные ионы, которые образуются при собственной диссоциации растворителя (Н3О+, NH4+). Это определение хорошо тем, что не привязано к водным растворам.
По протонной теории кислот и оснований, выдвинутой в 1923 г. независимо датским учёным Йоханнесом Брёнстедом и английским учёным Томасом Лоури, кислоты — водородсодержащие вещества, отдающие при реакциях положительные ионы водорода — протоны. Слабость этой теории в том, что она не включает в себя не содержащие водорода вещества, проявляющие кислотные свойства, так называемые апротонные кислоты.
По электронной теории, предложенной в 1923 г. американским физикохимиком Гилбертом Льюисом, кислота — вещество, принимающее электронные пары, то есть акцептор электронных пар. Таким образом, в теории Льюиса кислотой могут быть как молекула, так и катион, обладающие низкой по энергии свободной молекулярной орбиталью.
Наиболее распространены три теории кислотПо теории сольвосистем, начало которой положили работы американских химиков Кэди и Франклина, опубликованные

Слайд 5Классификация кислот
По содержанию кислорода
бескислородные (HCl, H2S)
кислородосодержащие (HNO3)

Классификация кислотПо содержанию кислородабескислородные (HCl, H2S)кислородосодержащие (HNO3)

По основности — количество кислых атомов водорода
Одноосновные (HNO3)
Двухосновные (H2SeO4)
Трёхосновные (H3PO4, H3NO4)
Четырёхосновные

(H4CO4).
По основности — количество кислых атомов водородаОдноосновные (HNO3)Двухосновные (H2SeO4)Трёхосновные (H3PO4, H3NO4)Четырёхосновные (H4CO4).

По силе
Слабые

— константа диссоциации меньше 1×10−3 (уксусная кислота Kд= 1,7×10−5).
По силеСильные — диссоциируют практически полностью, константы диссоциации больше 1×10−3 (HNO3)Слабые — константа диссоциации меньше 1×10−3 (уксусная

По устойчивости
Устойчивые (H2SO4)
Неустойчивые (H2CO3)

По устойчивостиУстойчивые (H2SO4)Неустойчивые (H2CO3)

По принадлежности к классам химических соединений
Неорганические (HBr)
Органические (HCOOH)

По принадлежности к классам химических соединенийНеорганические (HBr)Органические (HCOOH)

По летучести
Летучие (H2S, HCl)
Нелетучие (H2SO4)

По летучестиЛетучие (H2S, HCl)Нелетучие (H2SO4)

По растворимости в воде
Растворимые (H2SO4)
Нерастворимые (H2SiO3)

По растворимости в водеРастворимые (H2SO4)Нерастворимые (H2SiO3)

Слайд 12Химические свойства кислот
Взаимодействие с оксидами металлов с образованием соли и воды:
Взаимодействие

со щелочами с образованием соли и воды (реакция нейтрализации):
Химические свойства кислотВзаимодействие с оксидами металлов с образованием соли и воды:Взаимодействие со щелочами с образованием соли и

Слайд 13Взаимодействие с солями, если выпадает осадок или выделяется газ:
Сильные кислоты вытесняют

более слабые из их солей:

Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из раствора кислоты (кроме азотной кислоты любой концентрации и концентрированной серной кислоты ), если образующаяся соль растворима

Для органических кислот характерна реакция этерификации (взаимодействие со спиртами с образованием сложного эфира и воды):

Взаимодействие с солями, если выпадает осадок или выделяется газ:Сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей:Металлы, стоящие

Слайд 14Промышленное производство HNO3
Производство азотной кислоты
Современный способ её производства основан на каталитическом

окислении синтетического аммиака на платино-родиевых катализаторах (метод Габера) до смеси оксидов азота (нитрозных газов), с дальнейшим поглощением их водой
4NH3 + 5O2 (Pt) → 4NO + 6H2O
2NO + O2 → 2NO2
4NO2 + O2 + 2H2O → 4HNO3.

Промышленное производство HNO3Производство азотной кислотыСовременный способ её производства основан на каталитическом окислении синтетического аммиака на платино-родиевых катализаторах

Слайд 15Промышленное производство H2SO4
Уравнение реакции первой стадии
t = 800°C
4FeS2 + 11O2 2Fe2O3

+ 8SO2 + Q
ВТОРАЯ СТАДИЯ - окисление SO2 в SO3 кислородом.
Протекает в контактном аппарате.
Уравнение реакции этой стадии: 2SO2 + O2=2SO3 + Q
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - поглощение SO3 серной кислотой.
Уравнение реакции этого процесса
nSO3 + H2SO4= H2SO4·nSO3
Промышленное производство H2SO4Уравнение реакции первой стадииt = 800°C4FeS2 + 11O2 2Fe2O3 + 8SO2 + QВТОРАЯ СТАДИЯ -

Слайд 16Охрана окружающей среды
В зоне до 300 км от источника загрязнения (SO2)

опасность представляет серная кислота, в зоне до 600 км. - сульфаты. Серная кислота и сульфаты замедляют рост с/х культур. Закисление водоемов (весной при таянии снега, вызывает гибель молоди рыб. Помимо экологического ущерба налицо экономический ущерб - громадные суммы каждый год теряются при раскисление почв.
Охрана окружающей средыВ зоне до 300 км от источника загрязнения (SO2) опасность представляет серная кислота, в зоне

Слайд 17Соляная кислота: влияние на экологию и здоровье человека.
Соляная кислота (хлористоводородная кислота)

– водный раствор хлористого водорода HCl, представляет собой прозрачную бесцветную жидкость с острым запахом хлористого водорода.
Соляная кислота играет важную роль в процессах пищеварения, она является составной частью желудочного сока. Разведенную соляную кислоту назначают внутрь главным образом при заболеваниях, связанных с недостаточной кислотностью желудочного сока.
Соляная кислота очень опасна для здоровья человека. При попадании на кожу вызывает сильные ожоги. Особенно опасно попадание в глаза.
Соляная кислота: влияние на экологию и здоровье человека.Соляная кислота (хлористоводородная кислота) – водный раствор хлористого водорода HCl,

При попадании соляной кислоты на кожные покрытия ее необходимо немедленно смыть

обильной струей воды. Очень опасны туман и пары хлороводорода, образующиеся при взаимодействии с воздухом концентрированной кислоты. Они раздражают слизистые оболочки и дыхательные пути. Длительная работа в атмосфере HCl вызывает катары дыхательных путей, разрушение зубов, помутнение роговицы глаз, изъязвление слизистой оболочки носа, желудочно-кишечные расстройства.
Острое отравление сопровождается охриплостью голоса, удушьем, насморком, кашлем.
В случае утечки или разлива соляная кислота может нанести существенный ущерб окружающей среде. Во-первых, это приводит к выделению паров вещества в атмосферный воздух в количествах превышающих санитарно-гигиенические нормативы, что может повлечь отравление всего живого, а также появлению кислотных осадков, которые могут привести к изменению химических свойств почвы и воды.
Во-вторых, она может просочиться в грунтовые воды, в результате чего может произойти загрязнение внутренних вод.
В городах кислотные осадки ускоряют процессы разрушения сооружений из мрамора и бетона, памятников и скульптур. При попадании на металлы соляная кислота вызывает их коррозию, а, реагируя с такими веществами, как хлорная известь, диоксид марганца, или перманганат калия, образует токсичный газообразный хлор.
При попадании соляной кислоты на кожные покрытия ее необходимо немедленно смыть обильной струей воды. Очень опасны туман

Слайд 19Безопасность и охрана здоровья
Везде, где это возможно, агрессивные кислоты должны заменяться

другими, представляющими меньшую опасность; необходимо использовать минимально допустимую для процесса концентрацию. При применении минеральных кислот должны соблюдаться соответствующие меры безопасности при хранении, транспортировке, утилизации, а также обеспечиваться необходимая вентиляция, индивидуальные средства защиты и меры первой помощи.
Хранение. Помещения для хранения кислот должны быть изолированы от других, иметь хорошую вентиляцию и защиту от солнечного света и источников тепла; они должны иметь цементный пол и не содержать материалов, с которыми могла бы вступать в реакцию кислота.
Транспортировка. Кислоты должны подаваться через герметичные системы, чтобы исключить возможность контакта с ними.
Безопасность и охрана здоровьяВезде, где это возможно, агрессивные кислоты должны заменяться другими, представляющими меньшую опасность; необходимо использовать

Слайд 20Индивидуальная защита. Люди, сталкивающиеся с брызгами минеральных кислот, должны пользоваться кислотоустойчивыми

средствами индивидуальной защиты: предохраняющими руки, глаза, лицо, применять фартуки, комбинезоны и защитные костюмы.
Неотложная помощь. При попадании кислот на кожу или в глаза следует немедленно и обильно промыть проточной водой. Поэтому в помещениях должны быть предусмотрены души, фонтанчики для промывки глаз, ванны или резервуары с водой. Необходимо снять загрязненную одежду и выполнить процедуру обработки кожи.
Людей, вдохнувших пары кислот, необходимо немедленно удалить из загрязненной зоны, обеспечить покой и оказать медицинскую помощь. При случайном глотании кислоты необходимо дать нейтрализующее вещество и промыть желудок. Не следует искусственно вызывать рвоту.
В дополнение к общим мерам, описанным выше, кислоту не следует хранить в непосредственной близости от горючих веществ или окислителей, а также рядом с металлами и металло- гидридами, которые могут вступать в реакцию с кислотой с выделением водорода. Взрывоопасные концентрации водорода в воздухе составляют от 4 до 75 объемных процентов. Электрооборудование должно иметь взрывобезопасное исполнение и быть защищено от разъедающего действия паров кислоты.

Индивидуальная защита. Люди, сталкивающиеся с брызгами минеральных кислот, должны пользоваться кислотоустойчивыми средствами индивидуальной защиты: предохраняющими руки, глаза,