Слайд 1Формирование и развитие критического мышления на уроках химии
Невдашева Е.А. учитель химии и биологии МКОУ Зайцевская СОШ
Слайд 2Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика
самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика , пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания
Слайд 3Технология развития критического мышления – это интегративный способ обучения, когда применяются
групповые задания для самостоятельной работы учащихся:
они содержат ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
предполагают смену ролевых позиций учащихся;
настраивают на доверие участников группы друг к другу;
выполняются приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Слайд 4Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов
на вопросы преподавателя
Технология критического мышления - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Слайд 5Стадии
технологии критического мышления
Краткое обобщение имеющихся знаний
Вдумчивая работа с новыми понятиями
Интеграция
новых
и имеющихся знаний
Слайд 61 этап -"Вызов"(ликвидация чистого листа)
Ребенок ставит перед собой вопрос: Что
я знаю?
по данной проблеме.
Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака".
На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
Слайд 72 этап - "Осмысление" (реализация осмысления)
На данной стадии ребенок под руководством
учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать?)
Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (в группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста
(“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.
Слайд 83 этап - "Рефлексия" (размышление)
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок
на уроке по данной проблеме.
На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.
Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.
Слайд 9
Приемы развития критического мышления
Ассоциация
Инструкции
Ключевые слова
Толстые и тонкие вопросы
Дерево предсказаний
Перепутанные логические цепочки
Синквейн
Кластер
ЗХУ
Шест
шляп мышления
Пометки на полях (Insert)
Фишбоун
Верно - Неверно
Н
Маркировочная
таблица
Слайд 10 Используемые приёмы
На стадии вызова :
1. «Покопаемся в памяти»
Учащиеся индивидуально,
в парах постоянного состава или в группах в течение 2-3 минут отвечают на вопросы, делая пометки в тетради:
- Что вам известно по теме урока?
- Почему вам это нужно знать?
- Важно записать все, что придет на ум, не имеет значение правильность суждения.
2. «Ассоциация»
Например, на уроке «Жесткость воды и способы ее устранения» в 9 классе ученики получают задание: прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «жесткая
вода»?
Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, учитель их записывает на доске.
Слайд 113. «Ключевые слова»
Учащимся предлагается составить мини - рассказ из предложенных слов,
при составлении которого они используют свои предыдущие знания, делают определенные прогнозы.
Например: «Экологические проблемы загрязнения воздуха».
Ключевые слова: воздух, пыль, дым, выхлопные газы, здоровье, автотранспорт.
4. «Перепутанные логические цепочки»
На доске или слайде записаны верные и неправильные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-» там, где неверное. Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.
Например, урок в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства неметаллов»
- Неметаллы обладают свойствами металлов.
- Неметаллы могут быть по агрегатному состоянию твердыми, жидкими и газообразными веществами.
- Газы – водород, кислород, азот и хлор образуют трехатомные молекулы.
- Неметаллы проводят тепло и электрический ток.
- Неметаллы– хрупкие вещества.
- Неметаллов в ПС больше, чем Ме.
Слайд 125. Дискуссия, «Совместный поиск».
Урок по теме «Химические свойства и применение кислорода
и водорода» - 8 класс:
Какие процессы происходят согласно схеме:
Н20 – 2e = 2Н+
О20 + 2•2e = 2О-2
6. Кластер (графическая систематизация информации)
Этот прием используется как на стадии вызова, так и рефлексии. Он позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, стимулирует появление новых ассоциаций. Для составления кластера необходимо:
- Записать ключевое слово или предложение в центре доски.
- Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум
в связи с данной темой.
- По мере того, как возникают идеи, устанавливаются связи между ними.
- Так же кластер может быть оформлен в виде таблицы
Слайд 13На стадии осмысления:
1. Прием «маркировка текста» или «пометки на полях»
Он заключается
в том, что работая с текстом, ученики делают карандашом следующие пометки:
«+» - мне это известно;
«-« - это противоречит тому, что я знал;
«!» - Это для меня является новым;
«?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше.
Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают пометки на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.
Затем результаты работы могут обсуждаться фронтально или в группах. При этом может использоваться прием «маркировочная таблица»
Обсуждаемая информация фиксируется учителем на доске в таблице
Слайд 14Применение концептуальной таблицы
Ученики могут сравнить состав, строение и свойства аллотропных
видоизменений кислорода, изучаемых в 8 классе, заполняя концептуальную таблицу:
Прием «двучастный дневник»
Рекомендуется применять на уроке, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом или материал излагается лекционно. При этом ведутся такие дневники, состоящие из двух частей: в первой части записывается краткий конспект, а во второй фиксируются возникающие вопросы, к выяснению которых возвращаются позже. Такие дневники можно использовать и при самостоятельной работе с текстом дома. В этом случае следует оговорить заранее, сколько записей должен сделать ученик. Данный прием дает возможность ученикам тесно увязать содержание текста с их личным опытом, удовлетворить природную любознательность.
Слайд 15Прием «тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала.
Толстые вопросы
– проблемные.
Вопросы записываются на доске перед лекцией или экспериментом и помогают ученикам анализировать их содержание.
Слайд 17 На стадии рефлексии
Для корректировки и систематизации знаний эффективны следующие методические
приемы: «кластер», «синквейн», «эссе», «самоанализ», «шесть шляп критического мышления».
Прием «эссе» - письменное задание, которое помогает ученикам подвести итог работы на уроке. Обычно предлагается два вопроса, на которые нужно дать короткий, но в то же время полный ответ:
- Что вы узнали по пройденной теме?
- Что хотели бы узнать в большем объеме?
Прием «самоанализ» - тренинг собственных знаний «знаю - не знаю»
Слайд 18Прием «Шесть шляп критического мышления»
Класс делится на 6 групп. Каждая
группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.
«Белая шляпа» - статистическая
(констатируются факты по теме, без обсуждения).
«Желтая шляпа» - положительная
(высказываются положительные моменты);
«Черная шляпа» - негативная
(определяются отрицательные стороны проблемы);
«Синяя шляпа» - аналитическая
(проводится анализ по проблеме);
«Зеленая шляпа» - творческая
(высказываются самые бредовые идеи и предложения);
«Красная шляпа» - эмоциональная
(формулируются эмоции, которые испытали ребята при работе
с материалом).
Слайд 21Что дает ученику технология критического мышления?
повышение эффективности восприятия информации
повышение интереса
как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
умение ответственно относиться к собственному образованию
умение работать в сотрудничестве с другими
повышение качества образования
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Слайд 22Что дает учителю технология критического мышления?
- умение создать в классе атмосферу
открытости и сотрудничества
- возможность использовать модель обучения
и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Слайд 23
Современный педагог понимает, что ни одна наука в одиночку
не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.
Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется нам инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать педагогические задачи, поставленные в связи с развитием новых стандартов в образовании.