Слайд 1Cовременные проблемы химического образования и методики обучения химии
Слайд 2
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения,
но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения – той самой формой, на которую стоит обращать особое внимание.
Слайд 3Урок – основа учебно-воспитательного процесса, который в свою очередь является элементом
образовательного процесса в целом.
Урок - целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы
и составом участников организационная единица учебного процесса
Слайд 4Что главное в уроке? Каждый преподаватель имеет на этот счет свое,
совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением преподавателя.
Для других, наоборот, гораздо важнее
подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Слайд 5 Времена, когда преподавателя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации
урока миновали, а значит, появились новые проблемы – помимо основной – несоответствия содержания учебного предмета на разных ступенях обучения. Резкая дифференциация классов и школ привела к полному дисбалансу в изучении предмета. Из-за профилизации в разных школах разнится количество часов – а значит и наполненность предмета не может быть одинаковой, во многих случаях ещё и достаточной для сдачи экзаменов.
Слайд 6 Уровнем проведения урока
Содержательной частью
Методической наполненностью
Атмосферой
Но даже при
небольшом количестве часов многое можно сделать. Качество подготовки учащихся во многом определяется:
Слайд 7И всё же меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке.
То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
Но всё это может дать только опытный, подкованный с точки зрения методики преподавания, учитель.
Прежде чем вводить какие-то новации, стоит всё же прислушаться к опыту старших.
Слайд 8Однозначного ответа на вопрос «Традиционный урок это хорошо или плохо?» -
нет, так как он – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики. Традиционный урок – это все еще реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают работать в традиционной парадигме.
Слайд 9
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения,
средний ученик в целом.
З а:
Слайд 10
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна
и отработана до мелочей.
Слайд 11
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать,
всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Слайд 12Против:
Очень высокая утомляемость преподавателя, т. к. большую часть урока проводит он
сам.
Слайд 13Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» студентов,
которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего»,
а с «сильными» работать некогда).
Слайд 14Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания
со стороны студентов и родителей к требованиям,
предъявляемым
преподавателем.
Слайд 15Большинство преподавателей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня студентов, увеличение количества студентов,
в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
Слайд 16Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос:
«Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться лучше отличников, которые всегда
четко и правильно выполняли указания учителя.
Слайд 17С другой стороны, троечник неконкурентоспособен. Качество устроенности троечника – это уровень
нахрапистого, агрессивного ловкача,
Условием национальной конкурентоспособности является интеллектуалоемкость производства, объективно требующая высокой квалификации работников.
Троечник такие задачи не решит, а отличник – не может, т.к. приучен выполнять указания, а не действовать самостоятельно.
Слайд 18Ответственность «сверху вниз» ничего, кроме безответственности, не порождает. Находящийся «внизу», исполняя
не свою волю, будет всячески уклоняться от принятия самостоятельных решений. Эту чрезвычайно важную работу по перестройке сознания начинают с системы образования.
Слайд 19Преподаватель как был, так и остается главным действующим лицом на любом
уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в плавании и главным штурманом проводки через все узкие места и подводные камни предмета, дисциплины.
Слайд 20Процесс перехода от традиционного к инновационному обучению
Слайд 21Кроме урока в последнее время появилось множество других форм организации учебной
деятельности, а в самом уроке – новых целей, критериев, задач, форм взаимодействия.
Все они помогают учителю справиться с возникающими проблемами из-за недостатка часов. Умелая комбинация новых и старых методик преподавания позволяет сэкономить время и объяснить материал с большей эффективностью.
Слайд 22
Мозговой штурм
Работа в микрогруппах
Деловая игра
Кейс-стади
Ролевая игра
Дискуссия
Ситуация - проблема
Интеллектуальная разминка
Сократовская беседа Имитационные игры
Организационно-деятельностная игра
Ситуация – оценка
Профессиональный тренинг
Слайд 23В современной методике системы образования позиция преподавателя меняется, мы отходим от
«театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки.
Преподаватель постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов».
Слайд 24Посредственный преподаватель излагает,
Хороший – объясняет,
Выдающийся – показывает,
Великий – вдохновляет.
В Уорд
американский социолог
Слайд 25Субъект жизни тем и отличается от объекта жизни, что он –
активен самостоятельно, умеет творчески решать проблемы, понимает ценность и смысл своих действий, ответственен за их последствия.
Слайд 26На развивающем уроке половина учебной деятельности отходит к студентам, а в
личностно ориентированном студент уже выполняет большую ее часть. Преподаватель, однако, не освобождается от своей основной функции – учить.
Слайд 27Если вы уверены, что вашим ученикам маловато просто знаний и умений,
и неплохо было бы научить ребят хоть немного отходить от стандартных решений (скажем, решая учебные задачи), то вы – на пути к парадигме развивающей
Ученикам необходимо время на самоподготовку. Оно включает работу с несколькими источниками информации и оформляется в виде творческого отчета (письменно или устно). Отметим, что творческий отчет – это уже новая форма деятельности учащихся. Помимо этого, урок – творческий отчет – это и новая форма урока.
Слайд 28Как применять тот объем знаний, который получен за 10 000 уроков?
Слайд 29В одной из телепередач НТВ ведущие развернули дискуссию о пользе (или
вреде) кроссвордов. В качестве гостя в студию был приглашен артист оригинального жанра, наизусть выучивший большой энциклопедический словарь. Действительно, само по себе достижение феноменальное. Но что поразительно: этот герой передачи не смог дать ответ ни на один вопрос кроссворда. Потрясающий пример того, как человек не может применить обширнейшие механически заученные знания.
Слайд 30А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний
для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума?
Слайд 31Нам необходимо образование, направленное на развитие критического и творческого мышления, самостоятельности
и ответственности,
способности к пониманию других и сотрудничеству.
Интерактивные методы обучения – направленные на получение студентами собственного опыта и его осмысления. Каждый студент должен проживать учебный процесс в роли его активного участника.
Спорьте, заблуждайтесь, но ради Бога
размышляйте и хотя и криво да сами
Лессинг
немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель
Слайд 32Самостоятельная работа
Активное обучение должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение,
а на формирование умения «добывать» знания , умения ориентироваться в стремительном потоке информации
Самообразовательная деятельность предполагает наличие у студентов умений самостоятельной познавательной активности. Формирование таких умений – одна из важнейших
задач обучения.
Слайд 33Можно выделить три уровня самостоятельной деятельности студентов:
репродуктивный (тренировочный) Цель: закрепление
знаний, формирование умений, навыков
реконструктивный (новый подход) Цель: использовать знания предыдущих лет или других предметов
творческий (поисковый) Цель: анализ проблемной ситуации, получение новой информации. Студент должен самостоятельно выбрать средства и методы решения.
Слайд 34Творческий потенциал человека в процессе обучения реализуется далеко не полностью, поскольку
существующая система ориентирована лишь на текущие запросы, а не на перспективу.
Однако современный мир настолько изменчив, что три четверти специальностей в течение 25-30 лет либо отмирают, либо нуждаются в радикальном обновлении. Поэтому человек должен в течение жизни переучиваться или менять специальность.
Слайд 35Результат:
получение навыков управления своим обучением на любом уровне пожизненно
(Т.е. быть
способным адаптироваться к любым изменениям на рынке труда)
Слайд 36Основой хорошего, качественного урока является правильная постановка
главной дидактической цели урока.
Главная дидактическая цель урока должна отражать
какие теоретические знания получат студенты
какие умения у них будут сформированы
какие навыки развиты, усовершенствованы.
Слайд 37Всякая цель
должна быть
реальной, достижимой,
но не легкой,
конкретной,
четко изложенной
и легко диагностируемой.
Цель выбираю я, но цель ведет меня.
Слайд 38Эти цели могут (должны) отражать
- какое понятие (правило, закон и т.п.)
должны усвоить (и на каком уровне)
- как будет раскрыто содержание определенного понятия
- что будет показано (в широком смысле слова)
- что учащиеся должны будут научиться находить, определять, решать, вычислять и т.п.
- что они должны научиться проектировать, изготовлять
Слайд 39Постановка целей
Всегда записывайте их – для того, чтобы сделать их предметом
внешней реальности; сделать определенными и продемонстрировать серьезность намерений
Сделайте их яркими позитивными и реальными – представьте, прочувствуйте их и обдумайте
Формируйте четкие образы
Сначала представьте конечный результат, затем разработайте стратегию – планирование будущих действий
Установите сроки – четкие конкретные, достижимые, подходящие, уместные
Будьте готовы изменять свои цели и идти дальше
Несите личную ответственность- в основном перед собой!
Слайд 40Кроме обучающей, нельзя забывать про воспитательную и развивающую цели обучения.
Принцип
единства обучения, воспитания и развития учащихся
(Определение цели – ожидаемый результат деятельности)
Слайд 41Триединая цель урока вбирает в себя 3 аспекта:
познавательный,
воспитательный
и развивающий..
Слайд 42
Развивающие и воспитательные факторы
Единство обучения, воспитания и развития
Позиция учителя по
отношению к студентам и стиль педагогического общения.
Общая культура преподавателя, культура речи, внешнего вида, стиля общения
Преподаватель – носитель научного знания, общественного опыта и культуры нации. Он является связующим звеном между достигнутым и будущим уровнями общественного развития
Преподавание – это наука и искусство
Слайд 43 Проект «Культура общения педагога-предпринимателя – залог успешной деятельности»,
выполненный педагогами колледжа по
международному проекту «Предпринимательство в педагогике».
«Дьякам в Думе говорить по ненаписанному, чтобы дурь каждого была видна»
Указ Петра I
Слайд 44Информация – продукт и предмет труда преподавателя
Научность, доступность, посильность
Актуальность и связь
с жизнью
Новизна, проблемность и привлекательность материала
Оптимальность объема предложенной информации
Для запоминания информация группируется в блоки (7± 2)
Слайд 45«КРИЗИСЫ ВНИМАНИЯ»
Они следуют друг за другом:
первый через 14-18 минут,
второй через
11-14 минут,
третий – через 9-11,
четвертый и все последующие – через 5-6 минут
Слайд 46С 1-ой по 4-ю минуту способны усвоить максимально около 60% получаемой
информации
С 5-й по 23-ю минуту – около 80%
С 24-й по 34-ю – около 45-50%
С 35-й минуты к 45-й идет спад (снижение возможности восприятия и усвоения полученной информации) до 6%
Слайд 47Я услышал и забыл.
Я увидел и
запомнил.
Я сделал сам и понял.
Слайд 50Мы усваиваем:
10 % прочитанного;
20 % услышанного;
50 % одновременно увиденного
и услышанного;
70 % того, что обсуждаем с другими; 80 % того, что познали на
95 % того, что преподаем другим!
“Уча других, мы учимся сами”
(Сенека)
Слайд 51Основной вид деятельности преподавателя – общение. «Я» - основной инструмент, средство
обучения. Каждый преподаватель преподносит свой материал по-своему, в своей собственной манере.
Студенты воспринимают нашу информация также по-разному: через слух, зрение или кинесико-тактильным способом. От того, по какому каналу преимущественно идет информация люди (и студенты, и преподаватели) делятся на три типа:
аудиал, визуал, кинестетик
Слайд 52Следовательно, любая информация должна быть представлена несколькими способами: логическая цепочка,
примеры,
рисующие картину,
примеры от жизни,
связанные с жизнью –
объяснение на трех различных уровнях.
Слайд 53
Аудиально ориентированные работают на ближайшие цели, любые инструкции понимают дословно, не
видят перспективы.
Визуалы – работают на перспективу, игнорируя близкие цели, им трудно ставить задачи на пути достижения далекой цели.
Кинестетики – люди ощущения, интуиции, на них и опираются в любой работе
На тесты лучше всего отвечает визуал
Для кинестетиков лучшие результаты дают практические и творческие работы
Слайд 54Методы преподавания
Метод преподавания эффективны, если они включают в себя:
Деятельность
Связь с имеющимися
знаниями
Мотивацию
Основной путь повышения эффективности урока обусловлен такой организацией, при которой студенты:
слышат видят делают сами
(применяют полученные теоретические знания на практике)
+ эффективный контроль за знаниями студентов
(отметка – измерительный прибор)
Слайд 55
Критерии отбора методов:
⮚ Цели обучения
⮚ Имеющиеся ресурсы
⮚ Имеющееся время
⮚ Особенности участников