Презентация, доклад на тему Урок в 8 классе: Теорема Пифагора

Содержание

Данный урок составлен для проведения в 8А классе.8А класс- гимназический;В классе 27 человек;Математика-5 часов в неделю;Достижения прошлого учебного года: 1 и 2 место в городской олимпиаде по математике.1 место в городских Лобачевских чтениях

Слайд 1Электронное сопровождение к изучению темы:
«Теорема Пифагора»
Шулаева Елена Николаевна,
учитель математики


гимназии №3
г. Зеленодольска
Электронное сопровождение к изучению темы: «Теорема Пифагора» Шулаева Елена Николаевна,учитель математики гимназии №3 г. Зеленодольска

Слайд 2Данный урок составлен для проведения в 8А классе.

8А класс- гимназический;
В классе

27 человек;
Математика-5 часов в неделю;
Достижения прошлого учебного года:
1 и 2 место в городской олимпиаде по математике.
1 место в городских Лобачевских чтениях

Данный урок составлен для проведения в 8А классе.8А класс- гимназический;В классе 27 человек;Математика-5 часов в неделю;Достижения прошлого

Слайд 3Цель урока:
Расширить познания учащихся о жизни великого Пифагора. Доказать теорему

Пифагора и обратную к ней теорему. Продолжить работу по воспитанию устойчивого интереса к предмету.
Задачи урока:
научить
-пользоваться формулой a²+b²=c²
-видеть необходимость применения, изученных теорем при решении задач.


Теорема Пифагора

Цель урока: Расширить познания учащихся о жизни великого Пифагора. Доказать теорему Пифагора и обратную к ней теорему.

Слайд 4

4
1.

10
10
2.
Задача. Найти площади заданных многоугольников
5

12
13

13
7
4.
5
7
3.
5.
6
4
60 ̊̊
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

41. 10102.Задача. Найти площади заданных многоугольников512131374.573.5.6460 ̊̊ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Слайд 5
4.
4

10
10
2.

5

12
13

13

7
3.
5
7
5.
1.
МОГУ РЕШИТЬ
НЕ МОГУ РЕШИТЬ
3
6
60 ̊

4.410102.512131373.575.1.МОГУ РЕШИТЬНЕ МОГУ РЕШИТЬ3660 ̊

Слайд 64.
4



7
5
7
5.
МОГУ РЕШИТЬ
6
60 ̊
S=a∙h
a =8см
h =7см
S=7∙8=56cм²
S=½∙(a+b)∙h
a =5
b =7
h=6
S=½∙(5+7)∙6=36 кв.ед.

4.47575.МОГУ РЕШИТЬ660 ̊S=a∙ha =8смh =7смS=7∙8=56cм²S=½∙(a+b)∙ha =5b =7h=6S=½∙(5+7)∙6=36 кв.ед.

Слайд 7
10
2.

5

12
13

13
3.
1.
НЕ МОГУ РЕШИТЬ
3
???

102.51213133.1.НЕ МОГУ РЕШИТЬ3   ???

Слайд 8Теорема Пифагора –
одна из важнейших
теорем геометрии. О ней знает

подавляющее большинство населения планеты, хотя доказать ее способна лишь очень незначительная его часть.
Эта теорема позволяет значительно расширить круг задач, решаемых в курсе геометрии.

Пифагор Самосский(580-500г до н. э.)

Древнегреческий философ,
религиозный и политический деятель, математик.


Теорема Пифагора – одна из важнейших теорем геометрии. О ней знает подавляющее большинство населения планеты, хотя доказать

Слайд 9 Пребудет вечной истина, как скоро
Ее познает слабый человек!
И ныне

теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век.
Обильно было жертвоприношенье
Богам от Пифагора. Сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За света луч, пришедший с облаков.



Сонет немецкого писателя-романиста
А Шамиссо (начало XIX в.).

 Пребудет вечной истина, как скоро Ее познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в

Слайд 10Обозначения сторон прямоугольного треугольника
Гипотенуза – сторона, лежащая против прямого угла (AC).
Катеты

– стороны, прилежащие к прямому углу (AB и BC).


A

B

C

Обозначения сторон прямоугольного треугольникаГипотенуза – сторона, лежащая против прямого угла (AC).Катеты – стороны, прилежащие к прямому углу

Слайд 11
«В прямоугольном
треугольнике квадрат
гипотенузы равен
сумме квадратов
катетовкатетов».


Формулировки

теоремы Пифагора различны. Общепринятой считается следующая:

     

Во времена Пифагора формулировка теоремы звучала так:

«В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетовкатетов».  Формулировки теоремы Пифагора различны. Общепринятой считается следующая:     Во

Слайд 12ТЕОРЕМА.
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Доказательство:


а
а
а
b
b
b
b
(а+b)- сторона квадрата
Площадь

этого квадрата равна

S=(a +b)²=a²+2ab+b²

S=c²+4∙½ab=с²+2аb

a²+2ab+b²=c²+2ab

c²=a²+b². ЧТД.


с

с

с

с

а


a

b

c

Дано: а, b – катеты
с – гипотенуза
-----------------------
Доказать: c²=a²+ b²

ТЕОРЕМА.В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.Доказательство:аааbbbb(а+b)- сторона квадратаПлощадь этого квадрата равнаS=(a +b)²=a²+2ab+b²S=c²+4∙½ab=с²+2аba²+2ab+b²=c²+2abc²=a²+b².

Слайд 13Простейшее доказательство


Простейшее доказательство

Слайд 14Если квадрат одной стороны треугольника, равен сумме квадратов двух других его

сторон, то треугольник прямоугольный.

Дано: ∆АВС
АВ²=АС²+ВС²
Доказать: ∆АВС-прямоугольный.
Доказательство:
1.Рассмотрим прямоугольный
∆КМР, у которого КМ=АС,
МР=ВС.
2.По теореме Пифагора КМ²+МР²=КР²,
то АС²+ВС² =КР², но
АС²+ВС²=АВ²,следовательно
КР² =АВ², КР=АВ.
3. ∆АВС=∆КМР по 3 сторонам, то <С=90º, ∆АВС- прямоугольный.
ЧТД.


А


С

В


М

Р

К

Обратная теорема Пифагора:

Если квадрат одной стороны треугольника, равен сумме квадратов двух других его сторон, то треугольник прямоугольный.Дано: ∆АВСАВ²=АС²+ВС²Доказать: ∆АВС-прямоугольный.Доказательство:1.Рассмотрим

Слайд 15
В чем же причина такой популярности
«пифагоровых штанов»?
б) простота,
а) красота,


в) значимость.


Знатоки утверждают, что причин здесь три:

В чем же причина такой популярности «пифагоровых штанов»? б) простота,а) красота,  в) значимость.Знатоки утверждают, что причин

Слайд 16Теорема Пифагора – одна из самых главных теорем геометрии. Из нее

или с ее помощью можно вывести большинство теорем. Сама же теорема Пифагора замечательна тем, что она проста, но не очевидна. Это сочетание двух противоречивых начал и придает ей особую притягательную силу, делает ее красивой. Но, кроме того, теорема Пифагора имеет огромное практическое значение: она применяется в геометрии буквально на каждом шагу.


Теорема Пифагора – одна из самых главных теорем геометрии. Из нее или с ее помощью можно вывести

Слайд 179+16
25
144+25
169
36+64
100
a²+b²=c²

9+1625144+2516936+64100a²+b²=c²

Слайд 18Прямоугольные треугольники с целочисленными сторонами называют египетскими, а тройки целых чисел,

для которых выполняется соотношение, связывающее стороны прямоугольного треугольника, – пифагоровыми тройками.

На прошлом слайде мы видели следующие тройки чисел:    3, 4, 5    5, 12, 13    6,8,10.
Они образуют пифагоровы тройки, прямоугольные треугольники с такими сторонами, являются египетскими треугольниками.

Прямоугольные треугольники с целочисленными сторонами называют египетскими, а тройки целых чисел, для которых выполняется соотношение, связывающее стороны

Слайд 19Закрепление изученного материала
ФОРМУЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:


c²=a²+b²

a²=c²-b² b²=c²-a²

с=√ a²+b² a=√ c²-b² b=√ c²-b²

Закрепление изученного материалаФОРМУЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ: c²=a²+b²         a²=c²-b²

Слайд 20
10
2.
5

12
13

13
3.
1.


3

S=½∙a∙b; a=3; c=5;
b=√c²-a² =√25-9= √16 =4
S=½∙a∙b=½∙3∙4=6кв. ед.

S= a∙b; a=12; c=13;
b=√c²-a² =√169- 144=√25= 5
S=5∙12=60кв. ед.

S=½∙a∙h; a=10; a/2=5; c=13;
h=√c²-(a/2)²=√169-25=√144=12
S=½∙10∙12=60кв. ед.

МОГУ РЕШИТЬ !!!!!

102.51213133.1.               3S=½∙a∙b; a=3;

Слайд 21По данным рисунка найти неизвестную сторону четырехугольника.
Ответ:
Х=√3
Ответ:
Х=1,5

По данным рисунка найти неизвестную сторону четырехугольника.Ответ:Х=√3Ответ:Х=1,5

Слайд 22Задача №1
Дано:
∆АВС- прямоугольный,
∆АСD- прямоугольный
АВ=2√3, ВС=2,

Задача №1Дано:∆АВС- прямоугольный,∆АСD- прямоугольныйАВ=2√3, ВС=2,

Слайд 23
Решение:
1.∆АВС- прямоугольный, зная что против угла в 30º лежит катет равный

половине гипотенузы, то
ВС=½АС, АС=4.
2.∆АСD- прямоугольный и равносторонний, то по теореме Пифагора:
AD²=AC²+CD²,
АD²=16+16,
АD²=32,
АD=4√2,
Ответ:АD=4√2.

Решение:1.∆АВС- прямоугольный, зная что против угла в 30º лежит катет равный половине гипотенузы, тоВС=½АС, АС=4.2.∆АСD- прямоугольный и

Слайд 24
Задача №2.Высота, опущенная из вершины В Δ АВС, делит сторону АС

на отрезки, равные 16 см и 9 см.
Найдите сторону ВС, если сторона АВ равна 20 см.

Д а н о:

Δ АВС, BD – высота,
АВ = 20 см, AD = 16 см, DC = 9 см.

Н а й т и: ВС.

Задача №2.Высота, опущенная из вершины В Δ АВС, делит сторону АС на отрезки, равные 16 см и

Слайд 25
Р е ш е н и е
1) По условию задачи BD – высота, значит, Δ ABD

и Δ CBD – прямоугольные.
2) По теореме Пифагора для Δ ABD: АВ² = AD² + BD², отсюда
BD² = AB² – AD²,
BD² = 20² – 16²,
BD² = 400 – 256,
BD² = 144,
BD = 12.
3) По теореме Пифагора для Δ СBD: ВС² = ВD²+ DС², отсюда
BC² = 12² + 9²,
BC² = 144 + 81,
BC² = 225,
BC = 15.
О т в е т: сторона BC равна 15 см.
Р е ш е н и е 1) По условию задачи BD – высота, значит, Δ ABD и Δ CBD – прямоугольные.2) По

Слайд 26Задача №3. Найти площадь треугольника, стороны которого равны 15 см, 20

см и 25 см.

Решение:
1. Изданных чисел можно составить равенство
15²+20²=25², то 225+400=625.
Это равенство верно , то есть выполняется обратная теорема Пифагора, следовательно данный треугольник является прямоугольным.
2. Для нахождения площади прямоугольного треугольника воспользуемся формулой:
S=½а۰в, то S=½۰15۰20=150 см².
Ответ: 150 см².

Задача №3. Найти площадь треугольника, стороны которого равны 15 см, 20 см и 25 см.Решение:1. Изданных чисел

Слайд 27Изречения Пифагора, актуальные и в наши дни:
Не поднимай пыли на жизненном

пути.
Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь.
Не закрывай глаза, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошлый день.
Изречения Пифагора, актуальные и в наши дни:Не поднимай пыли на жизненном пути.Делай лишь то, что впоследствии не

Слайд 28№ 483(а); 484(а, г).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: найти другие способы доказательства теоремы Пифагора.

№ 483(а); 484(а, г).ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: найти другие способы доказательства теоремы Пифагора.

Слайд 29СПАСИБО
ЗА
УРОК!!!

СПАСИБО
ЗА
УРОК!!!

СПАСИБО ЗАУРОК!!!СПАСИБО ЗАУРОК!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть