Слайд 1Проект «золотое сечение».
Участники
Петров Павел
Куранов Владислав
Слайд 2Исследовательский вопрос?
«Золотое сечение» - это закон красоты или мистическая тайна?
Слайд 3Межпредметные связи:
Математика
ИЗО
Биология
История
Слайд 4Содержание:
Вступление
История «Золотого сечения»
Математическое понимание гармонии
Понятие «Золотое сечение»
«Золотое сечение» - гармония математики
Золотое
сечение в геометрии
Вывод
Слайд 5Вступление
В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в
«Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» дается геометрическое построение золотого деления. После Евклида исследованием золотого деления занимались многие ученые. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.
Что же такое «золотое сечение»?
Слайд 6История «Золотого сечения»
В Древнем Египте существовала «система правил гармонии», основанная на
Золотом Сечении.
В Древней Греции Золотое Сечение было своеобразным каноном культуры, который пронизывает все сферы науки и искусства. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания.
В толковании древних греков понятие золотого сечения, и понятие гармонии идентичны.
Согласно Пифагору гармония имеет численное выражение, то есть, она связана с концепцией числа.
Евклид излагает теорию Платоновых тел, которая является существенным разделом геометрической теории Золотого Сечения.
Теория гармонии Древних
Слайд 7Два главных Платоновых тела, додекаэдр и икосаэдр, основаны на Золотом Сечении.
Икосаэдр
и додекаэдр
Слайд 8Ряд Фибоначчи
С историей золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи.
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи.
Каждый член последовательности, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих, а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления.
Все исследователи золотого деления в растительном и в животном мире, искусстве, неизменно приходили к ряду Фибоначчи как арифметическому выражению закона золотого деления.
Слайд 9«Золотая Пропорция» - главный эстетический принцип эпохи Средневековья
Эпоха Возрождения ассоциируется с
именами таких «титанов», как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Николай Коперник, Альберт Дюрер, Лука Пачоли.
Имеется много авторитетных свидетельств о том, что именно Леонардо да Винчи(1452-1519) был одним из первых, кто ввел сам термин «Золотое Сечение».
Доказано, что во многих своих произведениях Леонардо да Винчи использовал пропорции золотого сечения, в частности, в своей всемирно известной фреске «Тайная вечеря» и непревзойденной «Джоконде.
Слайд 10«Витрувийский человек»
Леонардо да Винчи
Разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, Леонардо да
Винчи пытался на основе литературных сведений древности восстановить так называемый «квадрат древних».
Он выполнил рисунок, в котором показано, что размах вытянутых в сторону рук человека примерно равен его росту, вследствие чего фигура человека вписывается в квадрат и в круг.
При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы.
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.
Слайд 11Золотое сечение в живописи
« Пусть никто , не будучи математиком,
не дерзнёт читать мои труды» .
Леонардо да Винчи
Портрет Монны Лизы ( Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей , которые обнаружили , что композиция рисунка основана на золотых треугольниках , являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.Мотивы золотого сечения просматриваются на картине И. И. Шишкина «Корабельная роща».
Слайд 12Вклад Кеплера
в теорию Золотого Сечения
Гениальный астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) был
последовательным приверженцем Золотого Сечения, Платоновых тел и Пифагорейской доктрины о числовой гармонии Мироздания.
Считается, что именно Кеплер обратил внимание на ботаническую закономерность филлотаксиса и установил связь между числами Фибоначчи и золотой пропорцией, доказав, что последовательность отношений соседних чисел Фибоначчи:
1/1; 2/1; 3/2; 5/3 ;8/5; 13/8;…в пределе стремится к золотой пропорции
Слайд 13Математическое понимание гармонии
«Гармония – соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов
объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия» -Большая Советская Энциклопедия
Математическая гармония - это равенство или соразмерность частей с друг другом и части с целым.
Понятие математической гармонии тесно связано с понятиями пропорции и симметрии.
Слайд 14Понятие «Золотое сечение»
a : b = b : c
или с : b = b : а
Золотое сечение - деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
Слайд 15Эта пропорция равна:
Золотое сечение в процентах
Слайд 16Число j является положительным корнем квадратного уравнения:
x2 = x + 1
подставим корень j вместо x и разделим на j :
Если продолжить такую подстановку бесконечное число раз, то получим цепную дробь:
Аналогично, если взять корень квадратный из правой и левой частей тождества (1) то получим представление золотой пропорции в «радикалах»:
(2)
(3)
(1)
(4)
Эти формулы (3) и (4) доставляют «эстетическое наслаждение» и вызывают неосознанное чувство ритма и гармонии…
«Золотое сечение» - гармония математики
Слайд 17 Дано: отрезок АВ.
Построить: золотое сечение отрезка АВ, т.е. точку Е
так, чтобы .
Построение.
Построим прямоугольный треугольник, у которого один катет в два раза больше другого. Для этого восстановим в точке В перпендикуляр к прямой АВ и на нем отложим отрезок ВС= .
Далее, соединим точки А и С, отложим отрезок CD=CB,
и наконец AE=AD.
Точка Е является искомой, она производит золотое сечение отрезка АВ.
Деление отрезка в золотом отношении
Золотое сечение в геометрии
Слайд 18А
В
С
Золотым называется такой равнобедренный треугольник, основание и боковая сторона которого находятся
в золотом отношении:
Золотой треугольник
Слайд 19Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение длины к
ширине даёт число φ, называется золотым прямоугольником.
Золотой прямоугольник
Слайд 20Последовательно отрезая от золотого прямоугольника квадраты и вписывая в каждый по
четверти окружности, получаем золотую логарифмическую спираль.
Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется спираль Архимеда.
Золотая спираль
Слайд 22Золотая спираль
Явление филлотаксиса
Филлотаксисом называется своеобразное решетчатое расположение листьев, семян, чешуек многих
видов растений.
Ряды ближайших соседей в таких решетках разворачиваются по спиралям или закручиваются винтовыми линиями вокруг цилиндра.
Слайд 23Пентаграмма
Если в пентаграмме провести все диагонали, то в результате получим пятиугольную
звезду.
Точки пересечения диагоналей в пентаграмме являются точками золотого сечения диагоналей (отношение синего отрезка к зелёному, красного к синему, зелёного к фиолетовому, равны 1.618). При этом эти точки образуют новую пентаграмму FGHKL и пять правильных треугольников (ADC, ADB,EBD, AEC,EBC)
Здание военного ведомства США имеет форму пентаграммы и получило название «Пентагон», что значит правильный пятиугольник.
Слайд 24Золотое сечение в живописи, фотографии, дизайне.
В живописи, фотографии, дизайне золотое
сечение очень часто используется в виде классических приемов композиции, о чем вы можете прочитать, заглянув на любой сайт, посвященный этим видам искусства.]
Основная рекомендация заключается в следующем. Объект, являющийся центральной фигурой в композиции, далеко не всегда должен располагаться в центре. Определенные точки в композиции автоматически привлекают внимание. Таких точек 4, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев картины. Нарисовав сетку, получим эти точки в местах пересечения линий (см. фотографию).
Слайд 26Вывод
Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном
отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – одно из замечательных проявлений структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.