Слайд 1РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ :
ОБУЧАЮЩАЯСЯ 9 КЛАССА
КУСКОВА ЕЛИЗАВЕТА
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
КАРМАНОВА С.С
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ. ТКМБОУ
«УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СОШ»
Золотое сечение
И ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ,
ДАЮТ О СЕБЕ ЗНАТЬ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И СОВЕРШЕННАЯ ГАРМОНИЯ.
Слайд 3ГЕОМЕТРИЯ ВЛАДЕЕТ
ДВУМЯ СОКРОВИЩАМИ
-ТЕОРЕМОЙ ПИФАГОРА И
ЗОЛОТЫМ СЕЧЕНИЕМ.
И ЕСЛИ ПЕРВОЕ ИЗ
ЭТИХ ДВУХ СОКРОВИЩ МОЖНО СРАВНИТЬ С МЕРОЙ ЗОЛОТА, ТО ВТОРОЕ С ДРАГОЦЕННЫМ КАМНЕМ.
ИОГАНН KЕПЛЕР
Слайд 4Давайте выясним,
что общего между древнеегипетскими пирамидами, картиной Леонардо
да Винчи "Мона Лиза", подсолнухом, улиткой, сосновой шишкой, пальцами человека и храмом в нашем поселке?
Слайд 5ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Познакомить учащихся с примерами Золотого сечения в окружающем
мире;
Формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Формирование навыков решения ключевой проблемы в процессе сотрудничества и создания продукта, полезного обществу.
Обучение работе с информацией и медиасредствами для расширения кругозора и развития творческих способностей.
Слайд 6ПРОБЛЕМА:
Существование гармонии в окружающем нас мире.
Применение знаний о золотом сечении
в исследовании объектов поселка
Слайд 7ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Подобрать литературу по теме «Золотое сечение»
Провести исследования по следующим направлениям:
Ознакомиться
с историей золотого сечения
Дать формулировку понятия золотого сечения, рассмотреть алгебраический и геометрический смысл
Сформулировать понятие гармонии и математической гармонии
Исследовать пропорции тела человека по Цейзингу
Нахождение пропорции тела человека на примере обучающихся ТКМБОУ «Усть – Портовская СОШ»
Найти подтверждение наличия золотого сечения в природе
Рассмотреть применение золотого сечения в искусстве (скульптура, живопись, фотография)
Ознакомиться с применением золотого сечения в архитектуре
Анализ объектов поселка
Выводы по исследуемой теме
Слайд 8В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГАРМОНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕГО НАС МИРА?
Золотое сечение
Слайд 9ИСТОРИЯ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»
В Древнем Египте существовала «система правил гармонии», основанная на
Золотом Сечении.
В Древней Греции Золотое Сечение было своеобразным каноном культуры, который пронизывает все сферы науки и искусства. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания.
В толковании древних греков понятие золотого сечения, и понятие гармонии идентичны.
Согласно Пифагору гармония имеет численное выражение, то есть, она связана с концепцией числа.
Евклид излагает теорию Платоновых тел, которая является существенным разделом геометрической теории Золотого Сечения.
Теория гармонии Древних
Слайд 10С ИСТОРИЕЙ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ СВЯЗАНО ИМЯ ИТАЛЬЯНСКОГО МАТЕМАТИКА ЛЕОНАРДО ИЗ ПИЗЫ,
БОЛЕЕ ИЗВЕСТНОГО ПОД ИМЕНЕМ ФИБОНАЧЧИ
0+1=1, 34: 55=0,618…;
1+1=2, 21:34=0, 617…;
2+1=3, 13:21=0,619…и т.д.
2+3=5 и т.д.,
Каждый член последовательности, начиная с третьего,
равен сумме двух предыдущих, а отношение смежных
чисел ряда приближается к отношению золотого деления.
Все исследователи золотого деления в растительном и в
животном мире, искусстве, неизменно приходили к ряду
Фибоначчи как арифметическому выражению закона
золотого деления.
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 …..
Слайд 11Два главных Платоновых тела, додекаэдр и икосаэдр, основаны на Золотом Сечении.
Икосаэдр
и додекаэдр
Слайд 12«ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ» - ГЛАВНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Эпоха Возрождения ассоциируется с
именами таких «титанов», как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Николай Коперник, Альберт Дюрер, Лука Пачоли.
Имеется много авторитетных свидетельств о том, что именно Леонардо да Винчи(1452-1519) был одним из первых, кто ввел сам термин «Золотое Сечение».
«Витрувийский человек» - размах вытянутых в сторону рук человека примерно равен его росту, вследствие чего фигура человека вписывается в квадрат и в круг.
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.
Слайд 13ВКЛАД КЕПЛЕРА
В ТЕОРИЮ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ
Гениальный астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) был
последовательным приверженцем Золотого Сечения, Платоновых тел и Пифагорейской доктрины о числовой гармонии Мироздания.
Считается, что именно Кеплер обратил внимание на ботаническую закономерность филлотаксиса и установил связь между числами Фибоначчи и золотой пропорцией, доказав, что последовательность отношений соседних чисел Фибоначчи:
1/1; 2/1; 3/2; 5/3 ;8/5; 13/8;…в пределе стремится к золотой пропорции
Слайд 14МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ГАРМОНИИ
«Гармония – соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов
объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия» -Большая Советская Энциклопедия
Математическая гармония - это равенство или соразмерность частей с друг другом и части с целым.
Понятие математической гармонии тесно связано с понятиями пропорции и симметрии.
Слайд 15ПОНЯТИЕ «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»
a : b = b : c
или с : b = b : а
b ≈ 0,62..., a ≈ 0,38....
Золотое сечение - деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
Слайд 16Эта пропорция равна:
Золотое сечение в процентах
Слайд 17 Дано: отрезок АВ.
Построить: золотое сечение отрезка АВ, т.е. точку Е
так, чтобы .
Построение.
Построим прямоугольный треугольник, у которого один катет в два раза больше другого. Для этого восстановим в точке В перпендикуляр к прямой АВ и на нем отложим отрезок ВС= .
Далее, соединим точки А и С, отложим отрезок CD=CB,
и наконец AE=AD.
Точка Е является искомой, она производит золотое сечение отрезка АВ.
Деление отрезка в золотом отношении
Золотое сечение в геометрии
Слайд 18А
В
С
Золотым называется такой равнобедренный треугольник, основание и боковая сторона которого находятся
в золотом отношении:
Золотой треугольник
Слайд 19Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение длины к
ширине даёт число φ, называется золотым прямоугольником.
Золотой прямоугольник
Слайд 20ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ПЯТИУГОЛЬНИК – ВЫПУКЛЫЙ И
ЗВЕЗДЧАТЫЙ
ИЗ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ACD И ABE МОЖЕМ ВЫВЕСТИ УЖЕ ИЗВЕСТНУЮ ПРОПОРЦИЮ:
Слайд 21ПЕНТАГРАММА
Если в пентаграмме провести все диагонали, то в результате получим пятиугольную
звезду.
Точки пересечения диагоналей в пентаграмме являются точками золотого сечения диагоналей (отношение синего отрезка к зелёному, красного к синему, зелёного к фиолетовому, равны 1.618). При этом эти точки образуют новую пентаграмму FGHKL и пять правильных треугольников (ADC, ADB,EBD, AEC,EBC)
Здание военного ведомства США имеет форму пентаграммы и получило название «Пентагон», что значит правильный пятиугольник.
Слайд 22Последовательно отрезая от золотого прямоугольника квадраты и вписывая в каждый по
четверти окружности, получаем золотую логарифмическую спираль.
Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется спираль Архимеда.
Золотая спираль
Слайд 24ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ
Все, что приобретало какую-то форму, образовывалось, росло, стремилось
занять место в пространстве и сохранить себя.
Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах – рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали.
Гете называл спираль "кривой жизни". Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны,
ананасах, кактусах и т.д. Паук плетет паутину спиралеобразно.
Слайд 26ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ ЛИСТ РОЗЫ
Величины отростков и лепестков цикория
подчинены правилу золотой пропорции.
Между каждыми двумя парами листьев третья расположена в месте золотого сечения
Слайд 27У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает
золотой пропорции. Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.
Слайд 28В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции
– длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38
Можно также заметить золотые пропорции, если внимательно посмотреть на яйцо птицы.
Слайд 29У многих бабочек узоры на крыльях, соотношение размеров грудной и брюшной
части тела соответствуют золотой пропорции
Слайд 30РОГА И БИВНИ ЖИВОТНЫХ РАЗВИВАЮТСЯ В ФОРМЕ СПИРАЛИ.
БИВНИ СЛОНОВ И
ВЫМЕРШИХ МАМОНТОВ, КОГТИ ЛЬВОВ И КЛЮВЫ ПОПУГАЕВ ЯВЛЯЮТ СОБОЙ ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И НАПОМИНАЮТ ФОРМУ ОСИ, СКЛОННОЙ ОБРАТИТЬСЯ В СПИРАЛЬ.
Слайд 31Священный холм и храм
Божественной Афины,
Великолепный Парфенон,
Похоронив забытые руины,
К богам Олимпа устремлен.
Николай
Васютинский
Золотое сечение в архитектуре
Слайд 32ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
В АРХИТЕКТУРЕ
Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и
украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.
Пирамида Хеопса
Слайд 33ХРАМ
ПАРФЕНОН
Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и
17 по длинным . Отношение высоты этого здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада.
Слайд 34ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
В АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ
Собор Христа Спасителя
Собор Василия Блаженного
Проект
Смольного собора
Слайд 35ПО КАКИМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАКОНАМ СОЗДАНЫ МИРОВЫЕ ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРЫ И СКУЛЬПТУРЫ?
Слайд 36ЗОЛОТЫЕ ПРОПОРЦИИ ХРАМА
ПОСЕЛКА УСТЬ - ПОРТ
Слайд 38ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ЖИВОПИСИ И ФОТОГРАФИИ
На живописном полотне существуют четыре точки
повышенного внимания.
Зрительные центры расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев любой картины и фотографии.
Слайд 39ЛИЧНОСТЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ– ОДНА ИЗ ЗАГАДОК ИСТОРИИ. ОН СНИСКАЛ СЛАВУ
НЕПРЕВЗОЙДЕННОГО ХУДОЖНИКА, ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО, ГЕНИЯ, ПРЕДВОСХИТИВШЕГО МНОГИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ ВПЛОТЬ ДО XX В.
НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ БЫЛ ВЕЛИКИМ ХУДОЖНИКОМ, ЭТО ПРИЗНАВАЛИ УЖЕ ЕГО СОВРЕМЕННИКИ, НО ЕГО ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСТАНУТСЯ ПОКРЫТЫМИ ТАЙНОЙ.
Слайд 40Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили,
что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.
Хитроумная комбинация двух треугольников построена в соответствии с пропорцией золотого сечения.
Слайд 41КАРТИНА ШИШКИНА
На этой знаменитой картине И. И. Шишкина
с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения.
Ярко освещенная солнцем сосна делит длину картины в отношении золотого сечения.
Слайд 42
Васильев «У окна»
«Суд Париса» камея
Иванов «Явление Христа народу»
«Поющий Один» 8 век
Слайд 43ФОТОГРАФИИ УЧАЩИХСЯ ТКМБОУ «УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СОШ»
Наш герб
Цветочная пирамида
Крокодил Гена
Зимнее дерево
Зимняя сказка
Воробушки
Слайд 44ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В СКУЛЬПТУРЕ
Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело
в отношении “золотого сечения”. Так, например, знаменитая статуя Аполлона Бельведерского состоит из частей, делящихся по золотым отношениям.
Слайд 45ВЕЛИКИЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ СКУЛЬПТОР ФИДИЙ ЧАСТО ИСПОЛЬЗОВАЛ “ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ” В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
САМЫМИ ЗНАМЕНИТЫМИ ИЗ НИХ БЫЛИ СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО (КОТОРАЯ СЧИТАЛАСЬ ОДНИМ ИЗ ЧУДЕС СВЕТА) И АФИНЫ ПАРФЕНОС.
Слайд 46Шедевром красоты считается
Афродита Милосская,
созданная Агесандром.
Это о ней написал А.Фет
замечательные строки:
И
восхитительно и смело
До чресл сияя наготой
Цветет божественное тело.
Слайд 48МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
ЦЕЙЗИНГА
В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал
свой труд «Эстетические исследования». Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что пропорции золотого сечения проявляются в отношении частей тела человека – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Деление тела точкой пупа – важнейший показатель золотого сечения.
Слайд 49ИЗМЕРЯЕМ РОСТ И ЛИНИЮ ПОЯСА ИЗМЕРЯЕМ ДЛИНУ ПЛЕЧА, ПРЕДПЛЕЧЬЯ И КИСТИ
Слайд 51РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Вывод: пропорции тела мальчиков ближе к показателю золотого сечения,
чем у девочек, что подтверждает теорию Цейзинга.
Слайд 52Что такое «золотое сечение»?.. Что это за идеальное, божественное сочетание? Может
быть, это закон красоты? Или все-таки он — мистическая тайна? Научный феномен или этический принцип?
Анхеля де Куатьэ
Слайд 53ВЫВОДЫ
Понятие «золотое сечение» не изучается в школьном курсе математики, а рассматривается
как гуманитарный фон в историческом развитии математики.
В данной работе рассмотрены способы нахождения «Золотого сечения», изложены примеры золотой пропорции в природе и теле человека, в архитектуре зданий родного поселка и школы, в расположении зрительных центров на фотографиях, рисунках учащихся.
При общении с проектировщиками и строителями узнали, что при строительстве зданий используются другие формулы. Но мы видим в современной архитектуре гармоничные и красивые сооружения, пропорции которых совпадают с коэффициентом золотого сечения.
В своей работе хотели продемонстрировать красоту и широту «Золотого сечения» в реальной жизни. Проведенные исследования доказали, что многое в окружающей природе подчиняется правилу золотого сечения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !