Презентация, доклад по математике на тему Виды математических понятий

Содержание

Одной из задач развития математического образования в Российской Федерации является обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося. Понятия являются одной из главных составляющих в содержании любого предмета. Понятие,

Слайд 1Формирование математических
понятий

Учитель математики ГОУ ЯО «Центр помощи детям» Юстинова О.Б.

Формирование математических понятийУчитель математики ГОУ ЯО  «Центр помощи детям»  Юстинова О.Б.

Слайд 2
Одной из задач развития математического образования в Российской

Федерации является обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося.
Понятия являются одной из главных составляющих в содержании любого предмета.


Понятие, усвоенное учеником, становится абстрактным и обобщенным образом, отражающим различные классы математических объектов.

Одной из задач развития математического образования в Российской Федерации является обеспечение отсутствия пробелов в базовых

Слайд 3Объем понятия
Объем понятия - это тот класс объектов, которые

относятся к этому понятию, объединяются им.
Например, объем понятия треугольник —
все множество треугольников, независимо от их конкретных характеристик (видов углов, размеров сторон и др.)


Объем понятия  Объем понятия - это тот класс объектов, которые относятся к этому понятию, объединяются им.

Слайд 4Объем понятия
многоугольник:
множество

всех многоугольников.
обыкновенная дробь:
правильные и неправильные дроби, положительные, отрицательные дроби.


Объем понятия      многоугольник:  множество всех многоугольников.

Слайд 5Содержание понятия - та система существенных свойств (необходимых, достаточных признаков), по

которой происходит объединение данных объектов в данный класс.
Совокупность свойств, по которым объекты объединяются в единый класс, называются необходимыми и достаточными признаками.


Содержание понятия


Содержание понятия - та система существенных свойств (необходимых, достаточных признаков), по которой происходит объединение данных объектов в

Слайд 6Содержание понятия

Параллелограмм:
- выпуклый четырехугольник;
- стороны попарно параллельны и т.д.
Правильная дробь:
- обыкновенная

дробь;
- числитель меньше знаменателя.
Треугольник:
- замкнутая ломаная;
-состоит из трех отрезков и т.д.

Содержание понятияПараллелограмм:- выпуклый четырехугольник;- стороны попарно параллельны и т.д.Правильная дробь:- обыкновенная дробь;- числитель меньше знаменателя.Треугольник:- замкнутая ломаная;-состоит

Слайд 7Виды понятий
Конъюнктивные понятия.
Признаки

дополняют друг друга, образуя
вместе содержание, по которому объекты объединяются в единый класс.
Признаки связаны союзом «и».

Дизъюнктивные понятия.
Признаки не дополняют друг друга, а заменяют. Достаточно какого-то одного признака из всех перечисленных.
Признаки связаны союзом «или».



Виды понятий  Конъюнктивные понятия.      Признаки дополняют друг друга, образуя  вместе

Слайд 8Правило заключения о принадлежности объекта к понятию с конъюнктивной структурой признаков:

-объект относится к данному понятию в том и только том случае, когда он обладает всей системой необходимых и достаточных признаков;
-если объект не обладает хотя бы одним из признаков, он не относится к данному понятию ;
-если хотя бы про один из признаков ничего неизвестно, то при наличии остальных признаков неизвестно, принадлежит или не принадлежит объект к данному понятию.
Правило заключения о принадлежности объекта к понятию с конъюнктивной структурой признаков: -объект относится к данному понятию в

Слайд 9Логическое правило действия (написано на учебной карточке)
+ наличие соответствующего признака
- отсутствие

соответствующего признака
? неизвестно (невозможно дать определенный ответ)
|+ предмет подходит под данное понятие
|- предмет не подходит под данное понятие
|? неизвестно, подходит или нет



Логическое правило действия  (написано на учебной карточке)+ наличие соответствующего признака- отсутствие соответствующего признака? неизвестно (невозможно дать

Слайд 10Логическое правило действия (написано на учебной карточке)

Логическое правило действия  (написано на учебной карточке)

Слайд 11 Правило заключения о принадлежности объекта к данному понятию с дизъюнктивной структурой

признаков:


-объект относится к данному понятию, если он обладает хотя бы одним признаком из числа альтернативных;
-если объект не обладает ни одним из этих признаков, он не относится к данному понятию ;
-если ни про один из признаков неизвестно, есть он или нет, то неизвестно, относится или не относится этот объект к данному понятию.

Правило заключения о принадлежности объекта к данному понятию с дизъюнктивной структурой признаков:-объект относится к данному понятию,

Слайд 12Логическое правило действия (написано на учебной карточке)

Логическое правило действия  (написано на учебной карточке)

Слайд 13Примеры понятий
С дизъюнктивной структурой признаков
Неправильная дробь:
Числитель больше знаменателя или числитель равен

знаменателю.
С конъюнктивной структурой признаков
Ромб — параллелограмм, у которого все стороны равны.
Примеры понятийС дизъюнктивной структурой признаковНеправильная дробь:Числитель больше знаменателя или числитель равен знаменателю.С конъюнктивной структурой признаковРомб — параллелограмм,

Слайд 14Абсолютные понятия

Абсолютные понятия объединяют предметы в классы по определенным

признакам, характеризующим суть этих предметов.
Например,
параллелограмм - четырехугольник , у которого стороны попарно параллельны.

Абсолютные понятия  Абсолютные понятия объединяют предметы в классы по определенным признакам, характеризующим суть этих предметов.Например,параллелограмм -

Слайд 15Относительные понятия


Относительные понятия объединяют объекты в классы по свойствам,

характеризующим их отношения к другим объектам.
Например:
1) В понятии перпендикулярные прямые фиксируется: две прямые, пересечение, образование при этом прямого угла.
2) Число-это отношение того, что подвергается количественной оценке(длина, вес, объем и др.)
к эталону, который используется
для этой оценки.

Относительные понятия  Относительные понятия объединяют объекты в классы по свойствам, характеризующим их отношения к другим объектам.Например:

Слайд 16Относительные понятия
Число зависит и от измеряемой величины, и от

эталона.
Относительные понятия вызывают у учащихся трудности, так как ученики не учитывают относительность понятий и оперируют с ними, как с абсолютными понятиями.
Относительные понятия  Число зависит и от измеряемой величины, и от эталона.  Относительные понятия вызывают у

Слайд 17По степени обобщенности
Родовое понятие (более широкое) и видовое понятие.

Одно понятие может быть и видовым, и родовым.
Чем уже понятие, тем богаче его содержание.
Понятие определяется через
ближайшее родовое понятие .
По степени обобщенности  Родовое понятие (более широкое) и видовое понятие.  Одно понятие может быть и

Слайд 18Примеры
Четырехугольники — родовое понятие для параллелограмма; параллелограмм-видовое для четырехугольника;
параллелограмм—

родовое понятие для прямоугольника, ромба;
прямоугольник ( ромб) — родовое понятие для квадрата.


Примеры Четырехугольники — родовое понятие для параллелограмма; параллелограмм-видовое для четырехугольника; параллелограмм— родовое понятие для прямоугольника, ромба;

Слайд 19


Виды действий, используемых при формировании понятий.
1. Действие распознавания,

действие подведения под понятие (часто используется при доказательстве теорем).
2. Выведение следствий.
3. Сравнение.
4. Классификация.
5. Установление иерархических
отношений внутри системы понятий.


Виды действий, используемых при формировании понятий.  1. Действие распознавания, действие подведения под понятие (часто используется

Слайд 20Действие подведения под понятие

-указание системы необходимых и достаточных свойств объектов данного

класса;
-установление , обладает ли данный объект выделенными свойствами или не обладает;
-заключение о принадлежности объекта к данному понятию.
Действие подведения под понятие-указание системы необходимых и достаточных свойств объектов данного класса;-установление , обладает ли данный объект

Слайд 21Действие подведения под понятие
Например, чтобы доказать равенство углов,

используем систему необходимых и достаточных признаков:
-при наложении совпадают;
-состоят из равных частей;
-равные третьему равны;
-равные +равные =равны;
-равные -равные =равны;
-имеют равные градусные меры;
-соответствующие углы равных
треугольников и т.д.


Действие подведения под понятие   Например, чтобы доказать равенство углов, используем систему необходимых и достаточных признаков:-при

Слайд 22Выведение следствий
Известно, что объект принадлежит данному классу. Из факта

принадлежности нужно получить следствия, сделать выводы о свойствах объекта.
Например, фигура является равнобедренным треугольником. Что можно сказать об этой фигуре? Какими свойствами она обладает?
Эти свойства называются необходимыми признаками.
Действие выведения следствия обогащает понятие треугольника, делает его более содержательным.
Выведение следствий  Известно, что объект принадлежит данному классу. Из факта принадлежности нужно получить следствия, сделать выводы

Слайд 23Прием выведения следствий на основе закона контрапозиции - важный логический прием

Прием выведения следствий на основе закона контрапозиции - важный логический прием

Слайд 24 Примеры применения закона контрапозиции
1. Если А, то В.
Если углы

вертикальные, то они равны.
2. Если не В, то не А.
Если углы не равны, то они не будут вертикальными.
3.Если не А, то вывод сделать нельзя.
Если углы не вертикальные, то о градусных мерах углов нельзя сделать вывод.
4. Если В, то вывод сделать нельзя.
Если углы равны, то какие это углы-неизвестно.


Примеры применения закона контрапозиции  1. Если А, то В. Если углы вертикальные, то они равны.2.

Слайд 25Классификация.
Деление треугольников по углам на остроугольные, прямоугольные, тупоугольные

- элементарная классификация.
Классификация треугольников по соотношению сторон: разносторонние треугольники, равнобедренные треугольники.
Равносторонний треугольник- следующий уровень этой классификации.

Классификация.   Деление треугольников по углам на остроугольные, прямоугольные, тупоугольные - элементарная классификация.  Классификация треугольников

Слайд 26Список литературы

1.Талызина Н.Ф. Педагогические технологии. Учебн. для студ. сред. пед. учеб.

заведений.-3-е изд., стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003, -288 с.
Электронный вариант
1.http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/talysina/talysina.pdf
2..МГУ им. М.В. Ломоносова. Формирование приемов математического мышления. Под редакцией Н.Ф. Талызиной. ТОО «Вентана-Граф», Москва, 1995
Список литературы1.Талызина Н.Ф. Педагогические технологии. Учебн. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-3-е изд., стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003,

Слайд 27

Автор шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г.

Иваново
Автор шаблона:Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть