Слайд 1Формирование математических
понятий
Учитель математики ГОУ ЯО
«Центр помощи детям»
Юстинова О.Б.
Слайд 2
Одной из задач развития математического образования в Российской
Федерации является обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося.
Понятия являются одной из главных составляющих в содержании любого предмета.
Понятие, усвоенное учеником, становится абстрактным и обобщенным образом, отражающим различные классы математических объектов.
Слайд 3Объем понятия
Объем понятия - это тот класс объектов, которые
относятся к этому понятию, объединяются им.
Например, объем понятия треугольник —
все множество треугольников, независимо от их конкретных характеристик (видов углов, размеров сторон и др.)
Слайд 4Объем понятия
многоугольник:
множество
всех многоугольников.
обыкновенная дробь:
правильные и неправильные дроби, положительные, отрицательные дроби.
Слайд 5Содержание понятия - та система существенных свойств (необходимых, достаточных признаков), по
которой происходит объединение данных объектов в данный класс.
Совокупность свойств, по которым объекты объединяются в единый класс, называются необходимыми и достаточными признаками.
Содержание понятия
Слайд 6Содержание понятия
Параллелограмм:
- выпуклый четырехугольник;
- стороны попарно параллельны и т.д.
Правильная дробь:
- обыкновенная
дробь;
- числитель меньше знаменателя.
Треугольник:
- замкнутая ломаная;
-состоит из трех отрезков и т.д.
Слайд 7Виды понятий
Конъюнктивные понятия.
Признаки
дополняют друг друга, образуя
вместе содержание, по которому объекты объединяются в единый класс.
Признаки связаны союзом «и».
Дизъюнктивные понятия.
Признаки не дополняют друг друга, а заменяют. Достаточно какого-то одного признака из всех перечисленных.
Признаки связаны союзом «или».
Слайд 8Правило заключения о принадлежности объекта к понятию с конъюнктивной структурой признаков:
-объект относится к данному понятию в том и только том случае, когда он обладает всей системой необходимых и достаточных признаков;
-если объект не обладает хотя бы одним из признаков, он не относится к данному понятию ;
-если хотя бы про один из признаков ничего неизвестно, то при наличии остальных признаков неизвестно, принадлежит или не принадлежит объект к данному понятию.
Слайд 9Логическое правило действия
(написано на учебной карточке)
+ наличие соответствующего признака
- отсутствие
соответствующего признака
? неизвестно (невозможно дать определенный ответ)
|+ предмет подходит под данное понятие
|- предмет не подходит под данное понятие
|? неизвестно, подходит или нет
Слайд 10Логическое правило действия
(написано на учебной карточке)
Слайд 11
Правило заключения о принадлежности объекта к данному понятию с дизъюнктивной структурой
признаков:
-объект относится к данному понятию, если он обладает хотя бы одним признаком из числа альтернативных;
-если объект не обладает ни одним из этих признаков, он не относится к данному понятию ;
-если ни про один из признаков неизвестно, есть он или нет, то неизвестно, относится или не относится этот объект к данному понятию.
Слайд 12Логическое правило действия
(написано на учебной карточке)
Слайд 13Примеры понятий
С дизъюнктивной структурой признаков
Неправильная дробь:
Числитель больше знаменателя или числитель равен
знаменателю.
С конъюнктивной структурой признаков
Ромб — параллелограмм, у которого все стороны равны.
Слайд 14Абсолютные понятия
Абсолютные понятия объединяют предметы в классы по определенным
признакам, характеризующим суть этих предметов.
Например,
параллелограмм - четырехугольник , у которого стороны попарно параллельны.
Слайд 15Относительные понятия
Относительные понятия объединяют объекты в классы по свойствам,
характеризующим их отношения к другим объектам.
Например:
1) В понятии перпендикулярные прямые фиксируется: две прямые, пересечение, образование при этом прямого угла.
2) Число-это отношение того, что подвергается количественной оценке(длина, вес, объем и др.)
к эталону, который используется
для этой оценки.
Слайд 16Относительные понятия
Число зависит и от измеряемой величины, и от
эталона.
Относительные понятия вызывают у учащихся трудности, так как ученики не учитывают относительность понятий и оперируют с ними, как с абсолютными понятиями.
Слайд 17По степени обобщенности
Родовое понятие (более широкое) и видовое понятие.
Одно понятие может быть и видовым, и родовым.
Чем уже понятие, тем богаче его содержание.
Понятие определяется через
ближайшее родовое понятие .
Слайд 18Примеры
Четырехугольники — родовое понятие для параллелограмма; параллелограмм-видовое для четырехугольника;
параллелограмм—
родовое понятие для прямоугольника, ромба;
прямоугольник ( ромб) — родовое понятие для квадрата.
Слайд 19
Виды действий, используемых при формировании понятий.
1. Действие распознавания,
действие подведения под понятие (часто используется при доказательстве теорем).
2. Выведение следствий.
3. Сравнение.
4. Классификация.
5. Установление иерархических
отношений внутри системы понятий.
Слайд 20Действие подведения под понятие
-указание системы необходимых и достаточных свойств объектов данного
класса;
-установление , обладает ли данный объект выделенными свойствами или не обладает;
-заключение о принадлежности объекта к данному понятию.
Слайд 21Действие подведения под понятие
Например, чтобы доказать равенство углов,
используем систему необходимых и достаточных признаков:
-при наложении совпадают;
-состоят из равных частей;
-равные третьему равны;
-равные +равные =равны;
-равные -равные =равны;
-имеют равные градусные меры;
-соответствующие углы равных
треугольников и т.д.
Слайд 22Выведение следствий
Известно, что объект принадлежит данному классу. Из факта
принадлежности нужно получить следствия, сделать выводы о свойствах объекта.
Например, фигура является равнобедренным треугольником. Что можно сказать об этой фигуре? Какими свойствами она обладает?
Эти свойства называются необходимыми признаками.
Действие выведения следствия обогащает понятие треугольника, делает его более содержательным.
Слайд 23Прием выведения следствий на основе закона контрапозиции - важный логический прием
Слайд 24
Примеры применения закона контрапозиции
1. Если А, то В.
Если углы
вертикальные, то они равны.
2. Если не В, то не А.
Если углы не равны, то они не будут вертикальными.
3.Если не А, то вывод сделать нельзя.
Если углы не вертикальные, то о градусных мерах углов нельзя сделать вывод.
4. Если В, то вывод сделать нельзя.
Если углы равны, то какие это углы-неизвестно.
Слайд 25Классификация.
Деление треугольников по углам на остроугольные, прямоугольные, тупоугольные
- элементарная классификация.
Классификация треугольников по соотношению сторон: разносторонние треугольники, равнобедренные треугольники.
Равносторонний треугольник- следующий уровень этой классификации.
Слайд 26Список литературы
1.Талызина Н.Ф. Педагогические технологии. Учебн. для студ. сред. пед. учеб.
заведений.-3-е изд., стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003, -288 с.
Электронный вариант
1.http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/talysina/talysina.pdf
2..МГУ им. М.В. Ломоносова. Формирование приемов математического мышления. Под редакцией Н.Ф. Талызиной. ТОО «Вентана-Граф», Москва, 1995
Слайд 27
Автор шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г.
Иваново