Презентация, доклад по математике на тему Объемы многогранников

Содержание

Анализ условия задачиЗадача: Высота правильной треугольной пирамиды равна h, а двугранный угол, ребром которого является боковое ребро пирамиды равен 2ϕ.Найдите объем пирамиды.Дано: АВСД- правильная треугольная пирамида,ДО=h, двугранный угол, ребром которого является боковое ребро пирамиды равен 2ϕНайти:

Слайд 1Реализация
методологических основ
обучения решению
задач на нахождение
объемов многогранников
Бесхлебная Ю.В.
учитель математики


МБОУ СОШ №3 города Суража

2015

Реализация методологических основ обучения решениюзадач на нахождение объемов многогранниковБесхлебная Ю.В.учитель математики МБОУ СОШ №3 города Суража2015

Слайд 2Анализ условия задачи
Задача: Высота правильной треугольной пирамиды равна h, а двугранный

угол, ребром которого является боковое ребро пирамиды равен 2ϕ.Найдите объем пирамиды.

Дано: АВСД- правильная
треугольная пирамида,
ДО=h, двугранный угол,
ребром которого является
боковое ребро пирамиды равен 2ϕ
Найти: V

1.Какая геометрическая фигура рассматривается в задаче?
2.О какой пирамиде идет речь в задаче?
3.Как выполняется построение правильной пирамиды?
4.Что известно о пирамиде?
5.Что требуется найти?

А

В

С

Д

О

h



Анализ условия задачиЗадача: Высота правильной треугольной пирамиды равна h, а двугранный угол, ребром которого является боковое ребро

Слайд 3Анализ условия задачи
Задача: Высота правильной треугольной пирамиды равна h, а двугранный

угол, ребром которого является боковое ребро пирамиды равен 2ϕ.Найдите объем пирамиды.

Дано: АВСД- правильная
треугольная пирамида,
ДО=h,
Найти: V

А

В

С

Д

О

h

1.Какое боковое ребро выберем, чтобы отметить угол 2 φ?
2.Как строят угол двугранного угла?
3.Как это построение будет выглядеть для нашей пирамиды?

Д

В

К


С

А

К


2 φ







Анализ условия задачиЗадача: Высота правильной треугольной пирамиды равна h, а двугранный угол, ребром которого является боковое ребро

Слайд 4Комментарий
1.Деятельность учащихся направлена на анализ условия задачи.
2.Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают

приемы:
Специальная серия вопросов диалога
(-Какая геометрическая фигура рассматривается в задаче?
-О какой пирамиде идет речь в задаче?
-Как выполняется построение правильной пирамиды?
-Что известно о пирамиде?
-Что требуется найти?
-Какое боковое ребро выберем, чтобы отметить угол 2 φ?
-Как строят угол двугранного угла?
-Как это построение будет выглядеть для данной пирамиды )
Оформление краткой записи с одновременными ответами учащихся, что дает возможность проследить этапы решения задачи.
Подчеркивание в тексте ответов на вопросы, что обеспечивает понимание.
Последовательное построение чертежа в соответствии с ответами учащихся, что дает возможность увидеть все связи.
Нанесение данных на чертеж, что помогает увидеть, каких данных не хватает, чтобы решить задачу.
Использование абстрактного чертежа, для повторения алгоритма построения линейного угла двугранного угла.
Конкретизация алгоритма построения на пирамиде с опорой на абстрактный чертеж, что обеспечивает умение переходить от общего к частному.



Комментарий 1.Деятельность учащихся направлена на анализ условия задачи.2.Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают приемы:Специальная серия вопросов диалога(-Какая геометрическая фигура

Слайд 5Поиск способа решения задачи
1.Что нужно найти в задаче?
2.По какой формуле находится


объем пирамиды?
3.Что нужно знать, чтобы найти
объем?
4.Известны ли нам величины?
5.Что нужно знать, чтобы найти
площадь основания?
6.Есть ли треугольник, из
которого можно найти сторону
основания?
7.Как поступаем в таком случае?


V-?

 

h

 

а-?

Алгебраический метод






нет

А

С

Д

О

К


2 φ

Дано: АВСД- правильная
треугольная пирамида,
ДО=h,
Найти: V



В

h




Поиск способа решения задачи1.Что нужно найти в задаче?2.По какой формуле находится объем пирамиды?3.Что нужно знать, чтобы найти

Слайд 6
Поиск способа решения задачи

DL-?

DB-?
С

Д
L
В
А
В
С
Д
О
h
К

2 φ

Дано: АВСД- правильная
треугольная пирамида,
ДО=h,
Найти: V
Условие

для составления уравнения



Д

О

В

h



Д

В

L

K


9.С чего начинаем решение задачи алгебраическим методом?
10.Если выбрать ΔДВС, чтобы составить уравнение, то
Какое условие выберем? Составьте схему уравнения
11. Что делаем дальше? Что обозначим за неизвестное?( за х)
12.Как найти площадь треугольника ДВС?
13. Можно ли вычислить площадь иначе?
14. Что нужно знать чтобы найти S1 ?






15.Из какой фигуры можно найти DL?
16. Что еще нужно знать, чтобы найти DL?
17.Из какой фигуры можно найти ДВ?
18.Как найти ДВ?
19.Вычислите самостоятельно S2 .
20.Итак нужные величины выразили через х. Сможем ли теперь составить уравнение?
21.Назовите план решения уравнения

CK-?





x

x

x






А

K

C

Е




1.

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Поиск способа решения задачи DL-?DB-?СДLВАВСДОhК2 φДано: АВСД- правильная треугольная пирамида,ДО=h,Найти: VУсловие для составления уравнения  ДОВhДВLK 9.С

Слайд 7Поиск способа решения задачи
1.Что нужно найти в задаче?
2.По какой формуле находится


объем пирамиды?
3.Что нужно знать, чтобы найти
объем?
4.Известны ли нам величины?
5.Что нужно знать, чтобы найти
площадь основания?
6.Есть ли треугольник из
которого можно найти сторону
основания?
7.Как поступаем в таком случае?


V-?

 

h

 

а-?

Алгебраический метод






нет

А

В

С

Д

О

h

К


2 φ



Дано: АВСД- правильная
треугольная пирамида,
ДО=h,
Найти: V

8.

II.

III.

Поиск способа решения задачи1.Что нужно найти в задаче?2.По какой формуле находится объем пирамиды?3.Что нужно знать, чтобы найти

Слайд 8Комментарий
1.Деятельность учащихся направлена на поиск способа решения задачи.
2.Самостоятельную успешность учащихся

обеспечивают приемы:
Специальная серия вопросов диалога (9.С чего начинаем решение задачи алгебраическим методом?10.Если выбрать ΔДВС, чтобы составить уравнение, то какое условие выберем? Составьте схему уравнения.11. Что делаем дальше? Что обозначим за неизвестное?( за х)12.х ввели. Что делаем дальше? Какие величины нужны, и можно ли их выразить через х?
13.Как найти площадь треугольника ДВС? Можно ли вычислить площадь иначе?14. Что нужно знать чтобы найти S1 ? 15.Из какой фигуры можно найти DL?16. Что еще нужно знать чтобы найти DL?17.Из какой фигуры можно найти ДВ?
18.Как найти ДВ?19.Вычислите самостоятельно S2 .20.Итак нужные величины выразили через х. Сможем ли теперь
составить уравнение?21.Назовите план решения уравнения
Метод анализа ( рассуждение от требования),что дает возможность наметить последовательность действий.
Диалог сопровождает метод анализа.
Граф-схема поиска, что позволяет увидеть и установить связи между величинами
Вопрос «Как поступаем в таком случае?», который мотивирует выбор алгебраического метода
Дополнительные построения, что позволяет установить связь между данными и искомыми величинами.
Сохранение краткой записи и чертежа, так как они помогают.
Выделение условия, на основе которого составляем уравнение.
Самостоятельное нахождение площади треугольника.
Составление плана решения задачи, дает возможность составить и решить уравнение
относительно введенной неизвестной.
Комментарий 1.Деятельность учащихся направлена на поиск способа решения задачи.2.Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают приемы:Специальная серия вопросов диалога (9.С

Слайд 9Оформление решения
1.Пусть х – сторона основания пирамиды DABC
Выразим все необходимые величины

через х:
2.Рассмотрим прямоугольный ∆DOB, у которого DO=h (по условию),OB=R= т.к. . .
Тогда по теореме Пифагора




3. Рассмотрим прямоугольный ∆DLB: ( т.к. LB- высота равнобедренного ∆DBC),

(из п.1). Тогда по теореме Пифагора




4.Рассмотрим ∆DBC у которого DL- высота, СВ- основание. Выразим площадь
этого треугольника через х.



А

В

О

h

К


2 φ



Д

C

Дано: АВСД- правильная треугольная пирамида, ДО=h,
Найти: V

Решение

I.

L

Оформление решения1.Пусть х – сторона основания пирамиды DABCВыразим все необходимые величины через х:2.Рассмотрим прямоугольный ∆DOB, у которого

Слайд 10 Рассмотрим равнобедренный ∆ АВС: пусть КЕ - высота ∆

АВС. Тогда рассмотрим
прямоугольный ∆ КЕС: (КЕ-высота, биссектриса, медиана т.к

∆ АВС - равнобедренный).Имеем





6. Выразим через х площадь ∆DBC , если DB-основание, CK- высота.


7. Составим и решим уравнение: Основание треугольника и высоту связывает
площадь, причем результат вычисления площади не зависит от способа вычисления,
поэтому за условие для составления уравнения можно выбрать следующее:
Имеем уравнение






5.

Рассмотрим равнобедренный ∆ АВС: пусть КЕ - высота ∆ АВС. Тогда рассмотрим прямоугольный ∆ КЕС:

Слайд 11II.

, т.к. в основании пирамиды лежит правильный ∆АВС.

Получаем
III. Находим объем пирамиды

Ответ:

II.           , т.к. в основании пирамиды лежит

Слайд 12Комментарий
1.Деятельность учащихся направлена на оформление решения задачи.
2.Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают

приемы:
Поэтапная запись решения в соответствии с составленным планом.
Сохранение способа оформления алгебраического метода решения задачи.
Возможность сравнить своё решение с решением на слайде, откорректировать свои действия, если это необходимо.



Комментарий 1.Деятельность учащихся направлена на оформление решения задачи.2.Самостоятельную успешность учащихся обеспечивают приемы:Поэтапная запись решения в соответствии с

Слайд 13
Подведение итогов
1.Какого типа рассматривалась задача?
-геометрическая
2.С каких вопросов мы начинали рассуждение?
Какое

боковое ребро выберем, чтобы отметить угол 2 φ?
Как строят угол двугранного угла?
3. Можно ли построить угол двугранного угла другим способом? Да
4. Перечислите возможные варианты и наметьте пути дальнейшего
построения.
-Чтобы построить линейный угол двугранного угла, нужно построить плоскость
перпендикулярную ребру ДВ
1)Построим перпендикуляр ОW к ребру ДВ
2) через точку О построить FZ параллельно АВ
3)Тогда , т.к. ( , по построению),следовательно
, значит


5.Каким методом решали задачу? Алгебраическим
6.Какое условие выбрали для составления схемы уравнения? ∆СДВ
7.Можно ли было, рассуждая подобным образом ,решить задачу другим способом взяв за исходный «прозрачный» треугольник АКС?
Да
7.Что для этого нужно сделать?
-Построить высоту КQ ∆АКС
Тогда


В

О

h

К



Д

А

С

Z

F


Q


С

Д

В

К

L




х


W

Подведение итогов1.Какого типа рассматривалась задача? -геометрическая2.С каких вопросов мы начинали рассуждение?Какое боковое ребро выберем, чтобы отметить угол

Слайд 14Комментарий
1.Деятельность учащихся направлена на подведение итогов
2.Самостоятельная успешность учащихся обеспечивают приемы:
Специальная

серия вопросов диалога
-Какого типа рассматривалась задача?
-С каких вопросов мы начинали рассуждение?
-Можно ли построить угол двугранного угла другим способом?
-Перечислите возможные варианты и наметьте пути дальнейшего
построения.
-Каким методом решали задачу?
-Какое условие выбрали для составления схемы уравнения?
-Можно ли было, рассуждая подобным образом ,решить задачу другим способом взяв за исходный «прозрачный» треугольник АКС?
-Что для этого нужно сделать?

Диалог направлен на поиск вариантов другого пути решения задачи
Акцент делается на уже примененный способ, начиная с самого начала рассуждений
(за основу берется другой треугольник).
Линейный угол строится вторым способом, что обогащает опыт учащихся

Комментарий 1.Деятельность учащихся направлена на подведение итогов2.Самостоятельная успешность учащихся обеспечивают приемы:Специальная серия вопросов диалога-Какого типа рассматривалась задача?

Слайд 15УСПЕХОВ
В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

УСПЕХОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть