Слайд 1Заповеди для решения геометрических задач
МОУ СОШ № 89
Ученики 9А класса
Слайд 2
1. Сразу же начинай чертить по заданным условиям – размышлять
будешь потом!
Слайд 3
3. Хороший чертеж – хороший помощник, с ним идея решения
«придет сама». Плохой же чертеж и заведет тебя в тупик при попытке «доказать» то, чего нет в действительности. Делай четкий чертеж. Если условия позволяют – черти в масштабе!
Слайд 4
4. Избегай чертить частные случаи, если они не предусмотрены условием
задачи – глядя на такой чертеж, ты скоро «поверишь», что так будет всегда, и твоя мысль будет направлена на ложный след!
Слайд 5
5. Наноси на чертеж все данные! Что-то забудешь – решить
задачу не сможешь!
Слайд 6
6. «Задано» - рисуй синим! «Найти» - красным! Этим ты
обеспечишь концентрацию мысли на главном!
Слайд 7
7. Обозначай отрезки и угла малыми латинскими и греческими буквами!
Большие – только для согласования с условием! Не будет рябить в глазах, не запутаешься, да и писанины будет меньше!
Слайд 8
8. В условии задачи введи упрощения – в разумных, конечно,
пределах.
Слайд 9
9. Вспомни и выпиши рядом с рисунком все геометрические определения,
аксиомы, теоремы, свойства и следствия по данному вопросу – это тоже необходимая информация для твоих мозговых ячеек к моменту, когда они начнут логическое конструирование решения задачи!
Слайд 10
10. Потрать 2 -3 минуты на тщательный общий анализ особенностей
условия задачи – это окупится сторицей! Если за эти минуты ты используешь всю силу своего геометрического воображения, то даже и при сложном условии задачи сможешь обнаружить рациональное решение. Приняв сразу бездумное шаблонное решение , ты увеличишь объем вычислительной работы и шансы появления ошибок.
Слайд 11
11. Если задача сложная - найди «логику» решения задачи, напиши
план ее решения.
Слайд 12
12.Дай полную волю своей интуиции!- кто-то сказал, что интуиция –
это разрыв в логике, но это возможность к неожиданному шагу в непредсказуемом направлении; что это мерило таланта! Зачем же его подавлять? Интуиция поможет тебе наметить кратчайший путь к решению задачи!
Слайд 13
13. Мысль способна незаметно «уйти в сторону» - следи за
ней. ( а точнее за собой)!
Слайд 14
14. Удачное вспомогательное построение подчас сразу же раскрывает «секреты»
условия задачи.
Слайд 15
15. Если не сможешь найти геометрическое выражение «длины» искомого отрезка,
то попытайся сделать это для его отдельных частей и просуммируй его!
Слайд 16
16. Геометрическая задача решается, как правило, несколькими способами! Если окажется,
что ты выбрал слишком громоздкий путь, - вернись к рисунку и попробуй поискать другой. Во времени ты только выиграешь.
Слайд 1717.Если твой рисунок «безмолвствует», то поверни его и посмотри снова -
при новом ракурсе могут появиться новые мысли, а затем и правильное решение.
Слайд 18
18. Ничего не получается? Не унывай! Проведи заново общий анализ
сложившейся на рисунке геометрической ситуации – даже Суворов признавал необходимость вовремя отступить! И математические выкладки начни снова, на чистом листе бумаги – психологически очень трудно заметить неточность в старой записи
Слайд 19
19. При составлении системы уравнений необходимо, чтобы были использованы
все соотношения, вытекающие из условия геометрической задачи.
Слайд 20
20. Если в условии говориться о нескольких ответах,
то сперва пиши формулы в общем виде и исследуй их! Это предпочтительно, впрочем, в любом случае, ибо о нескольких ответах условие задачи может тебя не предупредить, а ты все равно обязан найти их все.
Слайд 21
21. Максимум внимательности! Не делай «в уме» одновременно несколько
сложных алгебраических преобразований – сделай их последовательно в «лишней строчке»! Ход твоего великолепного решения может быть «сведен на нет» из-за одного только забытого знака минус.
Слайд 22
22. Если у тебя все «застопорилось» , то не
надо мурлыкать под нос какой-то свой любимый мотивчик, не надо свистеть тихонько, не надо в задумчивости рисовать на полях – тебе только кажется, что это помогает разрешить затруднения, а время идет. Будь активен и в преодолении трудностей!
Слайд 23
23. На соседа не надейся! Самостоятельность – главный элемент
учебы!
Слайд 24
24. Красивое и эффектное геометрическое решение безусловно лучше громоздких алгебраических
выкладок, но, чтобы до него додуматься, нужно много времени, и поэтому считай, что самое лучшее – получить правильный ответ любым способом.
Слайд 25
25. Уважай проверяющего твою работу: пиши чисто, аккуратно, все формулы
– столбиком, не экономь бумагу! Умей и зачеркнуть аккуратно, тогда не придется тратить много времени на оформление чистовика! В конце после слова «ОТВЕТ» четко напиши итог решения задачи. Все это – лучшая гарантия того, что проверяющий твою работу разберется в твоих записях и не поставит тебе «3» или даже «2», «не найдя» решение задачи!
Слайд 26
26. Когда задача решена и еще осталось время, то
посмотри все с самого начала – не столько для поиска возможных ошибок, сколько ради поиска более изящного решения! Ведь математика -самый таинственный и романтичный предмет, который ты проходил в школе, и ты получишь истинное наслаждение, когда, найдя новое, более красивое решение, тем самым откроешь для себя какую-то новую загадку этой величайшей науки из всех Наук Человечества.