Презентация, доклад по геометрии Решение задач повышенного уровня сложности по теме Окружность на ГИА

Содержание

Цель занятий: Совершенствование умения решать геометрические задачи. Подготовка к ГИА. Развитие интереса к изучению геометрии. Умение решать задачи… Искусство решать задачи… От чего оно зависит? Каждый из вас изучал много определений, аксиом, теорем о свойствах

Слайд 1Решение задач повышенного уровня сложности по теме «Окружность» на ГИА.
Учитель математики

МБОУ «Гимназия №2»
Г. Курчатова
Курской области
Татаринова
Людмила Николаевна.
Решение задач  повышенного уровня сложности  по теме «Окружность» на ГИА.Учитель математики МБОУ «Гимназия №2»Г. КурчатоваКурской

Слайд 2Цель занятий: Совершенствование умения решать геометрические задачи. Подготовка к ГИА.

Развитие интереса к изучению геометрии.


Умение решать задачи… Искусство решать задачи… От чего оно зависит?
Каждый из вас изучал много определений, аксиом, теорем о свойствах и признаках различных геометрических фигур. Так какие из них нужно отыскать в памяти при решении конкретной задачи? Какие действия следует выполнить, чтобы задача была решена? Сложность геометрических задач в том и состоит, что нет четких алгоритмов их решения. Кроме того, многие задачи могут быть решены разными способами.

Цель занятий: Совершенствование умения решать геометрические задачи. Подготовка к ГИА.  Развитие интереса к изучению геометрии. Умение

Слайд 3Если вы хотите научиться решать геометрические задачи, то прежде всего необходимо

систематизировать и обобщить знания по этому предмету. И только после большого количества самостоятельно решенных задач можно говорить о начале приобретения собственного опыта и формировании геометрической интуиции.
Если вы хотите научиться решать геометрические задачи, то прежде всего необходимо систематизировать и обобщить знания по этому

Слайд 4Необходимо научиться именно решать задачи, а не запоминать их решение.
Известны такие

высказывания :
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Д. Пойа.
«Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдётся путь!» Д. Пойа

Необходимо научиться именно решать задачи, а не запоминать их решение. Известны такие высказывания : «Если вы хотите

Слайд 5В известной книге Дьёрдь По́йа «Как решать задачу» автор предлагает следующий

план решения задач:
Нужно ясно понять задачу. Что дано? Что неизвестно? В чем состоит условие? Сделайте чертеж. Введите необходимые обозначения.
Составьте план решения. Подумайте все ли данные вами использованы? Приняты ли во внимание все существенные понятия, содержащиеся в задаче?
Осуществите план решения, контролируя каждый шаг, обосновывая каждый шаг, ссылаясь на известные определения, аксиомы, теоремы.
Взгляд назад. Нужно изучить найденное решение.
В известной книге Дьёрдь По́йа «Как решать задачу» автор предлагает следующий план решения задач:Нужно ясно понять задачу.

Слайд 6Можно дополнительно дать еще такие советы.
1).Пусть при решении задачи вы пришли

к необходимости нахождения длины отрезка. Следует подумать о том, чем может быть этот отрезок в других фигурах: медианой, биссектрисой, высотой, хордой, радиусом и так далее.
2).Если при решении задачи вы используете треугольник, то следует попытаться выяснить, не является ли он прямоугольным, равнобедренным или равносторонним.

Можно дополнительно дать еще такие советы.1).Пусть при решении задачи вы пришли к необходимости нахождения длины отрезка. Следует

Слайд 7На сегодняшнем занятии мы будем решать задачи типа №26 ГИА, взятые

из банка задач ГИА на сайте ФИПИ или в диагностических работах системы «СтатГрад».


Четких алгоритмов решения этих задач нет, но в некоторых задачах рассматривается повторяющаяся конфигурация. В процессе решения мы заодно будем повторять школьный курс планиметрии.
Прочитав текст задачи, мы проанализируем ее и вспомним встретившиеся в условии понятия, свойства и признаки, которые будут использованы при решении данной задачи, а затем приступим к решению.
Очень полезно составлять план решения. Следует проследить за цепочкой рассуждений, которая может привести к успеху.

На сегодняшнем занятии мы будем решать задачи типа №26 ГИА, взятые из банка задач ГИА на сайте

Слайд 8Итак, наша первая задача:
№ 1.  Ме­ди­а­на BM тре­уголь­ни­ка ABC равна 3 и яв­ля­ет­ся диа­мет­ром окруж­но­сти, пе­ре­се­ка­ю­щей

сто­ро­ну BC в её се­ре­ди­не. Най­ди­те диа­метр опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка ABC.

Прежде, чем приступать к решению задачи, вспомним определения, свойства и признаки, которые нам понадобятся.

Итак, наша первая задача:№ 1.  Ме­ди­а­на BM тре­уголь­ни­ка ABC равна 3 и яв­ля­ет­ся диа­мет­ром окруж­но­сти, пе­ре­се­ка­ю­щей сто­ро­ну BC в её се­ре­ди­не. Най­ди­те диа­метр опи­сан­ной

Слайд 9Обзор теоретического материала по тексту задачи:
1) Медиана треугольника – отрезок, соединяющий

вершину треугольника и середину противолежащей стороны.






2) Вписанный угол – это угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают эту окружность.






Обзор теоретического материала по тексту задачи:1) Медиана треугольника – отрезок, соединяющий вершину треугольника и середину противолежащей стороны.2)

Слайд 103) Вписанный угол, опирающийся на диаметр – прямой.
4) Если в треугольнике

медиана совпадает с высотой, то этот треугольник является равнобедренным, а медиана проведена к основанию.

3) Вписанный угол, опирающийся на диаметр – прямой. 4) Если в треугольнике медиана совпадает с высотой, то

Слайд 11Определение: Окружностью называется геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на

заданном расстоянии от данной точки. Если все вершины треугольника лежат на окружности, то окружность называется описанной около треугольника.


Исходя из данных определений получаем, что все вершины вписанного треугольника равноудалены от центра окружности.

Определение: Окружностью называется геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.

Слайд 12№ 1. Ме­ди­а­на BM тре­уголь­ни­ка ABC равна 3 и яв­ля­ет­ся диа­мет­ром окруж­но­сти, пе­ре­се­ка­ю­щей сто­ро­ну BC в её се­ре­ди­не. Най­ди­те

диа­метр опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка ABC.

Анализ условия.
Зададим себе вопросы: 1.Сколько окружностей в условии задачи? Нужно ли изображать вторую окружность?
2.Где находится центр искомой окружности? 3. Как можно использовать данную медиану и середину стороны ВС? Нужны ли дополнительные построения?
Известно, что центр окружности, описанной около треугольника есть точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника. Значит эти перпендикуляры проходят через точки М и К...
Нужно ли их строить? Центр искомой окружности должен быть равноудален от вершин А, В, С.
Есть ли на нашем чертеже такая точка?













А

В

О

М

К

С

№ 1. Ме­ди­а­на BM тре­уголь­ни­ка ABC равна 3 и яв­ля­ет­ся диа­мет­ром окруж­но­сти, пе­ре­се­ка­ю­щей сто­ро­ну BC в её се­ре­ди­не. Най­ди­те диа­метр опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка ABC. 					Анализ условия.

Слайд 13№ 1. Ме­ди­а­на BM тре­уголь­ни­ка ABC равна 3 и яв­ля­ет­ся диа­мет­ром окруж­но­сти, пе­ре­се­ка­ю­щей сто­ро­ну BC в её се­ре­ди­не. Най­ди­те

диа­метр опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка ABC.

А

В

О

М

К

С

№ 1. Ме­ди­а­на BM тре­уголь­ни­ка ABC равна 3 и яв­ля­ет­ся диа­мет­ром окруж­но­сти, пе­ре­се­ка­ю­щей сто­ро­ну BC в её се­ре­ди­не. Най­ди­те диа­метр опи­сан­ной окруж­но­сти тре­уголь­ни­ка ABC. АВОМКС

Слайд 14Итак, взгляд назад. Повторим этапы решения задачи №1.
1) Угол ВКМ –

прямой.
2)∆ ВМС равнобедренный.
3) МС = МВ = МА . М – центр окружности, АС = 6 диаметр.

А

В

С

М

К

Итак, взгляд назад. Повторим этапы решения задачи №1.1) Угол ВКМ – прямой.2)∆ ВМС равнобедренный.3) МС = МВ

Слайд 15 № 2. Три окруж­но­сти, ра­ди­у­сы ко­то­рых равны 2, 3 и 10, по­пар­но ка­са­ют­ся

внеш­ним об­ра­зом. Най­ди­те ра­ди­ус окруж­но­сти, впи­сан­ной в тре­уголь­ник, вер­ши­на­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся цен­тры этих трёх окруж­но­стей.

Обзор теоретического материала, необходимого при решении этой задачи.
Проанализируем условие задачи и
вспомним необходимые
для ее решения свойства
и признаки.





Внешнее касание окружностей.
1. Точки А, В, С лежат на одной прямой.
2. АС = R + r.

А

В

С

R

r

 № 2. Три окруж­но­сти, ра­ди­у­сы ко­то­рых равны 2, 3 и 10, по­пар­но ка­са­ют­ся внеш­ним об­ра­зом. Най­ди­те ра­ди­ус окруж­но­сти, впи­сан­ной

Слайд 16Теорема, обратная теореме Пифагора: Если в треугольнике квадрат одной стороны равен

сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный. Прямой угол лежит против большей стороны.

а

b

с

А

В

С

Теорема, обратная теореме Пифагора: Если в треугольнике квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других сторон, то

Слайд 17Вписанная в произвольный треугольник окружность
a
b
c

Вписанная в произвольный треугольник окружностьabc

Слайд 18№ 2. Три окруж­но­сти, ра­ди­у­сы ко­то­рых равны 2, 3 и 10, по­пар­но ка­са­ют­ся

внеш­ним об­ра­зом. Най­ди­те ра­ди­ус окруж­но­сти, впи­сан­ной в тре­уголь­ник, вер­ши­на­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся цен­тры этих трёх окруж­но­стей.

Анализируем условие.

А

В

С

М

К

Р

10

2

2

3

3

10

№ 2. Три окруж­но­сти, ра­ди­у­сы ко­то­рых равны 2, 3 и 10, по­пар­но ка­са­ют­ся внеш­ним об­ра­зом. Най­ди­те ра­ди­ус окруж­но­сти, впи­сан­ной

Слайд 19№ 2. Три окруж­но­сти, ра­ди­у­сы ко­то­рых равны 2, 3 и 10, по­пар­но ка­са­ют­ся

внеш­ним об­ра­зом. Най­ди­те ра­ди­ус окруж­но­сти, впи­сан­ной в тре­уголь­ник, вер­ши­на­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся цен­тры этих трёх окруж­но­стей.

Решение:
Т.к. окружности касаются внешним образом, то АВ = АМ + МВ = 10 + 2 = 12
Аналогично ВС = 2+3=5, АС=10+3=13.

А

В

С

М

К

Р

10

2

2

3

3

10

№ 2. Три окруж­но­сти, ра­ди­у­сы ко­то­рых равны 2, 3 и 10, по­пар­но ка­са­ют­ся внеш­ним об­ра­зом. Най­ди­те ра­ди­ус окруж­но­сти, впи­сан­ной

Слайд 20Итак, повторим план решения задачи:
А
В
С
с
b
a

Итак, повторим план решения задачи:АВСсba

Слайд 21№ 3. Окруж­ность ра­ди­у­са 4 ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом вто­рой окруж­но­сти в точке  М.

Общая ка­са­тель­ная к этим окруж­но­стям, про­хо­дя­щая через точку  М, пе­ре­се­ка­ет­ся с не­ко­то­рой дру­гой их общей ка­са­тель­ной в точке N  . Най­ди­те ра­ди­ус вто­рой окруж­но­сти, если  MN = 6 .

В

Е

М

N

O

A

6

№ 3. Окруж­ность ра­ди­у­са 4 ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом вто­рой окруж­но­сти в точке  М. Общая ка­са­тель­ная к этим окруж­но­стям, про­хо­дя­щая

Слайд 22№ 3. Окруж­ность ра­ди­у­са 4 ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом вто­рой окруж­но­сти в точке  М.

Общая ка­са­тель­ная к этим окруж­но­стям, про­хо­дя­щая через точку  М, пе­ре­се­ка­ет­ся с не­ко­то­рой дру­гой их общей ка­са­тель­ной в точке N  . Най­ди­те ра­ди­ус вто­рой окруж­но­сти, если  MN = 6 .

Обзор теоретического материала.
Внешнее касание:
1.Три общие касательные: MN, AB, m.
2. Радиусы , проведенные в точку касания
перпендикулярны касательной.
3. MN перпендикулярна ОЕ.
4. Изображая касательные, не забывайте
Отмечать прямые углы и равные отрезки.
5. AN = NB = NM по свойству отрезков
касательных.

А

В

N

M

O

E

m

№ 3. Окруж­ность ра­ди­у­са 4 ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом вто­рой окруж­но­сти в точке  М. Общая ка­са­тель­ная к этим окруж­но­стям, про­хо­дя­щая

Слайд 23Биссектрисы смежных углов образуют прямой угол.
1
2
3
4

Биссектрисы смежных углов образуют прямой угол.1234

Слайд 24Если окружность вписана в угол, то ее центр лежит на биссектрисе

этого угла. АО – биссектриса угла ВАС.

АВ и АС касательные к окружности.
Отрезки касательных из одной точки
К одной окружности равны.
АВ = АС.

О

В

А

С

Если окружность вписана в угол, то ее центр лежит на биссектрисе этого угла. АО – биссектриса угла

Слайд 25Высота, прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, есть среднее пропорциональное между отрезками,

на которые эта высота делит гипотенузу.

h

b

a

Высота, прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые эта высота делит гипотенузу.hba

Слайд 26 № 3. Окруж­ность ра­ди­у­са 4 ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом вто­рой окруж­но­сти в точке  М.

Общая ка­са­тель­ная к этим окруж­но­стям, про­хо­дя­щая через точку  М, пе­ре­се­ка­ет­ся с не­ко­то­рой дру­гой их общей ка­са­тель­ной в точке N  . Най­ди­те ра­ди­ус вто­рой окруж­но­сти, если  MN = 6 .

В

Е

М

N

O

A

4

6

№ 3. Окруж­ность ра­ди­у­са 4 ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом вто­рой окруж­но­сти в точке  М. Общая ка­са­тель­ная к этим окруж­но­стям,

Слайд 27Высота, прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, есть среднее пропорциональное между отрезками,

на которые эта высота делит гипотенузу.

N

О

М

Е

6

4

х

Высота, прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые эта высота делит гипотенузу.NОМЕ64х

Слайд 28№ 3. Окруж­ность ра­ди­у­са 4 ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом вто­рой окруж­но­сти в точке  М.

Общая ка­са­тель­ная к этим окруж­но­стям, про­хо­дя­щая через точку  М, пе­ре­се­ка­ет­ся с не­ко­то­рой дру­гой их общей ка­са­тель­ной в точке N  . Най­ди­те ра­ди­ус вто­рой окруж­но­сти, если  MN = 6 .

В

Е

М

N

O

A

№ 3. Окруж­ность ра­ди­у­са 4 ка­са­ет­ся внеш­ним об­ра­зом вто­рой окруж­но­сти в точке  М. Общая ка­са­тель­ная к этим окруж­но­стям, про­хо­дя­щая

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 30В презентации использованы материалы сайта ФИПИ:
http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/7.

В презентации использованы материалы сайта ФИПИ:http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/7.

Слайд 31источник шаблона: сайт http://pedsovet.su

источник шаблона: сайт http://pedsovet.su

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть