Презентация, доклад по геометрии по теме Задачи на построения

Содержание

ЗадачаРазделить отрезок длиной 5 см на четыре равные частиРазделить угол 55º на четыре равные частиРасположить три точки на одинаковом расстоянии друг от друга

Слайд 1Задачи на построение
Урок геометрии в 7 классе
Презентацию подготовила
Рудник Ольга Анатольевна
учитель

математики высшей категории
МОУ «СШ№53 г. Макеевки»
Задачи на построениеУрок геометрии в 7 классеПрезентацию подготовила Рудник Ольга Анатольевнаучитель математики высшей категорииМОУ «СШ№53 г. Макеевки»

Слайд 2Задача
Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части

Разделить угол 55º

на четыре равные части

Расположить три точки на одинаковом расстоянии друг
от друга
ЗадачаРазделить отрезок длиной 5 см на четыре равные частиРазделить угол 55º на четыре равные частиРасположить три точки

Слайд 4Задачи на построение
Тема урока:
Учебная задача урока:
дать представление о задачах

на построение, этапах их решения и начать выделять основные задачи на построение.

Задачи на построение Тема урока:Учебная задача урока: дать представление о задачах на построение, этапах их решения и

Слайд 5 В геометрии выделяют задачи на построение, которые можно

решить только с помощью двух инструментов: циркуля и линейки без масштабных делений.

Линейка позволяет провести произвольную
прямую, а также построить прямую, проходящую
через две данные точки; с помощью циркуля
можно провести окружность произвольного
радиуса, а также окружность с центром в
данной точке и радиусом, равным данному
отрезку.



IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

В геометрии выделяют задачи на построение, которые можно решить только с помощью двух инструментов:

Слайд 6

O

С

Дано: отрезок АВ, луч ОС.

Построить:
отрезок OD, OD= АВ D∈ОС.

Построение:
1) окр.(O, r =АВ);
2) окр.(O, АВ) Ո OC=D;
3) OD - искомый




Задача1.
На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.


D


O              СДано: отрезок АВ,

Слайд 7Дано: отрезок АВ, луч ОС.
Построили:
OD= АВ
Доказать:

АB=ОD


3.Доказательство:
OD= АВ как радиусы одной и той же окружности окр.(O, АВ);

4.Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.



Дано: отрезок АВ, луч ОС. Построили: OD= АВ Доказать:  АB=ОD3.Доказательство: OD= АВ как радиусы одной и

Слайд 8Схема решения задач на построение:
Анализ (рисунок искомой фигуры, установление связей между

заданными и искомыми элементами, план построения).
Построение по намеченному плану.
Доказательство, что данная фигура удовлетворяет условиям задачи.
Исследование (когда и сколько задача имеет решений?).
Схема решения задач на построение:Анализ (рисунок искомой фигуры, установление связей между заданными и искомыми элементами, план построения).

Слайд 9Задача2.
Построить треугольник, стороны которого равны заданным отрезкам.
Дано:








а=3см

b=2см

с=4см

Построить:
АВ = а, ВС = b, AC = c.


Построение:
1) луч АМ
2)окр.1(А, r = а);
3) окр.1 Ո АМ = В;

А

М



В

4) окр.2 (А, r=с)
5) окр.3 (В, r=b)
6) окр.2 Ո окр.3=С
7) AC, BC
8) Δ АВС – искомый треугольник




С

Анализ:

а=3см

b=2см

с=4см

С

В

А

Задача2.Построить треугольник, стороны которого равны заданным отрезкам.Дано:        а=3смb=2смс=4смПостроить: АВ =

Слайд 10Доказательство:
В ΔАВС АВ=а=3см по построению как радиус окр.(А,r=a), АС=с=4см по построению

как радиус окр.(А,r=с), ВС=b=2см по построению как радиус окр.(В,r=b). Значит, треугольники равны по трем сторонам.

Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.

Доказательство:В ΔАВС АВ=а=3см по построению как радиус окр.(А,r=a), АС=с=4см по построению как радиус окр.(А,r=с), ВС=b=2см по построению

Слайд 11Учебник, задача №148 На прямой даны две точки А и В. На

продолжении луча ВА отложить отрезок ВС так, чтобы ВС = 2АВ.

Построение:



А

В






С

Запишите самостоятельно ход построения и доказательство

Исследование: Так как от данной точки на данном луче можно отложить отрезок заданной длины и притом только один, то данная задача имеет единственное решение

Учебник, задача №148 На прямой даны две точки А и В.  На продолжении луча ВА отложить

Слайд 12Учебник, задача №149 Даны прямая а и точка В , не лежащая

на ней, и отрезок PQ. Постройте точку М на прямой а так, чтобы ВМ=PQ. Всегда ли задача имеет решение?

I случай

II случай

III случай




В

В

В

а

а

а

P Q

P Q

P Q





ρ (В, а) < PQ
2 точки




ρ (В, а) = PQ
1 точка



ρ (В, а) > PQ нет точек


Задача не всегда имеет решение

Учебник, задача №149  Даны прямая а и точка В , не лежащая на ней, и отрезок

Слайд 13Дано:
А В
Построить:

точку О,
АО=ОВ

Задача 3.
Построить середину отрезка АВ.



Построение:
1) Луч АМ
2) окр.1(А;r=AB)ՈАМ=В
3) окр.1(А;r=AB)Ո
окр.2(В;r=AB)={К ,М}
4) Прямая КМ
5) КМ Ո АВ=О
6) О- середина АВ







А



В




К

М


О

М

Дано: А         ВПостроить: точку О,  АО=ОВЗадача 3.Построить середину

Слайд 14Доказательство:
У них АМ=АК=ВМ=ВК как радиусы одной
окружности,
Значит, ΔАМК = ΔВМК по трем

сторонам,


Рассмотрим ΔАМК и ΔВМК.

МК – общая сторона.

тогда соответствующие углы равны


В равнобедренном ΔАКВ (АК=КВ) КО является биссектрисой и медианой.

Значит, О – середина АВ, ч. и т. д.

Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.

Доказательство:У них АМ=АК=ВМ=ВК как радиусы однойокружности,Значит, ΔАМК = ΔВМК по трем сторонам, Рассмотрим ΔАМК и ΔВМК. МК

Слайд 15Задача 4. Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части
Дано:




А
В
5

см

Построить:

точки О, Р, Е так, что АР=РО=ОЕ=ЕВ

Анализ:

А



В


О


Р


Е

Задача 4. Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части Дано:АВ5 смПостроить:точки О, Р, Е так,

Слайд 16Построение:
1) Луч АМ

А
М

2) окр.1(А, r=АВ)
3) окр.1 Ո АМ=В

В

4) окр.2(В,

r=АВ)

5) окр.1Ոокр.2={К,Н}



К

Н

6) Прямая КН Ո АВ=О


О



7) окр.3(А, r=АО)

8) окр.4(О, r=АО)

9) окр.3Ոокр.4={T, L}



L

T

10) Прямая TL Ո AO=P


P



11) окр.5(O, r=АО)

12) окр.6(В, r=АО)

13) окр.5Ոокр.6={S,D}

S

D



14) Прямая SD Ո BO=E


E

15) AP=PO=OE=EB

Построение: 1) Луч АМАМ2) окр.1(А, r=АВ) 3) окр.1 Ո АМ=В В4) окр.2(В, r=АВ) 5) окр.1Ոокр.2={К,Н}КН6) Прямая КН

Слайд 17Доказательство: А Р

О Е В

О – середина АВ по построению, тогда АО=ОВ=0,5 АВ
Р – середина АО и Е – середина ВО по построению, тогда АР=РО=ОЕ=ЕВ=0,25 АВ
Значит, отрезок АВ разделили на четыре равные части






Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.

Доказательство:     А   Р   О  Е   ВО

Слайд 18
А
В

С
Дано:
Построить:
Построение:
окр.1 (А ,r)
окр.1 (А, r) Ո


окр.2 (O, AC)
окр.2 Ո ОМ = D
окр.3 (B, BC)
окр.4 (D, BC)
окр.2 Ո окр.4 = E
8) луч ОЕ
9) искомый.




О

D

E


Задача 5.
Отложить от данного луча угол, равный данному


М





АВСДано:Построить: Построение:окр.1 (А ,r)окр.1 (А, r) Ո     окр.2 (O, AC)окр.2 Ո ОМ =

Слайд 19








Дано: угол А.
А
Построили: угол О.
В
С
О
D
E
Доказательство: рассмотрим ΔАВС и ΔОDE.
АС=ОЕ, как радиусы

одной окружности.
АВ=ОD, как радиусы одной окружности.
ВС=DE, как радиусы одной окружности.
АВС= ОDЕ (3 приз.) А = О






Доказать: А = О

Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.

Дано: угол А.АПостроили: угол О.ВСОDEДоказательство: рассмотрим ΔАВС и ΔОDE.АС=ОЕ, как радиусы одной окружности.АВ=ОD, как радиусы одной окружности.ВС=DE,

Слайд 20Задача 6.
Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними
Дано:


а=3см


b=4см

О
Построить:
ΔАВС,


АВ=а=3см, АС=b=4см,

Анализ:


b=4см

а=3см

А

В

С

Задача 6.Построить треугольник по двум сторонам и углу между нимиДано:а=3смb=4смОПостроить:ΔАВС, АВ=а=3см, АС=b=4см,Анализ:b=4сма=3смАВС

Слайд 21Построение:
1) Луч АМ

А
М
О




2) окр.1 (О, r)
3) окр.1 (О, r) Ո


Р

Е



4) окр.2 (А ,r)

5) окр.2 Ո АМ = D

D


6) окр.3 (Е, r=ЕР)



7) окр.4 (D, r=ЕР)

8) окр.4 Ո окр.2=Т

Т

9) луч АТ


10) окр.5 (А, r=b)


11) окр.5 Ո АМ =С

С


12) окр.6 (А, r=а)


13) окр.6 Ո АТ=В

В

14) ВС

15) ΔАВС – искомый треугольник

Построение:1) Луч АМАМО2) окр.1 (О, r)3) окр.1 (О, r) Ո     РЕ4) окр.2 (А

Слайд 22Доказательство:
В ΔАВС :
АВ=а=3см как радиусы одной окружности
АС=b=4см как радиусы одной окружности

– по построению

Значит, треугольники равны по первому признаку

Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.

Доказательство:В ΔАВС :АВ=а=3см как радиусы одной окружностиАС=b=4см как радиусы одной окружности – по построениюЗначит, треугольники равны по

Слайд 23САМОСТОЯТЕЛЬНО
Задача 7:
Построить треугольник по стороне и двум прилежащим углам
Дано:
а=5см



О

Е

САМОСТОЯТЕЛЬНОЗадача 7:Построить треугольник по стороне и двум прилежащим углам Дано:а=5смОЕ

Слайд 24Дано: угол А
Построить: биссектрису АВ

Построение:
1) окр.1 (A, r);
2) окр.1(A, r) Ո

={C,D}
3) окр2.(C, r);
4) окр3.(D, r)
5) окр2.(C,r) Ո окр3.(D,r) = B;
6) луч AB
7) AB – искомая биссектриса .









А

D

C

B



Задача 8.
Построить биссектрису данного угла




Дано: угол АПостроить: биссектрису АВПостроение:1) окр.1 (A, r);2) окр.1(A, r) Ո   ={C,D}3) окр2.(C, r);4) окр3.(D,

Слайд 25









Докажем, что луч АВ – биссектриса А
Доказательство:
Дополнительное

построение (соединим точку В с точками D и C) .
Рассмотрим ∆ АСВ и ∆ АDB:






А

В

С

D

АС=АD, как радиусы одной окружности.
СВ=DB, как радиусы одной окружности.
АВ – общая сторона.

∆АСВ = ∆ АDВ, по III признаку
равенства треугольников

Луч АВ – биссектриса






Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.

Докажем, что луч АВ – биссектриса   А Доказательство: Дополнительное построение (соединим точку В с точками

Слайд 26САМОСТОЯТЕЛЬНО
Задача 9:
Разделить данный угол на 4 равные части
Дано:

О

САМОСТОЯТЕЛЬНОЗадача 9:Разделить данный угол на 4 равные частиДано:О

Слайд 27ПРОВЕРКА
Задача 9:
Разделить данный угол на 4 равные части
Построение:

О









ПРОВЕРКАЗадача 9:Разделить данный угол на 4 равные частиПостроение:О

Слайд 28Задача 10.
Построить точку пересечения биссектрис треугольника
Дано:
А1
В1
С1
Построить:
ΔАВС = ΔА1В1С1, О –

точка пересечения биссектрис АD, ВЕ и СF.

Анализ:

Задача 10.Построить точку пересечения биссектрис треугольникаДано:А1В1С1Построить: ΔАВС = ΔА1В1С1, О – точка пересечения биссектрис АD, ВЕ и

Слайд 29Дано:
А1
В1
С1
Построение:

1) Луч АМ
А
М


2) окр.1(А, r=А1С1)
С
3) окр.1 Ո АМ = С

4)

окр.2(А, r=А1В1)


5) окр.3(С, r=В1С1)


6) окр.2 Ո окр.3 =В

В

7) АВ, ВС, ΔАВС


8) окр.4(А, r)ՈАВ=Р



Р

9) окр.4(А, r)ՈАС=Т

Т


10) окр.5(Р, r)


11) окр.6(Т, r)


12) окр.5Ոокр.6=S

S

13) луч АS Ո BC=D

14) AD – биссектриса

D


Биссектрису CF строим самостоятельно

Дано:А1В1С1Построение:1) Луч АМАМ2) окр.1(А, r=А1С1) С3) окр.1 Ո АМ = С4) окр.2(А, r=А1В1)5) окр.3(С, r=В1С1) 6) окр.2

Слайд 30Задача 11.
Дана прямая m и точка A, лежащая на ней. Построить

прямую перпендиулярную к данной прямой m, проходящую через данную точку A.

Дано:

m


А

Построить:

Построение:

m

А





1) окр.1(А, r)

2) окр.1 Ո m={P,T}

P

T



3) окр.2(Р, r=PT)

4) окр.3(T, r=PT)

5) окр.2 Ո окр.3=K


K

6) прямая КА=n – искомая прямая

n

Задача 11.Дана прямая m и точка A, лежащая на ней. Построить прямую перпендиулярную к данной прямой m,

Слайд 31Построили:
m
n
А
P


Т
К

Доказательство:
Проведём отрезки РК и КТ
Рассмотрим ΔКРА и ΔКТА. У них:
КР=КТ =РТ

как радиусы равных окружностей

АР = АТ как радиусы одной окружности

АК – общая сторона


Значит, ΔКРА = ΔКТА по трём сторонам

Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов

А так как они смежные, то 180º:2=90º.

Значит,

Построили:mnАPТКДоказательство:Проведём отрезки РК и КТРассмотрим ΔКРА и ΔКТА. У них:КР=КТ =РТ как радиусы равных окружностейАР = АТ

Слайд 32Работа в паре
Учебник, задача №153 Даны прямая а и точка М, не

лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку М и перпендикулярную прямой а.
Работа в пареУчебник, задача №153 Даны прямая а и точка М, не лежащая на ней. Постройте прямую,

Слайд 33Дано:
b=3см

а=5 см
Построить:

Построение:
m
А




1) окр.1(А, r)
2) окр.1 Ո m={P,T}
P
T


3) окр.2(Р, r=PT)
4)

окр.3(T, r=PT)

5) окр.2 Ո окр.3=K


K

6) AK AT

n

Задача 12.
Построить прямоугольный треугольник по двум его катетам.





7) окр.4(А,r=a) Ո AT=B


B



8) окр.5(А,r=b) Ո AK=C

C

9) ΔABC - искомый

Дано:b=3сма=5 смПостроить:  Построение:mА1) окр.1(А, r)2) окр.1 Ո m={P,T}PT3) окр.2(Р, r=PT)4) окр.3(T, r=PT)5) окр.2 Ո окр.3=KK6) AK

Слайд 34Самостоятельная работа
Первый вариант
Построить прямоугольный треугольник по катету и гипотенузе
Второй вариант
Построить равнобедренный

прямоугольный треугольник по катету

Третий вариант
Построить прямоугольный треугольник по катету и острому углу

Самостоятельная работаПервый вариантПостроить прямоугольный треугольник по катету и гипотенузеВторой вариантПостроить равнобедренный прямоугольный треугольник по катетуТретий вариант Построить

Слайд 351. Укажите, какое из указанных дальше построений можно выполнить с помощью

одного только циркуля:
А) провести произвольную прямую;

Б) построить любой луч, который выходит из данной точки и проходит через другую данную точку;

В) отложить на данной прямой от данной на ней точки отрезок, который равен данному;

Г) каждое из перечисленных построений выполнить невозможно.

ТЕСТ

1. Укажите, какое из указанных дальше построений можно выполнить с помощью одного только циркуля:А) провести произвольную прямую;

Слайд 362. Укажите, какое из приведенных дальше построений можно выполнить с помощью

одной только линейки:

А) построить окружность данного радиуса из центром в данной точке;

Б) построить точку, удаленную от двух данных точек на данное расстояние;

В) соединить отрезком две данные точки;

Г) поделить отрезок пополам.

ТЕСТ

2. Укажите, какое из приведенных дальше построений можно выполнить с помощью одной только линейки: А) построить окружность

Слайд 37ТЕСТ
3. Треугольник можно построить из трех отрезков, которые имеют длину:

А)

3 см; 1 дм; 6 мм;

Б) 45 см; 46 см; 1 м;

В) 1 м; 1 м; 0,5 см;

Г) ни один из приведенных вариантов.
ТЕСТ3. Треугольник можно построить из трех отрезков, которые имеют длину: А) 3 см; 1 дм; 6 мм;Б)

Слайд 384. Треугольник АВС можно построить, если:

А)

Б) АВ = 5 см, ВС

= 3 см, АС = 4 см;

В)

Г) АВ = 6 см, ВС = 4 см.

ТЕСТ

4. Треугольник АВС можно построить, если:А)Б) АВ = 5 см, ВС = 3 см, АС = 4

Слайд 39ТЕСТ
5. Геометрическим местом точек плоскости, равноудаленных от одной точки, является:

А)

окружность;

Б) квадрат;

В) круг;

Г) куб.
ТЕСТ5. Геометрическим местом точек плоскости, равноудаленных от одной точки, является: А) окружность; Б) квадрат; В) круг; Г)

Слайд 406. Какую фигуру образуют все точки плоскости, которые расположены на расстоянии

6 см от точки М?

А) окружность с центром М и радиусом 3 см;

Б) прямую, которая расположена на расстоянии 6 см от точки М;

В) окружность из центром М и радиусом 6 см;

Г) равносторонний треугольник из сторонами 6 см.

ТЕСТ

6. Какую фигуру образуют все точки плоскости, которые расположены на расстоянии 6 см от точки М? А)

Слайд 41ТЕСТ
7. Геометрическим местом точек угла, равноудаленных от его сторон, является:

А)

биссектриса этого угла;

Б) серединный перпендикуляр;

В) медиана;

Г) свой вариант ответа.
ТЕСТ7. Геометрическим местом точек угла, равноудаленных от его сторон, является: А) биссектриса этого угла; Б) серединный перпендикуляр;

Слайд 42ТЕСТ
8. Какое из утверждений неправильное:
А) С помощью линейки можно отложить

отрезки.

Б) Геометрическим местом точек называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, которые имеют определенные свойства.

В) С помощью линейки можно провести произвольную прямую; прямую, которая проходит через одну или две данные точки.

Г) Циркулем можно описать окружность данного радиуса из центром в данной точке, а также отложить данный отрезок на данной прямой из данной точки.
ТЕСТ8. Какое из утверждений неправильное: А) С помощью линейки можно отложить отрезки. Б) Геометрическим местом точек называется

Слайд 43ТЕСТ
9. Какую фигуру образуют все точки плоскости, которая расположена на расстоянии

4 м от данной прямой?

А) прямую, которая расположена на расстоянии 4 м от данной прямой;

Б) две прямые параллельные данной, которые расположены на расстоянии 4 м от данной прямой;

В) равносторонний треугольник из стороной 4 м;

Г) окружность радиусом 4 м.
ТЕСТ9. Какую фигуру образуют все точки плоскости, которая расположена на расстоянии 4 м от данной прямой? А)

Слайд 44ТЕСТ
10. Какая из задач не является основной задачей на построение?

А) построение

биссектрисы угла;

Б) построение середины отрезка;

В) построение угла, равного данному

Г) построение прямоугольного треугольника по двум его катетам;
ТЕСТ10. Какая из задач не является основной задачей на построение?А) построение биссектрисы угла;Б) построение середины отрезка;В) построение

Слайд 45ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слайд 46Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть