Презентация, доклад по геометрии на тему Тригонометрические функции(11 класс)

Содержание

Цели:Использование средств алгебры и тригонометрии при решении геометрических задач.Подготовка к ЕГЭ

Слайд 1 Применение тригонометрических функций при решении геометрических задач
11 класс


Применение тригонометрических функций при решении геометрических задач 11 класс

Слайд 2Цели:

Использование средств алгебры и тригонометрии при решении геометрических задач.

Подготовка к ЕГЭ

Цели:Использование средств алгебры и тригонометрии при решении геометрических задач.Подготовка к ЕГЭ

Слайд 3Структура урока:

мотивационная беседа с последующей постановкой цели;
актуализация опорных знаний – устная

работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
Подведение итогов урока.
Творческое домашнее задание
Рефлексия.

Структура урока: мотивационная беседа с последующей постановкой цели;актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется

Слайд 4Мотивационная беседа

Задачи по стереометрии – прекрасные упражнения, способствующие развитию пространственных представлений,

умения логически мыслить, способствующие более глубокому усвоению всего школьного курса математики. Решение стереометрической задачи чаще всего сводится к решению планиметрических задач. Поэтому, решая задачи по стереометрии, всё время приходится возвращаться к планиметрии, повторять теоремы, вспоминать формулы, необходимые для решения. При решении стереометрических задач ещё в большей мере, чем в планиметрии, используются средства алгебры и тригонометрии. Таким образом, стереометрические задачи способствуют творческому овладению всей совокупностью математических знаний.

Мотивационная беседаЗадачи по стереометрии – прекрасные упражнения, способствующие развитию пространственных представлений, умения логически мыслить, способствующие более глубокому

Слайд 5Повторим:

определения угла между прямыми в пространстве,
проекции прямой на плоскость,
угла

между прямой и плоскостью,
угла между плоскостями,
а также определения основных тригонометрических функций угла,
некоторые основные тригонометрические формулы и формулы геометрические, в которых используются тригонометрические функции.

Повторим:определения угла между прямыми в пространстве, проекции прямой на плоскость, угла между прямой и плоскостью, угла между

Слайд 6Определения тригонометрических функций:
1) А










В С



Определения тригонометрических функций: 1) А

Слайд 7Определения углов между прямыми, между прямой и плоскостью.
1)Углом между пересекающимися прямыми

называется наименьший из 2-х углов, образованных при пересечении этих прямых.

2)Углом между 2-мя скрещивающимися прямыми называется угол между пересекающимися прямыми, параллельными данным.



3)Углом между прямой и плоскостью
пересекающей эту прямую и
не перпендикулярной к ней, называется
угол между прямой и ее проекцией
на данную плоскость.





а

а

а

а

b

b

b

Определения углов между прямыми, между прямой и плоскостью.1)Углом между пересекающимися прямыми называется наименьший из 2-х углов, образованных

Слайд 8Определение угла между плоскостями.
4)Градусной мерой двугранного угла называется градусная мера его

линейного угла, т.е угла, образованного двумя лучами выходящими из одной точки, взятой на линии пересечения этих плоскостей и перпендикулярными к ней.


Определение угла между плоскостями.4)Градусной мерой двугранного угла называется градусная мера его линейного угла, т.е угла, образованного двумя

Слайд 9Формулы геометрии с применением тригонометрических функций.
1)Площадь треугольника = половине произведения двух

сторон на синус S ∆ = ½•a•в•SinC
угла между ними.
2)Площадь параллелограмма =
произведению двух сторон на синус
угла между ними. S = a•в•SinС
3)Квадрат стороны треугольника =
сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними

с²= а²+b²-2•а•в•CosC





a

в

С

а

в

С

с

а

в

С

Формулы геометрии с применением тригонометрических функций.1)Площадь треугольника = половине произведения двух сторон на синус

Слайд 10Некоторые тригонометрические формулы:
1)

2)

3)
4)
5)

Некоторые тригонометрические формулы:1)

Слайд 11Устный счет (геометрия)
1) Ребро куба равно 2 см.Вычислите его объем.
2) Площадь

прямоугольника равна 120см.кв., а ширина 8 см.Вычислите длину прямоугольника.
3) Гипотенуза в прямоугольном треугольнике равна 10 см, а катет 6см. Вычислите другой катет.
4) Могут ли две плоскости иметь общую точку?
5) Ребро куба равно 3см. Вычислите его поверхность.
6) Углы треугольника относятся, как 9:4:5. Вычислите наименьший угол треугольника.

8см²

15см


8см

Нет

54см²

40°

Устный счет (геометрия)1) Ребро куба равно 2 см.Вычислите его объем.2) Площадь прямоугольника равна 120см.кв., а ширина 8

Слайд 12Устный счет (алгебра)

7) Вычислите: соs ²30º – sin² 30º.
8) Вычислите 4sin15º

cos15º .
9) Вычислите argsin√3/2-arccos√2/2+arctg1
10) Известно, что tg ß=1.Вычислите cosß,если
ß- острый угол.


½

1

60°

√2/2

Устный счет (алгебра)7) Вычислите: соs ²30º – sin² 30º.8) Вычислите 4sin15º cos15º .9) Вычислите argsin√3/2-arccos√2/2+arctg110) Известно, что

Слайд 13рекомендации
Решение геометрической задачи начинается с выполнения чертежа и анализа; выясняются геометрические

свойства фигуры и намечается план решения.
При оформлении нельзя ограничиваться одними вычислениями, необходимо дать полное обоснование решения.
рекомендацииРешение геометрической задачи начинается с выполнения чертежа и анализа; выясняются геометрические свойства фигуры и намечается план решения.

Слайд 14Запомни:
Тригонометрические функции довольно часто применяются при решении стереометрических задач.

Рассмотрим несколько

задач, в которых устанавливается зависимость между углами.



Запомни: Тригонометрические функции довольно часто применяются при решении стереометрических задач. Рассмотрим несколько задач, в которых устанавливается зависимость

Слайд 15Блок заданий № 1(распечатаны)

Блок заданий № 1(распечатаны)

Слайд 16Блок заданий № 2 (дополнительно)(распечатаны)

Блок заданий № 2 (дополнительно)(распечатаны)

Слайд 17Решение уравнения № 1
1) sin²x- cos²x=0
1- tg

x≠0

Sin²x-Cos² x=0 -(Cos²x-Sin²x)=0 Cos 2x=0
2x=± π /2+2 π n x=± π /4+ π n
1-tg x≠0 tg x≠1 x≠ π /4+ π n
Ответ:-π/4+πn, n∈ z.





y

x

π/4

-π/4

0


Решение уравнения № 11) sin²x- cos²x=0    1- tg x≠0Sin²x-Cos² x=0   -(Cos²x-Sin²x)=0

Слайд 18Решение задачи № 2

S тр= ½•АВ•ВС•sinВ
15= ½•5•12•sinВ, отсюда выражаем

sinВ=15:(½•12)
sinВ=½
В=30º или В=150º

Ответ: 30º; 150º






x

y

½

30°

150°

30°

150°

Решение задачи № 2S тр= ½•АВ•ВС•sinВ  15= ½•5•12•sinВ, отсюда выражаем   sinВ=15:(½•12)   sinВ=½

Слайд 19Решение задачи №3

Т. к. треугольник АВС –
правильный,
то О – центр описанной окружности и
АО- радиус этой окружности.
Значит а₃ =R√3. 6=R√3 и
R=6/√3=2√3. АО=2√3.
прямоугольный, т. к. РО – высота, а
значит РО ⊥АО. РО²= АР²-АО².
РО=√28-12=4. ОN=½РО=2. Тогда
NО/АО=tg Отсюда
Ответ: 30°


А

В

С

Р


N

6

√28

о


Решение задачи №3

Слайд 20Решение уравнения № 4
2sin²x-sin x-1=0 sin

x=-0,5; x=- π /6+2 π n
-cos x>0 x= -5 π /6+2 π n
2sin²x-sin x-1=0 -Cos x>0; Cos x<0;
Пусть sin x=m,тогда
2m²-m-1=0
D=1+8=9
m=1;-0,5
Sin x=1; x= π /2+2 π n
Ответ: -5 π /6+2πn, n∈ Z.

0




π /2

- π /6

-5 π /6

- ½

x

y

1


Решение уравнения № 42sin²x-sin x-1=0      sin x=-0,5; x=- π /6+2 π n

Слайд 21Решение задачи №5


Т.к. прямые АF и SE- скрещивающиеся, то
чтобы найти угол между ними, надо прямую
АF перенести на прямую ВЕ װАF и пересека -
ющуюся с прямой SЕ. Тогда углом между
прямыми AF и SE ,будет (R-радиус описанной окружности). А мы
знаем, что а₆ =R. Значит ОЕ=3.
∆SOE- прямоугольный. 3/5=cos Значит угол между прямыми AF и SE равен
arggos 0,6.
Ответ: arggos 0,6.



S

A

F

E

D

C

B

О


5

3

Решение задачи №5

Слайд 22Задача № 6
 Высота правильной треугольной пирамиды равна стороне её основания, длина

которой a. Найти площадь сечения пирамиды плоскостью, проходящей через сторону основания перпендикулярно противоположному ребру.

Задача № 6 Высота правильной треугольной пирамиды равна стороне её основания, длина которой a. Найти площадь сечения пирамиды

Слайд 23Решение задачи №6 ( способ 1)
Пусть NH – высота

данной пирамиды NABC и ∆BCL – сечение, образованное плоскостью, перпендикулярной ребру AN.
S∆BCL=½ ВС• KL. KL найдем из прямоугольного ∆ ALK.
Поскольку пирамида правильная, то H – центр правильного треугольника ABC. Треугольник BCL – равнобедренный. Чтобы найти его высоту KL, достаточно последовательно вычислить длины отрезков
AK, AH и AN.
1) Из ∆ АКВ : АК= √ АВ²-ВК² = √ a²-(a/2)²=
√a²-a²/4=√3a²/4=(a√3)/2
AK=(a√3)/2
2) Т.к .∆ АВС- равносторонний, то АН-
радиус описанной окружности, т.е.
а3=R√3. Отсюда R=a3/√3
AH=a√3
3)AN=√AH²+HN²=√a²/3+a²=√4a²/3=2a/√3
AN=2a/√3.








N

H

A

B

C


l

K

а

а

Решение задачи №6 ( способ 1)  Пусть NH – высота данной пирамиды NABC и ∆BCL –

Слайд 24Решение задачи №6 (продолжение)
4)Рассмотрим ∆ANH- он прямоугольный. NH/AM=tg

а:а/√3=√3. Значит tg Решая задачу, мы узнали свойство правильной треугольной пирамиды: если её высота равна стороне основания, то боковое ребро пирамиды наклонено к плоскости основания под углом    60º.
.Значит KL=√AK²-AL²=√3a²/4-3a²/16=√9a²/64=3a/4.
S∆=( ВС•KL):2=(а•3a/4):2=3а²/8
ОТВЕТ:.S сечения=3а²/8.
Решение задачи №6 (продолжение)4)Рассмотрим ∆ANH- он прямоугольный. NH/AM=tg

Слайд 25
При решении данной задачи мы использовали метод, который называют поэтапно-вычислительным или

методом прямого счёта. Он является разновидностью алгебраического метода. При поэтапном решении последовательно вычисляются промежуточные величины, с помощью которых искомые величины связываются с данными.

При решении данной задачи мы использовали метод, который называют поэтапно-вычислительным или методом прямого счёта. Он является разновидностью

Слайд 26

После того, как задача решена, следует убедиться в правильности решения и

попытаться найти более короткий путь, ведущий к решению задачи.
После того, как задача решена, следует убедиться в правильности решения и попытаться найти более короткий путь, ведущий

Слайд 27Еще один способ решения задачи №6
Решение этой задачи можно тоже немного

упростить, если заметить, что треугольник BCL есть ортогональная проекция треугольника ABC на плоскость BCL, и поэтому мы можем использовать теорему о площади ортогональной проекции многоугольника на плоскость. S пр = S · cos f, где
S – площадь данного многоугольника,
S пр – площадь его проекции на плоскость,
f – угол между плоскостью
данными многоугольниками.( Тогда:
S∆CLB=S∆ABC• Cos=½ а²sin 60°• cos 30°=½а²•√3/2•√3/2=
=3а²/8.




А

В

С

К

l

N

а

Еще один способ решения задачи №6 Решение этой задачи можно тоже немного упростить, если заметить, что треугольник

Слайд 28Работа за компьютером
http://fipi.ru
Открытый сегмент ФБТЗ
Математика
Зачет 1, 2011 год
№ 7,9,13,14

Работа за компьютеромhttp://fipi.ruОткрытый сегмент ФБТЗМатематикаЗачет 1, 2011 год№ 7,9,13,14

Слайд 29СОВЕТ
СЕЙЧАС МОЖНО НАБРАТЬ
« Решу ЕГЭ по математике»
и решать любой

вариант
СОВЕТСЕЙЧАС МОЖНО НАБРАТЬ « Решу ЕГЭ по математике» и решать любой вариант

Слайд 30Подведение итогов урока

Мы замечательно поработали. Те навыки, которые вы получили на

уроке, помогут вам в дальнейшей работе. А чтобы вы их не потеряли, и продолжили развивать, выполните дома следующие задания.
Подведение итогов урокаМы замечательно поработали. Те навыки, которые вы получили на уроке, помогут вам в дальнейшей работе.

Слайд 31V. Домашнее задание(распечатано)

1. Через сторону основания правильной треугольной пирамиды проведена плоскость перпендикулярно

противоположному боковому ребру. Сторона основания равна a, секущая плоскость делит боковое ребро в отношении 3 : 2, считая от вершины пирамиды. Найти боковое ребро и площадь боковой поверхности пирамиды.
2. Рассмотрим правильную четырёхугольную призму ABCDA1B1C1D1, диагональное сечение которой – квадрат. Через вершину D1 и середины рёбер AB и BC проведена плоскость. Найти площадь полученного сечения, если AB = a.

V. Домашнее задание(распечатано) 1. Через сторону основания правильной треугольной пирамиды проведена плоскость перпендикулярно противоположному боковому ребру. Сторона основания

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть