Презентация, доклад по геометрии на тему Методы построения сечений в многогранниках

Содержание

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕЧЕНИЙИспользование свойств параллельных прямых и плоскостейМетод следовМетод внутреннего проектирования

Слайд 1РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ В МНОГОГРАННИКАХ
Разработка учителя математики
Макиной Л.Н.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ  НА ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ  В МНОГОГРАННИКАХРазработка учителя математикиМакиной Л.Н.

Слайд 2МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕЧЕНИЙ
Использование свойств параллельных прямых и плоскостей
Метод следов
Метод внутреннего проектирования

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕЧЕНИЙИспользование свойств параллельных прямых и плоскостейМетод следовМетод внутреннего проектирования

Слайд 3Комментарий
В задачах на построение в стереометрии удобно использовать схему решения задач

на построение, известную из курса планиметрии: 1) анализ; 2) построение; 3) доказательство; 4) исследование.
На этапе анализа предполагаем, что задача уже решена, выполняем соответствующий рисунок и, опираясь на известные свойства прямых и плоскостей, пробуем составить план построения.
На этапе построения по составленному плану описываем построение, детализируя его до элементарных построений в изображённых плоскостях.
На этапе доказательства обосновываем, что в результате построения действительно получили фигуру с заданными свойствами.
На этапе исследования рассматриваем каждый шаг построения и отвечаем на два вопроса: 1) Всегда ли можно выполнить этот шаг? 2) Сколько фигур получим в результате?
КомментарийВ задачах на построение в стереометрии удобно использовать схему решения задач на построение, известную из курса планиметрии:

Слайд 4Использование свойств параллельных прямых и плоскостей
Задача 1. В пирамиде DABC через

данную точку М на ребре AD проведите плоскость, параллельную плоскости грани DBC.

Анализ. Допустим, что задача решена и соответствующее сечение МКТ построено.

Т.к. (МКТ) || (DBC), то грани ADC, ADB и АВС пересекают параллельные плоскости по параллельным прямым.
Значит, МК || DB, МТ || DC и ТК || ВС.
Это даёт возможность выполнить построение.

М

Использование свойств параллельных прямых и плоскостейЗадача 1. В пирамиде DABC через данную точку М на ребре AD

Слайд 5Т
К
Использование свойств параллельных прямых и плоскостей
Задача 1. В пирамиде DABC через

данную точку М на ребре AD проведите плоскость, параллельную плоскости грани DBC.

Проведём через точку М в плоскости ADC прямую МТ || DC (Т АС),

М

В

А

С

D

а в плоскости ADB – прямую МК || DB (К АВ)

и соединим точки Т и К.

Тогда МКТ - искомое сечение.

Построение.

ТКИспользование свойств параллельных прямых и плоскостейЗадача 1. В пирамиде DABC через данную точку М на ребре AD

Слайд 6Использование свойств параллельных прямых и плоскостей
Задача 1. В пирамиде DABC через

данную точку М на ребре AD проведите плоскость, параллельную плоскости грани DBC.

Доказательство. По построению МТ || DC и MK || DB, тогда (MKT) || (DBC) по признаку параллельности плоскостей.

Исследование. Задача всегда имеет единственное решение, так как каждый шаг можно выполнить однозначно.

М

Использование свойств параллельных прямых и плоскостейЗадача 1. В пирамиде DABC через данную точку М на ребре AD

Слайд 7Использование свойств параллельных прямых и плоскостей
Задача 2. Постройте сечение прямоугольного параллелепипеда

ABCDA1B1C1D1 плоскостью, которая проходит через точки К, М, N, где МАА1, NВВ1, К лежит в грани DCC1D1.

Ориентир. Если данный многогранник содержит параллельные грани, которые пересекает плоскость сечения, то линии пересечения секущей плоскости с этими гранями параллельны.
/Свойство параллельного проектирования/

N

М

К

Использование свойств параллельных прямых и плоскостейЗадача 2. Постройте сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью, которая проходит через точки

Слайд 8Использование свойств параллельных прямых и плоскостей
Задача 2. Постройте сечение прямоугольного параллелепипеда

ABCDA1B1C1D1 плоскостью, которая проходит через точки К, М, N, где МАА1, NВВ1, К лежит в грани DCC1D1.

Точки М и N принадлежат секущей плоскости и лежат в одной грани АВВ1А1, поэтому их можно соединить отрезком MN.

N

М

К

Т.к. DCC1D1||АВВ1А1, то секущая плоскость пересекает грань DCC1D1 по прямой ТЕ, проходящей через точку К параллельно MN.

Решение.

Соединив точки М, Т, Е и N получим искомое сечение – четырёхугольник МТЕN.

Использование свойств параллельных прямых и плоскостейЗадача 2. Постройте сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью, которая проходит через точки

Слайд 9Метод следов
Содержание метода
Сначала строят прямую пересечения секущей плоскости с плоскостью какой-либо

грани (след секущей плоскости на этой грани), а потом находят точки пересечения секущей плоскости с соответствующими рёбрами многогранника (или с их продолжениями). Иногда для этого необходимо рассматривать определённые вспомогательные плоскости, для которых также строят след секущей плоскости (или след этой вспомогательной плоскости на плоскости какой-либо грани).

Метод следовСодержание методаСначала строят прямую пересечения секущей плоскости с плоскостью какой-либо грани (след секущей плоскости на этой

Слайд 10Метод следов
Необходимо помнить, что точка пересечения какой-либо прямой а плоскости 

с плоскостью  всегда лежит на следе плоскости  на плоскости  (т.е. на прямой b).

Содержание метода
Для получения следа (т.е. прямой b) плоскости  на плоскости  достаточно найти точки пересечения двух прямых плоскости  с плоскостью  (т.к. две точки, например А и С, однозначно определяют прямую b).



Метод следовНеобходимо помнить, что точка пересечения какой-либо прямой а плоскости  с плоскостью  всегда лежит на

Слайд 11Метод следов
Если рассматривать параллельное (или центральное) проектирование, то, для того, чтобы

найти точку пересечения прямой с плоскостью проекции, достаточно найти точку пересечения прямой с её проекцией на эту плоскость.

Содержание метода
Для получения следа (т.е. прямой b) плоскости  на плоскости  достаточно найти точки пересечения двух прямых плоскости  с плоскостью  (т.к. две точки, например А и С, однозначно определяют прямую b).



Метод следовЕсли рассматривать параллельное (или центральное) проектирование, то, для того, чтобы найти точку пересечения прямой с плоскостью

Слайд 12Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К,

L, М, которые лежат на попарно скрещивающихся рёбрах куба.

L

М

К

Метод следов

Решение.

Построим проекции точек K, L, M на плоскость основания ABCD. Проекциями будут соответственно точки А, L1 (LL1 || ВВ1) и М.

L1

Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М, которые лежат на попарно

Слайд 13Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К,

L, М, которые лежат на попарно скрещивающихся рёбрах куба.

L

М

К

Метод следов

Решение.

Построим проекции точек K, L, M на плоскость основания ABCD. Проекциями будут соответственно точки А, L1 (LL1 || ВВ1) и М.

L1

Построим точку Р пересечения LK и L1А.

Р

Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М, которые лежат на попарно

Слайд 14Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К,

L, М, которые лежат на попарно скрещивающихся рёбрах куба.

L

М

К

Метод следов

Решение.

Построим проекции точек K, L, M на плоскость основания ABCD. Проекциями будут соответственно точки А, L1 (LL1 || ВВ1) и М.

L1

Построим точку Р пересечения LK и L1А.

Р

Прямая МР – след секущей плоскости на плоскости основания, а точка Н – точка пересечения МР и АD и ещё одна точка сечения куба.

Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М, которые лежат на попарно

Слайд 15Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К,

L, М, которые лежат на попарно скрещивающихся рёбрах куба.

L

М

К

Метод следов

Решение.

Далее, используя параллельность противоположных граней куба, строим LF || МН.

L1

Соединяем F и К.

Р

Строим МЕ || FК.

Соединяем полученные точки сечения и получаем шестиугольник КНМЕLF – искомое сечение.

Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М, которые лежат на попарно

Слайд 16Метод внутреннего проектирования
Содержание метода
Имея три точки, которые определяют плоскость сечения, находят

их проекции на какую-либо плоскость (наиболее часто на плоскость основания многогранника). Также находят проекцию какой-либо ещё не построенной точки сечения. (Эту неизвестную точку сечения, как правило, выбирают на боковом ребре многогранника таким образом, чтобы какие-то два отрезка, соединяющие четыре точки проекции, пересекались во внутренней точке этих отрезков). С помощью трёх данных точек и четырёх проекций находят четвёртую точку, принадлежащую плоскости сечения. Если необходимо, таким же образом получают пятую, шестую и т.д. точки, которые лежат на плоскости сечения и рёбрах многогранника, т.е. получают сечение.

Метод внутреннего проектированияСодержание методаИмея три точки, которые определяют плоскость сечения, находят их проекции на какую-либо плоскость (наиболее

Слайд 17Метод внутреннего проектирования
Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через

точки К, L, М, которые лежат на попарно скрещивающихся рёбрах куба.

L

М

К

Решение.

Построим проекции точек K, L, M на плоскость основания ABCD. Проекциями будут соответственно точки А, L1 (LL1 || ВВ1) и М.

Будем искать точку Е пресечения секущей плоскости с ребром СС1: проекцией точки Е на плоскость основания является точка С. Соединим четыре точки-проекции отрезками АС и L1М, обозначим точку пересечения Х1.

Х1

Метод внутреннего проектированияЗадача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М, которые лежат

Слайд 18Метод внутреннего проектирования
Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через

точки К, L, М, которые лежат на попарно скрещивающихся рёбрах куба.

L

М

К

Решение.

* Точка Х1 – проекция некоторой точки Х секущей плоскости, в которой пересекается прямая LM с пока ещё не определённой прямой КЕ. Проведём через Х1 прямую ХХ1 || LL1, в пересечении ХХ1 и ML получим точку Х.

Х1

Х

Метод внутреннего проектированияЗадача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М, которые лежат

Слайд 19Метод внутреннего проектирования
Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через

точки К, L, М, которые лежат на попарно скрещивающихся рёбрах куба.

L

М

К

Решение.

Х1

Х

Теперь проводим прямую КХ до пересечения с ребром СС1 и получаем точку Е.

Е

Дальнейшие построения опираются на параллельность противоположных граней куба, которые секущая плоскость пересекает по параллельным прямым:

Соединяем М и Е.

Строим КF ||МЕ.

F

Соединяем Е и L.

Метод внутреннего проектированияЗадача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М, которые лежат

Слайд 20
Метод внутреннего проектирования
Задача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей

через точки К, L, М, которые лежат на попарно скрещивающихся рёбрах куба.

L

М

К

Решение.

Х1

Х

Теперь проводим прямую КХ до пересечения с ребром СС1 и получаем точку Е.

Е

Дальнейшие построения опираются на параллельность противоположных граней куба, которые секущая плоскость пересекает по параллельным прямым:

Строим MH || FL.

F

Соединяем К и Н, L и Е и получаем шестиугольник КНМЕLF – искомое сечение.

H

Метод внутреннего проектированияЗадача 3. Постройте сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки К, L, М, которые

Слайд 21Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2
Задача 4

(ЕГЭ, 2012). Точка Е – середина ребра АА1 куба ABCDA1B1C1D1. Найдите площадь сечения куба плоскостью C1DЕ, если рёбра куба равны 2.

Решение.

Т.к. точки Е, D и D, С1 попарно принадлежат одной грани, можем соединить их отрезками.

Соединяем К и С и получаем четырёхугольник ЕКC1D – искомое сечение.

Е

Т.к. DCC1D1||АВВ1А1, то секущая плоскость пересекает грань АВВ1А1 по прямой ЕК, параллельной DC1.

К

Дальнейшее решение строится на рассмотрении вида четырёхугольника ЕКC1D.

Ответ: 4,5

Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2 Задача 4 (ЕГЭ, 2012). Точка Е – середина

Слайд 22Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2
Задача 5 (№161,

Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев). Каждое ребро правильной треугольной призмы равно а. Через сторону основания и середину оси (ось – отрезок, соединяющий центры оснований) проведена плоскость. Найдите площадь сечения призмы этой плоскостью.

Решение.

Проекцией точки S на плоскость основания является точка О.

Применим метод внутреннего проектирования:

Точки Е и Т сечения будут лежать на линиях LL1 и ММ1, параллельных АА1.

С

В

А

С1

В1

А1

S

O

Точки Е и Т сечения будут результатом пересечения BS с LL1 и CS с ММ1 и лежать на соответственных гранях призмы.

Т

Е

Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2Задача 5 (№161, Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев).  Каждое

Слайд 23Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2
Задача 5 (№161,

Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев). Каждое ребро правильной треугольной призмы равно а. Через сторону основания и середину оси (ось – отрезок, соединяющий центры оснований) проведена плоскость. Найдите площадь сечения призмы этой плоскостью.

Решение.

Через точки В и Е, С и Т проведём линии сечения на гранях призмы до пересечения с рёбрами верхнего основания и получим четырёхугольник ВКDС – искомое сечение.

С

В

А

С1

В1

А1

S

O

Т

Е

Дальнейшее решение строится на рассмотрении вида четырёхугольника ВКDС.

Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2Задача 5 (№161, Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев).  Каждое

Слайд 24Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2
Задача 6 (№38,

Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев). В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF с основанием ABCDEF сторона основания равна 5, а боковое ребро равно 8. Точка К – середина ребра SB . Найдите расстояние от точки А до плоскости КDF.

Решение.

Применим метод внутреннего проектирования:

Для начала нужно построить секущую плоскость КDF.

Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2Задача 6 (№38, Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев).  В

Слайд 25Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2
Задача 6 (№38,

Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев). В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF с основанием ABCDEF сторона основания равна 5, а боковое ребро равно 8. Точка К – середина ребра SB . Найдите расстояние от точки А до плоскости КDF.

Решение.

Проекцией точки К на плоскость основания является точка Р.

Проекция вспомогательной точки Х, принадлежащей секущей плоскости, будет результатом пересечения ОС и PD.

О

Р

Х

М

FX  SC = М – искомая точка секущей плоскости.

Проведём KD и линию, параллельную SO до пересечения с KD – получим вспомогательную точку Х.

Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2Задача 6 (№38, Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев).  В

Слайд 26Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2
Задача 6 (№38,

Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев). В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF с основанием ABCDEF сторона основания равна 5, а боковое ребро равно 8. Точка К – середина ребра SB . Найдите расстояние от точки А до плоскости КDF.

Решение.

Проекция вспомогательной точки Y, принадлежащей секущей плоскости, будет результатом пересечения ОA и PF.

О

Р

DY  SA = L – искомая точка секущей плоскости.

Проведём KF и линию, параллельную SO до пересечения с KF – получим вспомогательную точку Y.

Y

L

Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2Задача 6 (№38, Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев).  В

Слайд 27Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2
Задача 6 (№38,

Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев). В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF с основанием ABCDEF сторона основания равна 5, а боковое ребро равно 8. Точка К – середина ребра SB . Найдите расстояние от точки А до плоскости КDF.

Решение.

О

Р

Соединив полученные точки L и M с К, D и F, получим искомую плоскость КDF, (MКLDF – пятиугольник, изображающий искомую плоскость).

L

М

Дальнейшее решение строится на нахождении расстояния от точки А до плоскости пятиугольника MКLDF.

Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2Задача 6 (№38, Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев).  В

Слайд 28Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2
Задача 6 (Пример

52, Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев). В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1, все рёбра которой равны 1, найти угол между прямой АВ1 и плоскостью АСЕ1.

Решение.

Проекцией точки Е1 на плоскость основания является точка Е.

Для начала нужно построить секущую плоскость АСЕ1.

Точки Е и Т сечения будут лежать на линиях LL1 и ММ1, параллельных АА1.

Точки Е и Т сечения будут результатом пересечения BS с LL1 и CS с ММ1 и лежать на соответственных гранях призмы.

А

В

С

D

Е

F

Применим метод внутреннего проектирования:

А1

А1

А1

А1

Применение методов построения сечений многогранников при решении заданий С2Задача 6 (Пример 52, Пособие С2-2013, Корянов, Прокофьев). В

Слайд 29Источники информации
Нелин Е.П. Комплексная подготовка к ЕГЭ и ГИА. Геометрия. 7-11

классы. – 2-е изд., испр. – М.:ИЛЕКСА, 2012
www.alexlarin.net – сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы и изучении различных разделов высшей математики (Пособие для решения заданий С2, авт. Корянов А.Г., Прокофьев А.А.)


Источники информацииНелин Е.П. Комплексная подготовка к ЕГЭ и ГИА. Геометрия. 7-11 классы. – 2-е изд., испр. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть