Слайд 1МОУ "СОШ №17" г. Ангарска
ПИФАГОР и ЕГО ШКОЛА
учитель математики МАРЧЕНКО С.С.
Слайд 2Теорема Пифагора играет важную роль как в геометрии, так и в
смежных
дисциплинах.
Она применяется при решении задач с различным содержанием,
а также при доказательстве многих теорем и высказываний.
Популярность теоремы Пифагора столь велика, что её
доказательства встречаются даже в художественной литературе.
Интересна история теоремы Пифагора.
Хотя эта теорема и связана с именем Пифагора, она была
известна задолго до него.
Но давайте по порядку.
Кто же такой Пифагор
В чём заслуга Пифагора, что он стал всемирноизвестным?
На все эти вопросы вы найдёте ответ в этой презентации.
Слайд 3
570 - 500 год до нашей эры
ПИФАГОР САМОССКИЙ
Слайд 4
Подлинных сочинений Пифагорa до нас не дошло и
(согласно надежной античной традиции)
никогда
не существовало. Сохранившиеся позднеантичные
биографии (Диогена Лаэртского, Порфирия, Ямвлиха и
Фотия) в значительной мере основаны на
неопифагорейских биографиях Пифагора ,
принадлежащих Аполлонию Тианскому, Никомаху из
Герасы и др.
Слайд 5Историю его жизни трудно отделить от легенд,
представляющих Пифагора в качестве
полубога и чудотворца, совершенного мудреца и «великого посвященного» во все тайные доктрины греков и варваров.
По преданию, Пифагор объездил весь свет и собрал
свою философию из различных систем,
к которым имел доступ.
Так, он изучал эзотерические науки у брахманов Индии, астрономию и астрологию в Халдее и Египте. В Индии он и по сей день известен под Именем Яваначарья («Ионийский учитель»).
Слайд 6Теорема Пифагора издавна широко применялась в
разных областях науки, техники и
практической жизни.
О ней писали в своих произведениях римский
архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель-
моралист Плутарх, греческий учёный III века Диоген
Лаэрций, математик Y века Прокл и многие другие.
Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор
принёс богам гекатомбу (так называлось у древних
греков принесение в жертву быка или, как рассказывают другие, сто быков), послужила поводом для юмора в рассказах писателей и в стихах поэтов. Так, например, немецкий писатель – романист
А. Шамиссо, который в начале XIX века участвовал в кругосветном путешествии на русском корабле «Рюрик», написал следующие стихи:
Слайд 7Пребудет вечной истина, как скоро
И ныне теорема Пифагора
Обильно было жертвоприношенье
Он отдал
на закланье и сожженье.
За света луч, пришедший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор,
Чуть истина рождается на свет,
Её познает слабый человек!
Верна, как и в его далёкий век.
Богам от Пифагора. Сто быков
Быки ревут, её почуя, вслед
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза, дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор.
Слайд 8Эта легенда, однако, сильно противоречит сведениям о
моральных и религиозных воззрениях Пифагора.
Тот же самый Диоген Лаэртский пишет, что Пифагор
«запрещал даже убивать животных, а тем более ими
кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы».
Он сообщает также, что Пифагор питался только мёдом, хлебом, овощами и изредка рыбой.
В связи с этим больше оснований поверить сообщению Порфирия:
«И даже когда он открыл, что в прямоугольном
треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами,
он принёс в жертву быка, сделанного из пшеничного
теста».
Слайд 9Пифагор – древнегреческий философ,
политический деятель, религиозно-нравственный
реформатор, математик.
Родился на ионийском острове
Самос, расположенном у берегов Малой Азии.
Слайд 12Имя матери Пифагора не сохранилось.
Некоторые называли её Пифаидой, другие утверждали,
будто бы сам Мнесарх назвал жену Пифаидой, а сына – Пифагором в честь дельфийской прорицательницы Пифии. Сделал же так Мнесарх после того, как получил от Дельфийского оракула весть о том, что жена подарит ему необыкновенного сына.
Наконец, многие, имея на то основания, считали, что Пифагор – это не имя, а прозвище. Поскольку мудрый учитель высказывал истину столь же
постоянно и авторитетно, как и дельфийская Пифия, он был прозван Пифагором.
Его отцом был резчик по камню некий Мнесарх из Самоса, человек который сыскал скорее славу, чем богатство.
Слайд 13Слово Пифагор можно перевести как вещающий (прорицающий) как Пифия.
Версия о
том, что Пифагор это имя не собственное, а прозвище, представляется наиболее правдоподобной.
Ведь и знаменитый философ Аристокл известен нам не по своему настоящему имени, а по прозвищу, которое он получил за свою мускулатуру гимнаста, – широкий, широкоплечий, по-гречески Платон.
Слайд 14
В юности ездил учиться в Милет, где слушал
Анаксимандра.
Ещё в детстве
он проявлял незаурядные способности, и когда подрос, неугомонному воображению юноши стало
тесно на маленьком острове.
Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса, которому в
то время шёл восьмой десяток. Мудрый учёный посоветовал юноше
отправиться в Египет, где сам, когда-то изучал науки.
Слайд 15Юный Пифагор мечтал о путешествиях в дальние страны.
Слайд 16Он слушал рассказы капитанов кораблей и путешественников, которые останавливались на острове
Самос, о дальних морях и странах.
Слайд 17Юный Пифагор покидает родину,
и начинаются его путешествия.
(22 ГОДА)
ЕГИПЕТ
Был посвящен
в Мистерии Исиды.
Слайд 18Перед Пифагором открылась неизвестная страна.
Его поразило то, что в родной
Греции боги были в образе людей, а египетские боги – в образе полулюдей-полуживотных.
Слайд 21Знания были сосредоточены в храмах, доступ в которые был ограничен. Пифагору
потребовались годы, чтобы глубоко изучить египетскую культуру прежде, чем, ему было разрешено познакомиться с многовековыми достижениями египетской науки.
Слайд 25Когда Пифагор постиг науку египетских жрецов, то засобирался домой, чтобы там
создать свою школу.
Жрецы, не желавшие распространения своих знаний за пределы храмов, не хотели его отпускать. С большим трудом ему удалось преодолеть эту преграду.
Слайд 26В Вавилоне Пифагор состоялся как мыслитель и философ.
Однако по дороге домой,
Пифагор попал в плен к персидскому завоевателю Камбизу и тот увозит его в Вавилон.
Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашёл своё место среди вавилонских мудрецов.
Наука Вавилона была более развитой, нежели египетская.
Грандиозная панорама города, раскинувшего свои дворцы и высокие
оборонительные стены по обоим берегам Ефрата, привели Пифагора в
восторг и изумление.
Наиболее поразительными были успехи алгебры. Вавилоняне изобрели и применяли при счёте позиционную систему счисления, умели решать линейные, квадратные и некоторые виды
кубических уравнений.
Пифагор прожил в Вавилоне около десяти лет и в сорокалетнем возрасте вернулся на родину.
Слайд 30Пифагора интересуют вавилонские традиции
и обычаи, он изучает язык Халдейских мудрецов.
Халдейские
математики знакомят его с теорией чисел,
он изучает математические закономерности
расположения светил.
Слайд 31Пифагор побывал и в Индии,
где изучал достижения индийских математиков.
Слайд 32Пифагору 40 лет.
Он возвращается на родину, на остров Самос,
где правит
жестокий тиран Поликрат.
Но философ не хочет жить при тирании и поселяется
на юге Италии, в греческой колонии Кротоне,
окружённый поклонниками и почитателями.
Пифагор выступает в роли учителя, в роли
проповедника и пророка, высшего существа.
В Кротоне создаётся пифогорейский союз,
школа Пифагора.
Эта школа (секта, община) – школа для избранных,
для аристократов, с суровой дисциплиной,
своего рода философское, политическое и религиозное
братство.
Слайд 33Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружён множеством таинств,
разглашение
которых сурово каралось.
Попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, а видеть его разрешалось только после нескольких лет очищения и аскетической жизни.
Пифагорейский аскетизм для новичка сводился прежде всего к обету молчания.
Обет молчания нашел своё отражение в символе
- «Бык за зубами», что на современный лад означает «Держи язык за зубами».
Слайд 34В этот союз принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый
вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя.
В школе существовал декрет, по которому авторство
всех математических работ приписывалось учителю.
Среди первых учеников школы было и несколько женщин, включая и Теано – жену Пифагора.
Пифагорейцы, как их позднее стали называть, занимались математикой, философией, естественными науками.
Известно также, что кроме духовного и нравственного развития учеников Пифагора заботило их физическое развитие. Он не только сам участвовал в
Олимпийских играх и два раза побеждал в кулачных боях, но и воспитал плеяду великих олимпийцев.
Слайд 35Пифагорейцы с равным усердием заботились и о духовном развитии, и о
физическом.
У них был особый распорядок дня,
в котором находилось время для гимнастических упражнений.
Не случайно среди дошедших до нас имён олимпийских победителей так много кротонцев:
-шестикратный победитель Олимпийских игр среди борцов
ученик Пифагора Милон;
-легендарный прыгун Фаилл.
А однажды в беге на одну дистанцию все семь победителей оказались кротонцами.
В те времена в ходу были поговорки:
«Последний из кротонцев - первый из остальных греков» или «Здоровье кротонца», что означало высшую степень
физического развития.
Слайд 36О своём учителе пифогорейцы говорят только в
превосходной степени.
Члены союза
должны были придерживаться
определённых принципов:
1. Стремиться к прекрасному .
2. Быть полезным.
3. Стремиться к высокому наслаждению.
Появление легенд
У Пифагора золотое бедро.
Он может быть одновременно в разных местах.
У него нет проблем с исцелением больных.
Дикие звери подчиняются ему и разрешают
Пифагору гладить их.
Согласно Иерониму Родосскому, Пифагор
спускался в Ад и встречался с душами Гомера
и Гесиода, наказанными за злословие в адрес
богов.
Слайд 37Было в учении Пифагора много мистического, туманного и просто смешного не
только для наших современников,
но и для современников Пифагора.
Среди такого было учение о бессмертии души, о переселении души человека в животных после смерти, «что всё рождённое вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет, и что всё живое должно считаться родственным друг другу». Из учения о
переселении душ следовали и предписания, запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека. Но это табу Пифагора грекам приходилось не по душе. Многие историки видят в пифагорейском учении о переселении душ след
пребывания Пифагора в Египте, так как они первыми создали учение о посмертном круге души. Египетские влияния просматриваются и других сторонах жизни пифагорейского братства. Как и египетские жрецы, пифагорейцы запрещали употреблять в пищу бобы и даже прикасаться к ним, потому что по легенде бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса-Загрея.
Забота о чистоте духа не заслоняла для пифагорейцев заботу о чистоте тела. Сам Пифагор всегда облачался в ослепительно белые одежды, подобно египетским жрецам, и любил носить восточный тюрбан.
Слайд 38Краеугольным камнем философии пифагорейцев
было мистическое учение о числе:
числа руководят миром,
числа лежат в основе вещей,
числа – основа мира.
Сейчас мы бы сказали: натуральные числа.
Интерес Пифагора и его школы к свойствам чисел стал
источником позднейшей теории чисел.
Память об этом сохранена в названии
таблицы Пифагора.
Слайд 39У пифагорейцев появились экзотические числа:
Квадратные и треугольные;
Дружественные
и совершенные;
Чётно-чётные и нечётно-нечётные;
Пятиугольные;
Кубические;
Пирамидальные.
???
Слайд 40Числам поклонялись, т.к. они служили гармонии,
которую превыше всего ценили пифагорейцы.
Именно
с помощью чисел можно было перекинуть
мостик между различными областями человеческих
знаний, между геометрией, теорией чисел и
астрономией, между геометрией и арифметикой.
Символом пифогорейской школы была
пятиконечная звезда, пентаграмма.
Пифогорейцы умели строить
пятиугольник с помощью циркуля
и линейки.
Пентаграмме присваивалась способность защищать человека от злых духов.
Слайд 41Этот пятиугольник обладает интересным геометрическим свойством:
поворотной симметрией пятого порядка, т.е.
имеет пять осей симметрии, которые совмещаются при каждом повороте на 72°.
Именно это тип симметрии наиболее распространён в живой природе:
у цветков незабудки, гвоздики, колокольчика, шиповника, лапчатки гусиной, вишни, груши, яблони, малины, рябины и т.д.
Поворотная симметрия пятого порядка встречается и в живот-
ном мире, например, у морской звезды и панциря морского ежа.
Слайд 47
Пифогорейский союз состоял из элиты, из
представителей аристократии, в чьих руках
было
управление городом Кротон.
Это никак не соответствовало демократическим
устремлениям большинства греческих колоний.
Так возникла демократическая опозиция в городе.
Это был гнев народа. Началась междуусобица.
Пифагор бежит из Кротона вместе с учениками сначала в Тарент, а затем в Метапонт.
Союз процветал более 20 лет,
а потом начались гонения на его членов, многие из учеников
были убиты.
Слайд 48Пифагорейцы прибывают в Метапонт.
Начинается народный бунт.
Ночью, 497-496 года до нашей эры,
в одном из уличных столкновений
престарелый Пифагор трагически погибает,
ему было за 80.
Не спасло его знание приёмов кулачного боя и то, что в молодости он был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою.
Геродот называл Пифагора «выдающимся софистом»,
т.е. великим мудрецом.
Для своих современников Пифагор был
божественным пророком, воплотившим высшую
мудрость.
Слайд 49Для нас он – великий математик.
Ему приписывается систематическое введение
доказательств в геометрию.
Ему приписывается построение прямолинейных фигур.
Ему приписывается создание учения о подобии.
С его именем связывают разработку учения об
арифметических и геометрических пропорциях.
Его именем названа теорема о том, что в
прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет
соответствие с катетами.
Пифагору приписывается идея сферичности Земли.
С его именем связывают разработку о чётных и нечётных
числах.
Слайд 50Об исключительной популярности Пифагора
свидетельствует монеты с его изображениям и с
надписью
«Пифагор», выпущенные в 430-420 гг. до н.э.
в Абдерах. Для 5 в. до н.э. это случай беспрецендентный
и не только потому что изображения философов на
монетах появляются гораздо позже и, как правило, в их
родных городах: перед нами первый портрет на
греческих монетах, во всяком случае, первый
подписанный портрет.
Слайд 51
В честь Пифагора названы:
- малая планета
(астероид) номер 6143;
- лунный кратер Pythagoras.