Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
2
г. Нижний Ломов
На конкурс исследовательских работ. Геометрия.
Симметрия в архитектуре Нижнего Ломова с 19 по 21 вв.
Выполнили: Кусмарова Алина,
Рзянкина Кристина
ученицы 8 «Б» класса
МБОУ СОШ № 2
г. Нижний Ломов
Руководитель: Буренкова Г.Н.
г. Нижний Ломов, 2013
Слайд 2Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3 стр.
Цель и задачи……………………………………………………………………………...4 стр.
Раздел 1
Глава 1. Центральная симметрия……………………………………………….5 стр.
Глава
2. Осевая симметрия………………………………………………………...6 стр.
Глава 3. Зеркальная симметрия………………………………………………....7 стр.
Раздел 2
Глава 1. Симметрия в архитектуре……………………………………………..8 стр.
Архитектура в Нижнем Ломове…………………………………………………10стр.
Заключение………………………………………………………………………………..15стр.
Список литературы…………………………………………………………………….16стр.
Слайд 3Введение
Тема нашей научно-исследовательской работы была выбрана после изучения курса «Геометрия 8
класса», раздела «Осевая и центральная симметрия». Остановились мы именно на этой теме не случайно, нам хотелось узнать принципы симметрии, её виды, разнообразие её архитектуре родного города.
Под симметрией (от греч. symmetria — соразмерность) в широком смысле понимают правильность в строении тела и фигуры. Учение о симметрии представляет собой большую и важную ветвь тесно связанную с науками разных отраслей. С симметрией мы часто встречаемся в искусстве, архитектуре, технике, быту. Так, фасады многих зданий обладают осевой симметрией.
Нам захотелось узнать побольше не только об особенностях симметрии, но и о том, как она проявляется в тех или иных случаях. Нам это важно, потому что для многих людей математика – скучная и сложная наука. Мы же хотим объяснить на примере симметрии, что математика – не только цифры, уравнения и решения, но и красота в строении геометрических тел и даже является фундаментом для многих наук от простых до самых сложных.
Слайд 4 Цель:
Показать всю привлекательность математики как науки и её взаимосвязь
с архитектурой Нижнего Ломова.
Этапы работы:
сбор материала по теме реферата и его обработка;
обобщение обработанного материала;
выводы о проделанной работе;
оформление обобщенного материала;
подготовка презентации.
Слайд 5Глава 1. Центральная симметрия
Понятия центра симметрии в «Началах» Евклида нет, однако
в 38-ом предложении XI книги содержится понятие пространственной оси симметрии. Впервые понятие центра симметрии встречается в XVI в. В одной из теорем Клавиуса, гласящей: «если параллелепипед рассекается плоскостью, проходящей через центр, то он разбивается пополам и, наоборот, если параллелепипед рассекается пополам, то плоскость проходит через центр». Лежандр, который впервые ввёл в элементарную геометрию элементы учения о симметрии, показывает, что у прямого параллелепипеда имеются 3 плоскости симметрии, перпендикулярные к ребрам, а у куба 9 плоскостей симметрии, из которых 3 перпендикулярны к рёбрам, а другие 6 проходят через диагонали граней.
Примерами фигур, обладающих центральной симметрией, являются окружность и параллелограмм.
Слайд 6Глава 2. Осевая симметрия
Понятие осевой симметрии представлено следующим образом: «Фигура называется
симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре. Прямая a называется осью симметрии фигуры». Тогда говорят, что фигура обладает осевой симметрией.
У неразвернутого угла одна ось симметрии — прямая, на которой расположена биссектриса угла. Равнобедренный (но не равносторонний) треугольник имеет также одну ось симметрии, а равносторонний треугольник— три оси симметрии. Прямоугольник и ромб, не являющиеся квадратами, имеют по две оси симметрии, а квадрат— четыре оси симметрии. У окружности их бесконечно много — любая прямая, проходящая через её центр, является осью симметрии.
Имеются фигуры, у которых нет ни одной оси симметрии. К таким фигурам относятся параллелограмм, отличный от прямоугольника, разносторонний треугольник.
Слайд 7Глава 3. Зеркальная симметрия
Зеркальная симметрия хорошо знакома каждому человеку из повседневного
наблюдения. Как показывает само название, зеркальная симметрия связывает любой предмет и его отражение в плоском зеркале. Говорят, что одна фигура (или тело) зеркально симметрично другой, если вместе они образуют зеркально симметричную фигуру (или тело).
Игрокам в бильярд издавна знакомо действие отражения. Их «зеркала» — это борта игрового поля, а роль луча света исполняют траектории шаров. Ударившись о борт возле угла, шар катится к стороне, расположенной под прямым углом, и, отразившись от неё, движется обратно параллельно направлению первого удара.
Важно отметить, что два симметричных друг другу тела не могут быть вложены или наложены друг на друга. Так перчатку правой руки нельзя надеть на левую руку.
Две зеркально симметричные плоские фигуры всегда можно наложить
друг на друга. Однако для этого необходимо вывести одну из них (или обе) из их общей плоскости.
Вообще зеркально равными телами (или фигурами) называются тела (или фигуры) в том случае, если при надлежащем их смещении они могут образовать две половины зеркально симметричного тела (или фигуры).
Слайд 9Раздел 2.
Глава 1. Симметрия в архитектуре
Принцип симметрии играет важную роль и
в архитектуре. «Архитектура – по словам Н.В. Гоголя – это летопись мира». Она несет в себе уникальную информацию о жизни людей в давно прошедшие исторические эпохи.
Слайд 10Термин «симметрия» в разные исторические эпохи использовался для обозначения разных понятий.
Для греков симметрия означала соразмерность. Считалось, что две величины являются соразмерными, если существует третья величина, на которую эти две величины делятся без остатка. Здание (или статуя) считалось симметричным, если оно имело какую-то легко различимую часть, такую, что размеры всех остальных частей получались умножением этой части на целые числа, и таким образом исходная часть служила видимым и понятным модулем. Ещё в Древности греки строили пирамиды строго симметрично.
Слайд 11Симметрия в Средневековье присутствовала в романском стиле (сооружения в форме креста),
в готике (архитектурные конструкции имели прямоугольный или крестообразный вид). На смену готике пришёл стиль «барокко», который использовал асимметрию. Но смену этому стилю приходит «классицизм» – самый симметричный из всех известных стилей. Практически поворот на 180 градусов произошел при смене классицизма модерном. Стиль «модерн» использует асимметрию – волнообразное построение архитектурных композиций. В настоящее время каких-либо стилей нет, каждый архитектор работает в своей манере.
Слайд 12В искусстве симметрия играет огромную роль, многие шедевры архитектуры обладают симметрией.
При этом обычно имеется в виду зеркальная симметрия.
Немалую роль симметрия играет в архитектурной композиции — закономерное расположение частей формы относительно друг друга. История архитектуры полна всеми видами симметричных преобразований, основными из которых являются отражение, поворот и перенос. В вопросе о симметрии архитектурного сооружения важно помнить, что сама функция постройки часто диктует симметричность или асимметричность построения.
Слайд 13Таким образом, архитектор, используя объективные свойства архитектурных форм (геометрический вид, положение
в пространстве, величину, массу, фактуру, свет и цвет), с помощью ритма, пропорционирования, масштабирования, используя тождество, нюанс, контраст и симметрию, создает целостную архитектурную композицию. Всеми вышеперечисленными приёмами он выстраивает программу восприятия зрителем архитектурного образа.
Слайд 14Орнамент сооружений
Орнамент –
ритмично повторяющийся
рисунок, основанный на
симметричной композиции
его
элементов и
выражаемый линией,
цветом или рельефом.
Слайд 15Архитектура в Нижнем Ломове
Еще с н. 19 века в архитектуре Нижнего
Ломова начала выявляться симметрия. Здания довольно разнообразны. В них встречается строгая симметрия и все ее виды: центральная, осевая.
Слайд 16Примерами таких зданий могут являться:
Нижнеломовский Успенский женский монастырь
Определяем: 1.асимметрия в
стиле «модерн»
2. симметрия в расположение геометрических фигур по отношение друг к другу
Слайд 17Спичечная фабрика
Определяем (виды симметрии): 1. Симметрия по отношению геометрических фигур друг
к другу,
(маленькое здание,(пропускной вход) определяет точь-в-точь большое (саму спичечную
фабрику), соразмерное ему ) .
Слайд 18Нижний Ломов, как говорится в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, был
одним из лучших городов губернии. Город, раскинувшийся на нескольких холмах по крутому левобережью чистой и полноводной реки Ломов, был действительно красив. Город куполов, над ним плыл малиновый звон колоколов - неподражаемый звук потерянной нами Росссии… Нынешнему поколению даже не осознать, какую красоту утратила Россия, лишившись храмов, и как обеднели без них наши души.
Слайд 191.симметрия в классицизме (крайняя треугольная крыша симметрична правой ближней)
2. симметрия
в готике (прямоугольные формы)
Архангельский храм
Слайд 20симметрия в классицизме (три здания совершенно схожи друг с другом)
Слайд 21Казанский храм представляет из себя крестообразное в плане сооружение, над средокрестием
которого возвышается шатер с главкой на конце.
В нем отчетливо проявляется симметрия в готике (крестообразное сооружение)
Слайд 22Нижнеломовский Бизнес-инкубатор
Симметрия в готике (прямоугольные формы)
Слайд 23Узоры на гостинице Нижнего Ломова также симметричны относительно друг друга
Слайд 24Заключение
Исходя из проделанной нами исследовательской работы, мы можем сделать вывод
о том, что несмотря на большие мегаполисы, где симметрия встречается в различных формах, в зависимости от фантазии автора, наш родной город – Нижний Ломов, богат распространенностью симметрии и ее красотой.
Мы убедились, что как в 19, так и в 21 веке численностью превосходит симметрия в готике (прямоугольные формы), а также немало встречается и асимметрии в стиле «модерн».
Немаловажен и тот факт, что большинство сегодняшних зданий построены в строго симметричной последовательности.
Мы надеемся, что благодаря нашим исследованиям Вы с легкостью будете различать симметрию в архитектуре не только своего города, но и за его пределами.
Слайд 25 Список литературы
книга «Нижний Ломов» Б.Г.Балашов, А.Ф. Брызгалин
www.nlomov.net
wikipedia.org
atacsoft.narod.ru
www.old_hram.ru