Через любые две точки можно провести прямую и только одну.
2.Какие точки не принадлежат прямой b?
3.Какие точки не принадлежат прямой а?
4.Какие точки принадлежат прямой b?
Подсказка
Точка В лежит между А и С
Точки А и С лежат по разные стороны от В
Точки В и С лежат по одну сторону от А
Точка С – внутренняя точка отрезка АВ
Каждый отрезок имеет определённую длину, большую нуля. Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой его точкой.
Дано: А,В,С ∈ а. АВ=6см, АС=9см, ВС=3 см.
Решение:
АВ+АС=ВС (аксиома 3). 6+9≠3 ⇒ А не лежит между В и С
АС+ВС=АВ (аксиома 3). 9+3 ≠ 6 ⇒ С не лежит между В и А
АВ+ВС=АС (аксиома 3). 6+ 3 = 9 ⇒ В лежит между А и С
Ответ: В лежит между А и С
Отрезок АВ пересекает прямую а.
Точки В и С лежат по одну сторону от прямой а. ⇒
Отрезок ВС не пересекает прямую а.
Пересекает ли отрезок АС прямую а. Почему? Ответ обоснуй письменно в тетради.
каждая из которых называется лучом.
Вершина угла
Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами.
а
b
c
Луч с проходит между сторонами угла (ab).
∠ (аb) = ∠ (ас) + ∠ (bc).
Основные свойства измерения углов
а
b
c
Дано: ∠(ac)>∠(bc) в 4 раза.
Найти: ∠(ac), ∠(bc) .
Решение: ∠(ac)+∠(bc)=∠(аb);
∠(bc)=x, ∠(ac)=4x;
х + 4х = 80° ⇒ 5x = 80° ⇒ x = 80°:5 = 16° ⇒
∠(bc) = 16°; ∠(ac) = 4∙16° = 64°
Ответ: 16° и 64°.
Δ АВС :
Точки А, В и С – вершины, а отрезки АВ, АС и ВС – стороны треугольника.
ΔАВС = ΔPRQ ⇒ AB=PR, BC=RQ, AC=PQ; ∠A=∠P, ∠B=∠R, ∠C=∠Q.
1 NM=3; MK=6; NK=8
А
АВ и АD -дополнительные лучи.
1
2
3
4
Углы 1 и 3; 2 и 4 - вертикальные
Стороны углов –дополнительные лучи
Два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а две другие – дополнительные полупрямые.
Два угла называются вертикальными, если их стороны – дополнительные полупрямые.
∠ 1 = 180° - ∠ 2,
∠ 2 = 180° - ∠ 1.
Запиши их свойство
1
2
3
4
Сделай в тетради такой же рисунок.
Запиши как называются углы 1 и 3.
Запиши их свойство
Подсказка
Дано: ∠1, ∠2-смежные,∠1=58 °
Найти: ∠ 2.
Решение:
∠ 1+∠ 2=180°(смеж.углы) ⇒ ∠ 2 = 180° - ∠ 1.
Значит, ∠ 2 = 180° - 58° = 122°.
Ответ:
∠ 2 = 122°.
∠ 2 на 20° > ∠ 1.
Найти: ∠ 1, ∠ 2.
Решение:
∠ 1+∠ 2=180°(смеж.углы).
Пусть ∠ 1 = х, тогда ∠ 2 = х + 20°.
х + х + 20° = 180° ⇒ 2х + 20° = 180° ⇒ 2х = 180° - 20° ⇒
2х = 160° ⇒ х = 160°:2 = 80°.
∠1=80°, ∠2=80° +20°=100°.
Ответ:
80° и 100°.
1
2
Дано: ∠ 1, ∠ 2-смежные.
∠ 1 : ∠ 2 = 2 : 3.
Найти: ∠ 1, ∠ 2.
Решение:
∠ 1+∠ 2=180°(смеж.углы).
Пусть ∠ 1 =2 х, тогда ∠ 2 =3 х.
2х +3х = 180° ⇒ 5х = 180° ⇒ х = 180° : 5 = 36°
∠ 1=2 ·36° = 72°, ∠ 2=3·36° = 108°.
Ответ:
36° и 108°.
1
2
3
4
Дано: ∠ 2 = 125°.
Найти: ∠ 1, ∠ 3, ∠ 4.
Решение:
∠ 1+∠ 2=180°(смеж.углы).
∠ 1=180°-∠ 2=180°-125°=55°.
∠ 3=∠ 1, ∠ 4=∠ 2(вертикальные) ⇒
∠3 =55°, ∠ 4=125°.
Ответ:
∠ 1=∠ 3=55°, ∠ 4=125°.
∠ A = 90°
Отрезок ВС – перпендикуляр.
Точка С – основание перпендикуляра.
АD- биссектриса
∠ВАD=∠САD
∠BAC=2·∠BAD
∠CAD=½∠BAC
Если две стороны и угол между ними одного треугольника
А
В
С
А1
С1
В1
равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника,
то такие треугольники равны.
АВ=А1В1, АС= А1С1, ∠А=∠А1 ⇒ ΔАВС = ΔА1 В 1С1
=
Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника
равны соответственно стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника,
то такие треугольники равны.
=
АВ=А1В1, ∠А=∠А1, ∠В=∠В1 ⇒ ΔАВС = ΔА1 В 1С1
Сделай соответствующие записи в тетрадь.
Подсказка
А
В
С
К
М
N
S
СК – высота треугольника АВС
MS – высота треугольника РМN
Сделай в тетради такой же рисунок, запиши высоты треугольника АВС. Укажи прямые углы.
А
В
С
А1
В1
С1
О
А
В
С
К
М
N
P
S
СК – биссектриса треугольника АВС
MS – биссектриса треугольника РМN
Сделай в тетради такой же рисунок, запиши биссектрисы треугольника АВС. Укажи равные углы.
А
В
С
А1
В1
С1
О
А
В
С
К
М
N
P
S
СК – медиана треугольника АВС
MS – медиана треугольника РМN
Сделай в тетради такой же рисунок, запиши медианы треугольника АВС. Укажи равные отрезки.
А
В
С
А1
В1
С1
О
АВ и ВС – боковые стороны.
АС – основание.
Все углы равностороннего треугольника равны 60°.
60°
60°
60°
∠В - угол при вершине.
Углы А и С называются углами при основании.
Углы при основании равнобедренного треугольника равны:
ΔАВС - равнобедренный
Обратно:
∠А = ∠С ⇒
⇒ ∠А = ∠С.
Если в треугольнике два угла равны,
то такой треугольник равнобедренный.
ΔАВС - равнобедренный.
что можно сказать про углы М и Р ?
Почему?
К
R
S
Если в Δ KRS ∠S=∠R, то
что можно сказать про его стороны ?
Почему?
Подсказка
D
ΔАВС – равнобедренный(АВ=ВС), АD = СD(ВD- медиана) ⇒
∠АВD = ∠CBD,
ВD ⊥ АC.
Дано:
Δ АВС – равнобедр., АС=ВС, Р=26 см, АВ=6см.
Найти:
АС, ВС.
Решение:
Р=АВ+АС+ВС,
АС=ВС ⇒
Р=АВ+2АС,⇒
2АС=Р – АВ = 26 – 6 = 20, ⇒
АС = 20 : 2 = 10.
Ответ: АС=ВС=10 см.
Дано:
Δ АВС – равнобедр., АС=ВС, Р=27 см, АС>АВ на 3 см.
Найти:
АВ, АС, ВС.
Решение:
Р=АВ+АС+ВС,
Пусть АВ=х,
тогда АС=ВС=х+3.
Составим уравнение:
х+х+3+х+3=27 ⇒
Ответ: АВ= 7 см, АС=ВС=10 м.
3х+6=27 ⇒ 3х=27 – 6=21 ⇒
х=21 : 3 = 7 ⇒
АВ= 7 см, АС=ВС= 7+3=10 см.
АВ=А1В1,
АС=А1 С1,
ВС=В1С1 ⇒
ΔАВС=ΔА1В1С1 .
=
∠3 и ∠8 – внутренние односторонние.
∠3 и ∠5 – внутренние накрест лежащие.
∠2 и ∠6 – соответственные углы.
∠4 и ∠8, ∠3 и ∠7 – соответственные углы.
∠1 = ∠3 ⇒ а║b
∠2 = ∠4 ⇒ а║b
∠1 + ∠4 =180° ⇒ а║b
∠2 + ∠3 =180° ⇒ а║b
∠1 = ∠3 ⇒ а║b
∠2 = ∠4 ⇒ а║b
Дано:
а║b, с-секущая,
Найти:
∠1,∠3,∠4,∠5,∠6,∠7,∠8.
Решение:
∠4=∠2(вн.накр.леж.)⇒
∠4=50°.
∠2+∠3=180° ⇒
∠3=180° - ∠ 2=180° - 50°=130°.
Ответ: ∠1=∠3=∠5=∠7=130°,∠4=∠6=∠8=50°.
∠1=∠3(вн.накр.леж.)⇒ ∠1 = 130°
∠5=∠3, ∠7=∠1(соответств.углы) ⇒∠5=∠7=130°.
∠8=∠2, ∠6=∠4(соответств.углы) ⇒∠8=∠4=50°.
а
b
c
4
3
1
2
7
6
8
5
∠ 2 = 50°.
Дано:
а║b, с-секущая,
Найти:
∠1, ∠4.
Решение:
∠1+∠4=180°(вн.накр.леж.)
Пусть ∠4=х ⇒
∠1 – х = 40°(по условию), тогда ∠1 = х + 40°,
Ответ: ∠1=110°,∠4=70°.
Составим уравнение: х + 40° + х = 180°,
2х + 40°= 180° ⇒ 2х=180° - 40°, 2х = 140°,
х = 140° : 2 = 70°. ∠4 = 70°, ∠1=70°+40°=110°.
а
b
c
4
3
1
2
∠ 1 - ∠4= 40°.
Дано:
а║b, с-секущая,
Найти:
∠2,∠4.
Решение:
∠ 2 = ∠4(вн.накр.леж.)⇒
∠2 = 130° : 2 = 65° .
Ответ: ∠2=∠4=65°.
а
b
c
4
3
1
2
∠ 2+∠4 =130°.
(∠1 и ∠3 - тупые углы, поэтому их сумма не может равняться 130°)
∠ 2 + ∠ 2 =130° ,
2
∠2+
∠С=
=180°(развёрнутый)
А
В
С
Подсказка
Подсказка
Подсказка
Опорные задачи
Найти углы при основании равнобедренного треугольника, если угол при вершине равен 30º.
Найти угол при вершине равнобедренного треугольника, если угол при основании равен 70º.
Внешним углом треугольника при данной вершине называется угол, смежный с его внутренним углом при этой вершине.
D
М
К
А
В
С
∠DАB = ∠В+∠С
∠ DАB+∠А=180°(смежные углы)⇒
∠ DАB= 180° - ∠А
D
∠А+∠В+∠С=180°⇒
∠В+∠С=180° - ∠А⇒
∠DАB = ∠В+∠С
Гипотенуза
катет
катет
С
А
В
Сторона треугольника, лежащая напротив прямого угла- гипотенуза
Две другие стороны - катеты
∠ С - прямой, ∆АВС- прямоугольный
катет
катет
С
А
В
катет
катет
С1
А1
В1
АС=А1С1,
⇒
∆АВС=∆А1В1С1
ВС=В1С1
катет
катет
С
А
В
катет
катет
С1
А1
В1
АС=А1С1,
⇒
∆АВС=∆А1В1С1
∠А= ∠ А1
катет
катет
С
А
В
катет
катет
С1
А1
В1
АВ=А1В1,
⇒
∆АВС=∆А1В1С1
∠А= ∠ А1
катет
катет
С
А
В
катет
катет
С1
А1
В1
АС=А1С1,
⇒
∆АВС=∆А1В1С1
АВ= А1В1
Перпендикуляр и проекция наклонной всегда меньше наклонной
АС Расстоянием от точки до прямой называют длину перпендикуляра, опущенного из этой точки на прямую
В треугольнике против большей
стороны лежит больший угол.
Если АС > АВ, то ∠B>∠C.
В треугольнике против
большего угла лежит
большая сторона.
2
1
∆BCD: ∠1=∠2
∆АBD: ∠ АBD >∠1=∠2 ⇒
AB < AD=AC + CD
CD=BC ⇒
AB < AC + BC
5 см, 7 см, 13см
Подсказка
3.Могут ли стороны треугольника относиться как 5:11:6?
Точка О- центр окружности
А
ОА- радиус окружности
радиус
С
D
СD- хорда окружности
М
N
MN- диаметр окружности
хорда
диаметр
а
Прямая может иметь с окружностью одну общую точку
а
Прямая а – касательная к окружности
Касательная перпендикулярна радиусу
O1
А
ОО1=АО1 – АО = R-r
O1
А
ОО1=АО1 + АО = R+r
А
С
В
1.Через середины сторон проводим перпендикуляры
2.Точка пересечения серединных перпендикуляров (точка О)- центр окружности
О
3.Проводим окружность с центром в точке О и радиусом ОА
А
С
В
1.Проводим биссектрисы углов
2.Точка пересечения биссектрис (точка О)- центр окружности
3.Опускаем перпендикуляр ОМ на сторону треугольника
О
М
4.Проводим окружность с центром в точке О и радиусом ОМ
К
Р
2.Точки пересечения окружности со сторонами угла- Р, К
3.Проводим произвольный луч а с началом в точке А
А
а
4.Проводим окружность радиусом ОР и с центром в точке А, получим точку В.
В
4.Проводим окружность радиусом РК и с центром в точке В, получим точку С.
С
5.Проводим луч ОС, получим угол САВ, равный данному углу.
3.Проводим две окружности с центрами в точках Р и К одинаковым радиусом РК, получим точку Е
4.Проводим луч ОЕ- биссектрису угла
Е
В
2.Проводим окружность с центром в т.В таким же радиусом
3.Получим точки С и D
С
D
4.Проводим прямую СD, получим точку О – середину АВ
О
2.Проводим две окружности с центрами в точках А и В, одинаковыми радиусами большими АО
3.Получим точки С и D
С
D
О
В
а
4.Проводим прямую ОС.
ОС⊥а
2.Проводим две окружности с центрами в точках А и В, одинаковыми радиусами большими половины АВ
3.Получим точку С
С
О
В
а
4.Проводим прямую ОС.
ОС⊥а
3.Строим угол САВ=∠О
4.На луче АС циркулем откладываем отрезок АС= РК.
N
М
P
K
О
а
В
А
С
5.Соединяем точки В и С.
3.Строим окружность с центром в точке В и радиусом = РК
4.Строим окружность с ц. в т.А и радиусом = ЕD.Получим точки С и С1
N
М
P
K
а
С
5.Соединяем точки А и С, В и С.
Е
D
В
А
С1
К
R
S
Если в Δ KRS ∠S=∠R, то
KS=KR,
как боковые стороны равнобедренного Δ МNP.
Назад
Их свойство: ∠1=∠3.
Назад
К
М
О
Р
Н
Почему равны треугольники ОМК и ОРН?
DB=DC(по условию), АD- общая сторона, ∠1=∠2(по условию) ⇒(по 1-му признаку) ΔDBA=ΔDCA.
ОМ=(по условию), ∠М=∠Р(по условию), ∠1=∠2(вертикальные) ⇒ (по 2-му признаку) ΔОМК=ΔОРН.
Назад
А
В
С
Пусть ∠В=50º, ∠А=70º, тогда
∠С=180º-(50º+70º)=60º
Ответ: 60º.
Назад
Назад
Назад
5 см, 7 см, 13см
Ответ: Да, существует, так как
17<8+10
Ответ: Нет, не существует, так как
13>5+7
Назад
3.Могут ли стороны треугольника относиться как 5:11:6?
Ответ: 1. Да
2. Нет
3. Нет
Почему?
5<2+4
11=5+6
16>6+9
- Переход на 1 слайд назад
- Переход на 1 слайд вперёд
- Информация на слайде закончилась Переход на слайд «Содержание»
Ответ
Назад
Подсказка
- Переход на слайд с ответом, или подсказкой, возврат в текущий слайд
Авторы: учителя математики ГУ «Ушановская СШ» Капанская Екатерина Павловна и Капанский Юрий Мартынович.
Авторы заранее выражают благодарность за замечания, пожелания, отзывы о работе с презентацией.
Контактные данные см. далее
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть