Слайд 2В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению
техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения .
Слайд 3Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в
формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению, использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).
Слайд 4В настоящее время основными проблемами, связанными с подростковым чтением, принято считать
следующие:
снижение интереса к чтению;
ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
Слайд 5«СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»
Понятие «текст» следует трактовать широко:
он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Слайд 6Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с
такими изображениями).
Типы сплошных текстов:
1) описание (художественное и техническое);
2) повествование (рассказ, отчёт, репортаж);
3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
4) аргументация (научный комментарий, обоснование);
5) инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);
2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
6) таблицы и графики;
7) диаграммы;
8) таблицы и матрицы;
9) списки;
10) карты.
Слайд 7Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного
текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.
Функции чтения:
Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.
Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.
Слайд 8Механизмы чтения:
Внутреннее проговаривание (при чтении человек не только видит текст, но
и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения);
Вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях;
Смысловое прогнозирование — умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий;
Вербальное прогнозирование — умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) — дальнейшее построение абзаца.
Слайд 9Виды чтения:
Существуют различные подходы к выделению видов чтения, они определяются
в зависимости:
от владения скоростными приемами — скоростное и не скоростное чтение;
от техники — чтение вслух и чтение про себя;
от подготовки — подготовленное и неподготовленное чтение;
от места — классное и домашнее чтение;
от цели чтение — просмотровое, ознакомительное, изучающее.
Слайд 10Цель просмотрового чтения — получение самого общего представления о содержании статьи
(книги), о ее теме. На основе такого чтения читающий решает, нужен ли ему данный текст для более подробного изучения. Для этого ему бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста.
При ознакомительном чтении текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого чтения является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения.
При изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, чтение происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест.
Слайд 11Этапы работы с текстом:
Планирование деятельности (предтекстовый этап). На этапе предварительной ориентировки
формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать.
Чтение текста (текстовый этап). На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микро контекстов
Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап). На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.
Слайд 12Развитие критического мышления через чтение и письмо
Этапы урока в рамках технологии
РКМЧП:
ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности
РАЗМЫШЛЕНИЕ:
выражение новых идей и информации собственными словами;
Слайд 23Приём: Вопросы к тексту учебника.
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Слайд 24Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»
простые: Кто? Что делал? Где,
когда, при каких
обстоятельствах это происходило?
уточняющие: Если я правильно понял, то…?
объясняющие– о причинах и следствиях:
Почему? Зачем? Что из этого получилось?
вопросы-предположения: Что бы изменилось,
если бы…?
оценочные: Почему это хорошо, а то плохо?
Правильно ли поступил..?
вопросы на выявление эмоционального
отношения: Понравился ли вам…?
вопросы, требующие постановки себя на место
героя: Как бы ты поступил…?
Слайд 32Ключевые слова
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
Слайд 33Ключевые слова
Составьте статью по теме «Пирамида»
по следующим ключевым словам:
многогранник,
треугольники,
n-угольник,
основание,
Египет,
Евклид,
энергия,
вершина,
44 метра,
высота,
ребро,
правильная,
высота проходит через центр вписанной в основание окружность,
апофема.
Слайд 34Верные и неверные утверждения
Утверждение
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Произведение двух четных чисел является четным числом
ВЕРНО
ВЕРНО
НЕВЕРНО
НЕВЕРНО
Произведение четного
и нечетного числа является четным числом
Слайд 35Приём: «Верите ли Вы…»
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым
карандашом
Угол – это геометрическая фигура.
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
Бывает угол прямой
Угол может быть тощим
Слайд 36Синквейн
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения,
выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Слайд 37Синквейн
ЧЕРТИТЬ
ЗАНИМАЕТСЯ
ИЗУЧЕНИЕМ
СВОЙСТВ
ДРЕВНЯЯ
ФИГУР
ИЗМЕРЯТЬ
ВЫЧИСЛЯТЬ
ИНТЕРЕСНАЯ
ГЕОМЕТРИЯ
Слайд 38Синквейн
СЧИТАЕТ
ОНО
ГЛАВНЫЙ
СТОРОЖ
ПРОСТОЕ
СЧЕТА
ОТМЕРЯЕТ
ХРАНИТ
СОСТАВНОЕ
ЧИСЛО
Слайд 39Ключевые слова
Кластер
Верные и неверные утверждения
«Верите ли Вы…»
ИНСЕРТ
Кластер
Синквейн
«Верите ли Вы…»
Вызов
Рефлексия
Осмысление
Соответствие рассмотренных приемов
стадиям технологии развития критического мышления