Слайд 1Системно-деятельностный подход на уроках физики на примере использования электронных образовательных ресурсов
Попушой
Н.Г.,
учитель физики
МБОУ «Партизанская школа»
Симферопольского района
Республики Крым
Слайд 2«Единственный путь, ведущий к знаниям,
- это деятельность»
Бернард Шоу
Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать достаточное количество информации, чтобы гарантировалась полнота усвоения знаний и это требует активного внедрения новых форм и методов обучения.
В данном случае в процессе обучения можно эффективно использовать компьютерные технологии
Слайд 3Причины, которые ведут к потере интереса учащихся к предмету при традиционном
подходе к преподаванию:
ограниченное время, не позволяющее полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал;
недостаточность оборудования, упрощённость экспериментальной модели, затраты большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможность многократного повторения эксперимента при различных параметрах – все это не позволяет в полной мере применять элементы исследования как важнейшего компонента при обучении физике;
Слайд 4Причины, которые ведут к потере интереса к освоению новых знаний при
традиционном подходе к преподаванию:
формальный подход к решению физических задач (решение задач только на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике);
слабая оснащенность демонстрационным оборудованием;
невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.
Слайд 5Актуальность обсуждаемого вопроса обусловлена:
внедрением ФГОС второго поколения;
необходимостью ликвидировать разрыв между современным уровнем
преподавания физики в школе и реалиями современного информационного общества;
потребностью создания программно-методического обеспечения для обучения школьников физике с применением ЭОР
Слайд 6Решение проблемы:
необходимо внедрение системно-деятельностного подхода в обучении физике на примере электронных
образовательных ресурсов
как средства повышения познавательной деятельности учащихся, то есть необходимо создание модели обучающей среды с применением ЭОР
Слайд 7Применение ЭОР позволит учителю:
спроектировать обучающею среду;
реализовать принципиально новые формы и
методы обучения;
использовать дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого;
использовать творческий поиск и организацию совместной деятельности учащихся и учителей;
использовать разработку и выбор наилучших вариантов учебных программ;
использовать интеллектуальные формы труда
Слайд 8Применение ЭОР даст учащимся:
доступ к нетрадиционным источникам информации;
возможность повысить эффективность
самостоятельной работы;
совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков
Слайд 9Компьютер на уроках
в качестве универсального
технического средства обучения
позволяет продемонстрировать
на уроке большое количество наглядного материала:
рисунки,
схемы,
таблицы,
формулировки законов,
формулы,
видеозаписи,
анимации,
физические модели
Слайд 10Например,
на уроке изучения нового материала
целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том
случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, отсутствует необходимое оборудование, если опыт невозможен или мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками),
затем продемонстрировать анимацию или
компьютерную модель процесса (что позволит рассмотреть особенности явления, неоднократно повторить процесс, усложнить его)
Слайд 11Компьютерные модели позволяют провести эксперименты и решить:
экспериментальные задачи;
расчётные задачи с последующей
компьютерной проверкой;
задачи с недостающими данными;
творческие задания;
исследовательские задания;
проблемные задания
Слайд 12Интерактивные модели
Виртуальной образовательной лаборатории ВиртуЛаб (VirtuLab.net)
Отражение света
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=38%3A16-&id=120%3A2009-08-22-12-15-40&Itemid=98
Упругая деформация
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=102:2009-08-22-12-01-32&catid=39:23-&Itemid=99
Радиоактивное излучение
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=95:2009-08-22-11-57-10&catid=38:16-&Itemid=98
Слайд 13Цифровые образовательные ресурсы
содержат:
электронные учебники,
видеофрагменты,
интерактивные модели,
лабораторные работы,
упражнения,
задачи,
тесты
Слайд 14Цифровые образовательные ресурсы
позволяют включать их содержание в любой этап урока:
актуализация
опорных знаний;
проверка домашнего задания;
мотивация учебной деятельности;
восприятие и первичное осознание нового материала;
первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного;
формирование элементарных навыков на основе применения их в стандартных условиях;
формирование дифференцированных обобщенных умений;
выполнение проекта, практической, лабораторной работы;
контроль, самоконтроль, взаимоконтроль
Слайд 15Электронные уроки
Образовательной сети «Мультиринг»
Информационный модуль «Вес тела»
https://multiring.ru/lesson/view/173/ves-tela#!show
Контрольный модуль «Глаз
как оптическая система»
https://multiring.ru/lesson/view/829/glaz-kak-opticheskaya-sistema#!show
Тест «Перемещение и скорость»
https://multiring.ru/lesson/view/41/peremeshhenie-i-skorost-#!show
Слайд 16Электронные учебники
Образовательной сети «Мультиринг»
Относительность движения
https://multiring.ru/course/physicspart1/content/chapter1/section/paragraph2/theory.html#.W8y4gtSLQ_4
Небесная сфера
https://multiring.ru/course/astronomy/content/chapter1/section1/paragraph3/theory.html#.W9DX_vm_NrQ
Слайд 17Электронные уроки
Образовательной сети «Мультиринг»
Информационный модуль «Интерференция в природе и технике»
https://multiring.ru/lesson/view/845/interferenciya-v-prirode-i-tehnike#!show
Практический
модуль «Измерение длины световой волны»
https://multiring.ru/lesson/view/860/izmerenie-dliny-volny-svetovoj-volny#!show
Слайд 18Видеоуроки от проекта «Инфоурок»
Видеоуроки я предлагаю учащимся для изучения новых тем,
а также для повторения и закрепления изученного ранее материала. При этом не требуется лишних усилий по мотивации ребят, так как сама форма подачи материала в достойной мере удерживает их внимание и интерес
Слайд 19Видеоуроки от проекта «Инфоурок»
Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость
https://www.youtube.com/watch?v=_N-zK4rIgMo&list=PLvtJKssE5NrjCwT9X0Pty3ZIgb0fFLUsZ&index=13
Закон сохранения импульса. Реактивное движение
https://www.youtube.com/watch?v=BiUx1HquyzE&list=PLvtJKssE5NrjCwT9X0Pty3ZIgb0fFLUsZ&index=17
Слайд 20Интерактивные (виртуальные) лабораторные работы
позволяют в полном объеме выполнить практическую часть
учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам в лабораторных условиях
Слайд 21Виртуальные лабораторные работы (онлайн) познавательного портала
«Вся физика» (Аll-fizika.com)
Изучение затухающих и
незатухающих колебаний пружинного маятника
http://www.all-fizika.com/virtual/pryjin.php
Изучение работы трансформатора
http://www.all-fizika.com/virtual/transf.php
Слайд 22Интерактивные лабораторные работы сайта seninvg07.narod.ru
Фамильный сайт учителей физики и математики
Сенина Валентина Георгиевича и Сениной Галины Николаевны
Лабораторная работа
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Цель работы: экспериментально исследовать треки заряженных частиц по готовым фотографиям, провести идентификацию заряженной частицы по результатам сравнения её трека с треком протона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле
Слайд 23Интерактивные лабораторные работы сайта seninvg07.narod.ru
Лабораторная работа
«Определение оптической силы и фокусного
расстояния тонкой линзы»
Цель работы: экспериментально исследовать свойства тонкой линзы, получить действительные и мнимые изображения свечи, определить оптическую силу и фокусное расстояние трех тонких линз
Слайд 24Проектная деятельность учащихся
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения,
направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, таких как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов.
Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам
Слайд 25Виртуальная физическая лаборатория «Живая Физика 4.3.»
В этой виртуальной лаборатории по механике
можно моделировать механизмы и силовые поля (гравитационное, электростатическое, магнитное или любое другое), наблюдать движение объектов, получать данные эксперимента в виде векторов, графиков и таблиц
Слайд 26Виртуальная физическая лаборатория «Живая Физика 4.3.»
Учащиеся могут загружать готовые компьютерные эксперименты,
по желанию, модифицировать их или создавать новые, а также обмениваться созданными экспериментами и моделями с другими учащимися и учителем через Интернет и электронную почту.
Практическое занятие
«Создание модели математического маятника»
Слайд 27Виртуальная физическая лаборатория «Живая Физика 4.3.»
Почему дороги в ямах!
https://www.youtube.com/watch?v=Klm7R9QAKKU&list=PLxa4rguca7ht2hSfoFLnvVj_ySI_GYRQM&index=10
Вечный двигатель
в Живой Физике https://www.youtube.com/watch?v=oDhhVaF1MHI&list=PLxa4rguca7ht2hSfoFLnvVj_ySI_GYRQM&index=11
Слайд 28Использование Интернет-ресурсов
Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые
позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.
Интернет - учебная, справочная информация
Интернет - ЕГЭ
Интернет - практикумы, урок
Интернет - профильная, довузовская подготовка
Интернет - олимпиады, конкурсы
Слайд 29Заключение
Среди множества способов повышения эффективности урока, использование системно-деятельностного подхода на основе
электронных образовательных ресурсов на сегодня занимает одно из ведущих мест.
Безусловно, будущее – за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем
Слайд 30Компьютер – мощный инструмент
в руках грамотного учителя,
но никогда не сможет претендовать
на
место самого Учителя