Презентация, доклад по физике Явления природы

Содержание

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа...Природа хочет жить, и потому онаМильоны зерен скармливает птицам.Но из мильона птиц к светилам изарницамЕдва ли вырывается одна.Вселенная шумит и просит красоты,Кричат моря, обрызганные пеной,Но на холмах земли, на кладбищахВселеннойЛишь

Слайд 1
Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Явления природы

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаЯвления природы

Слайд 2Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
...Природа хочет жить, и потому

она

Мильоны зерен скармливает птицам.

Но из мильона птиц к светилам и

зарницам

Едва ли вырывается одна.

Вселенная шумит и просит красоты,

Кричат моря, обрызганные пеной,

Но на холмах земли, на кладбищах

Вселенной

Лишь избранные светятся цветы...

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа...Природа хочет жить, и потому онаМильоны зерен скармливает птицам.Но из мильона

Слайд 3Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
содержание
Влажность:
Образование облаков
Образование росы, инея
Дождь,

снег

Методы измерения влажности

Ветер

Гроза

Айсберг, ледник

Свет

Заключение

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школасодержание Влажность:Образование облаковОбразование росы, инеяДождь, снегМетоды измерения влажностиВетерГрозаАйсберг, ледникСветЗаключение

Слайд 4Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа


Влажность характеризует наличие

в воздухе паров воды. Водяной пар, как и воздух, невидим, и на глаз определить, много его там или мало, нельзя. Пар бывает насыщенный и ненасыщенный. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным. А если при неизменной


температуре газ простым сжатием можно превратить в жидкость, то мы называем его ненасыщенным паром. Водяной пар в воздухе, не смотря на огромные поверхности океанов, морей, озер и рек, не является насыщенным.
Влажность – это ответ на многие вопросы: образование облаков, росы, инея, выпадение осадков, снега.

Влажность


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа Влажность характеризует наличие в воздухе паров воды. Водяной пар, как

Слайд 5Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Если положить рядом два

термометра, один из которых наполовину прикрыт влажной тканью, то можно заметить, что через некоторое время показания «мокрого» термометра стали меньше. Понятно, что причина этого в испаряющейся воде. Однако, наблюдая подольше за термометрами, можно обнаружить интересную зависимость.
В те дни, когда воздух насыщен влагой, очень сырой, термометры покажут почти одну и ту же температуру. А вот когда подолгу не льют дожди, и воздух сух, испарение воды идет интенсивнее и «мокрый» термометр покажет значительно меньшую температуру, чем сухой. Значит, дело в том, что влажный воздух, как говорят, более насыщен парами воды. И когда это насыщение достигнет предела, своего для каждой температуры, насыщаться ему дальше будет некуда. Начнется обратный процесс — конденсация.

Конденсация

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа Если положить рядом два термометра, один из которых наполовину прикрыт

Слайд 6Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Облака образуются при конденсации водяного

пара в поднимающемся воздухе вследствие его охлаждения. Высота их образования зависит от температуры относительной влажности воздуха. При достижении им высоты, на которой насыщение станет полным (100%) начинается конденсация и

Образование облаков

облакообразование. Если восходящий воздух встретит теплый слой (инверсия), подъём прекращается, воздух не достигает границы конденсации и облака не образуются. Облака находятся в постоянном движении, опускаясь ниже границы конденсации, они испаряются. Облака могут состоять из мелких капелек или кристалликов, чаще всего они смешанные. По форме (по виду) различают облака перистые, слоистые и кучевые.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаОблака образуются при конденсации водяного пара в поднимающемся воздухе вследствие его

Слайд 7Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Перистые облака — облака верхнего

яруса (выше 6000 м), полупрозрачные, ледяные. Осадки из них нее выпадают. Слоистые облака среднего (от 2000 до 6000 м) и нижнего (ниже 2000 м) ярусов. В основном они и дают осадки, обычно длительные, обложные. Кучевые облака могут образоваться в нижнем ярусе и достигать очень большой высоты. Часто они имеют вид башен и состоят внизу из капелек, вверху—из кристалликов. С ними связаны ливни, град, грозы. Кроме трёх основных форм облаков, возникает много комбинированных. Например, перисто-слоистые, слоисто-кучевые, перисто-кучевые и.т.д. Форма облаков объясняется их происхождением. Облачный покров обычно состоит из разных облаков. Степень покрытия

неба облаками — облачность измеряется в баллах. Полная облачность – 10 баллов. В среднем на Земле половина неба закрыта облаками. Наибольшая
облачность там, где воздух поднимается, то есть в облаках пониженного давления.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаПеристые облака — облака верхнего яруса (выше 6000 м), полупрозрачные, ледяные.

Слайд 8Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Наименьшая облачность соответственно в областях

повышенного давления. Над океаном она больше, чем над сушей, так как там больше влаги в воздухе.
Абсолютный максимум облачности—над Северной Атлантикой (9 баллов), абсолютный минимум—над Антарктидой и над тропическими пустынями (0,2 балла). Облачный покров задерживает солнечную радиацию, идущую к земной поверхности, отражает и рассеивает её. Одновременно облака задерживают тепловые излучения земной поверхности в атмосфере. Поэтому влияние облачности на климат велико.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаНаименьшая облачность соответственно в областях повышенного давления. Над океаном она больше,

Слайд 9Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
В жаркий летний день

с поверхностей водоемов и растений происходит испарение воды. Ночью температура падает, и может достигнуть такого значения, при котором водяной пар становится насыщенным. Такая температура называется точкой росы. При этом водяной пар

Образование росы, инея

конденсируется и оседает на поверхности земли и листьев растений. Росу мы можем наблюдать ранним утром, когда она еще не испарилась под действием солнечных лучей.



велика. Если же после этого температура станет меньше нуля по Цельсию, то сконденсировавшаяся вода будет замерзать. Таким образом, образуется иней. Как и росу, иней можно наблюдать утром из-за того, что ночью обычно холоднее, чем днем.


Образование инея во многом напоминает образование росы, но происходит зимой. Во время оттепели влажность воздуха весьма


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа В жаркий летний день с поверхностей водоемов и растений происходит

Слайд 10Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Дождь, снег

Осадки играют очень

важную роль в нашей жизни. Обычно они образуются следующим образом. Вода в больших количествах испаряется с поверхностей морей и океанов, и пар


поднимается на несколько километров

вверх. Температура там достаточно низка, и в результате пар конденсируется в виде мельчайших капелек, которые словно

плавают в атмосфере. Огромное количество этих

капелек составляет

облако. Под действием воздушных потоков они переносятся на большие расстояния, иногда преодолевая несколько тысяч километров. В процессе своего движения они сталкиваются


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаДождь, снег Осадки играют очень важную роль в нашей жизни. Обычно

Слайд 11Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
между собой, образуя более крупные

капли. Когда капли достаточно вырастут, то они упадут на землю в виде дождя. Снег образуется аналогичным образом, но температура на высоте, где пар конденсируется, меньше нуля. При этом образуются не капли, а кристаллики льда.



Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школамежду собой, образуя более крупные капли. Когда капли достаточно вырастут, то

Слайд 12Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
В атмосферном воздухе всегда имеется

водяной пар, содержание которого меняется по объему в пределах от 0 до 4 %. Содержание водяного пара в воздухе характеризуется различными величинами:
Абсолютная влажность ρ, или плотность водяного пара — количес­тво водяного пара в одном кубическом метре воздуха в граммах.
Упругость (давление) водяного пара е, содержащегося в воздухе вы­ражается в гектопаскалях (гПа).
Упругость насыщения Е — максимально возможная упругость водя­ного пара при данной температуре (гПа).
Относительная влажность φ — процентное отношение упругости водяного пара е, находящегося в воздухе, к упругости насыщения Е при данной температуре.
Дефицит влажности d — разность между максимально возможной при данной температуре упругостью водяного пара (упругостью насы­щения) и фактической упругостью водяного пара.
Точка росы — температура, при которой водяной пар, находящийся в воздухе, достигает состояния насыщения.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаВ атмосферном воздухе всегда имеется водяной пар, содержание которого меняется по

Слайд 13Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Методы измерения влажности
Основным методом

для измерения влажности воздуха является психрометрический. Определение влажности этим методом осуществляется по показанию психрометра —

прибора, состоящего из двух термометров с ценой деления 0,2°. Резервуар одного из термометров (в психрометрической будке — правый) плотно обертывается кусочком тонкой ткани, конец которой опускается в стаканчик с дистиллиро­ванной или дождевой водой. Стаканчик закрывается крышкой с про­резью для батиста. С поверхности резервуара смоченного термометра происходит испарение, на которое затрачивается тепло. Сухой термо­метр показывает температуру воздуха. Смоченный — свою

собствен­ную, зависящую от интенсивности испарения воды с поверхности резервуара. Чем больше дефицит влажности, тем


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаМетоды измерения влажности Основным методом для измерения влажности воздуха является психрометрический.

Слайд 14Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

интенсивнее будет происходить испарение и,

следовательно, тем
ниже будут показания смоченного термометра. Отсчеты по термометрам должны проводиться как можно быстрее. Наблюдения проводятся при любой положительной температуре воздуха. При отрицательной температуре — только до -10°.

При температуре ниже -10°С велика погрешность определения влажности воздуха психрометрическим методом. При низких температурах влажность воздуха измеряется с помощью волосяного или пленочного гигрометра. Он основан на

свойстве обезжиренного человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности.
Также влажность воздуха измеряют с помощью конденсационного гигрометра.
Конденсационный гигрометр позволяет непосредственно определять точку росы. Простейший прибор этого типа представляет собой металлическую коробку, передняя стенка которой хорошо отполирована. Внутрь коробки




Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаинтенсивнее будет происходить испарение и, следовательно, темниже будут показания смоченного термометра.

Слайд 15Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
наливают легко испаряющуюся жидкость —

эфир — и вставляют термометр. Пропуская через коробку воздух с помощью резиновой груши, вызывают сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки. По термометру замечают тем­пературу, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности стенки. Появление росы указывает, что водяной пар стал насыщенным.
Влажность имеет большое значение как в природе, так и в жизни человека. От влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды. Хотя количество водяного пара в атмосфере сравнительно невелико


(около 1%), роль его в атмосферных явлениях значительна. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты. Испарение воды и образование водяного пара сопровождается, наоборот, поглощением теплоты.

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаналивают легко испаряющуюся жидкость — эфир — и вставляют термометр. Пропуская

Слайд 16Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Ветер
Ветер - движение

воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Под влиянием ветра колеблются деревья и провода линий электропередач, трубы заводов и высотные здания, радиомачты и нефтяные вышки. Чтобы уменьшить колебания проводов, к ним подвешивают различные гасители колебаний — так называемые демпферы.

Также существует еще один метод гашения колебаний. Был проведен следующий опыт. Круглый цилиндр поместили в аэродинамическую трубу и повесили его там на упругой пластинке, которая позволяла цилиндру совершать поперечные колебания.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаВетер Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением

Слайд 17Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Устроен демпфер просто. К

проводу при помощи зажима крепится гибкий тросик, на концах которого — два грузика. Когда провод начинает колебаться, грузики тоже приходят в движение. Система рассчитана таким образом, что колебания грузиков гасят колебания провода. Это механический способ гашения колебаний.

Демпфер


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа Устроен демпфер просто. К проводу при помощи зажима крепится гибкий

Слайд 18Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
В воздушном потоке цилиндр равномерно

колебался с постоянной амплитудой. Эта амплитуда очень сильно возрастала (в несколько раз), если к цилиндру сбоку прикрепляли другой маленький цилиндр под углом 45° к скорости потока. Наоборот, колебания почти совершенно прекращались, если тот же угол составлял 105°. Этот опыт показывает, что форма тела существенно влияет на характер возникающих колебаний, что возможны аэродинамические способы гашения колебаний. Подобные опыты проводились и на настоящих сооружениях. Например, оказалось, что колебания высокой мачты можно погасить, если вокруг нее обернуть «змейкой» (по винтовой линии) достаточно толстый трос. В одном американском техническом журнале рассказывалось, как с помощью аэродинамических методов удалось избавиться от опасных колебаний газопровода,


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаВ воздушном потоке цилиндр равномерно колебался с постоянной амплитудой. Эта амплитуда

Слайд 19Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
переброшенного через реку Колорадо в

Калифорнии. Газопровод был подвешен на мачтах и первоначально совершал колебания с амплитудой, достигавшей 1,5—1,8 м. Пришлось усилить главные несущие тросы и добавить боковые расчалки. Размах колебаний уменьшился, но все равно оставалась опасность перенапряжения конструкции за счет вибраций. При колебаниях был слабый ветер, поэтому причину их вначале искали в другом: в нагревании конструкции солнцем, в пульсации газа и т. п. Но тщательные измерения частот, амплитуд и форм колебаний показали их связь с направлением и скоростью ветра. Колебания газопровода вызывали обычные вихри. Бороться с колебаниями можно было тремя способами: 1) закрепить тягами места наибольших перемещений на пролете газопровода 2) применить различные механические гасители колебаний 3) устранить аэродинамические силы, вызывающие вибрации Наиболее заманчивым был третий, аэродинамический путь.

В последнее время аэродинамические методы гашения колебаний все больше и больше начинают интересовать инженеров и конструкторов. Ведь действительно заманчиво: немного изменили форму тела, и ветер из врага превращается в союзника.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школапереброшенного через реку Колорадо в Калифорнии. Газопровод был подвешен на мачтах

Слайд 20Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Знание направления и скорости ветра

очень важно для предсказания погоды, для движения самолетов и кораблей. Например, самолеты всегда взлетают и садятся при встречном, а не попутном ветре, иначе им не хватит длины бетонной полосы.
Измерить скорость ветра на разных высотах помогают воздушные шары. Для этого наблюдают за ними с помощью специальных оптических приборов. А когда небо закрывается тучами, за ними следят радарными установками. Люди издавна находили места, где дуют постоянные ветры. Им это было нужно для установки ветряных мельниц и ветряков, да­ющих дешевую энергию, скажем, для подъема воды из колодцев. Сейчас, в поисках дополнительных источников энергии, мы снова обращаемся к ветру. В иных районах ветродвигатели располагаются так часто, что напоминают высаженный человеком лес.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаЗнание направления и скорости ветра очень важно для предсказания погоды, для

Слайд 21Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Встреча двух стихий - водяной

и воздушной - не всегда бывает безоблачной. Полный штиль, когда водная гладь напоминает зеркало, сменяется легкой рябью. Затем по воде начинают бежать небольшие волны. Ветер усиливается — и скоро мы замечаем пенистые буруны. А уж когда волны достигают высоты в несколько метров, мы говорим — шторм.

Понятно, что волны образуются и растут от перемещения воздушных масс — ветра. Но дело не только в его силе, но и в

продолжительности, а также в том, насколько много простора для волн. Можно, конечно, устронить и «бурю» в стакане воды. Но что самое большое волнение достигается в открытом океане. Знать особенности взаимодействия ветра и воды – значит правильно рассчитать конструкцию

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаВстреча двух стихий - водяной и

Слайд 22Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
кораблей и верно проложить морские

пути. Там, где штормит поменьше и пореже. Казалось бы, на берегу значительно безопаснее, чем в открытом море. И легче укрыться от шторма, и потонуть-то вроде бы негде. Однако природа преподносит каверзные сюрпризы. В глубине океана из-за подводных

землетрясений или извержений вулканов могут образоваться гигантские одиночные волны. С бешеной скоростью несутся они в океане, сперва незаметно для глаз. Но домчавшись до берега,

они вырастают до огромной величины и обрушиваются на сушу, сметая все на своем пути. Эти самые большие и страшные волны, рожденные океаном, называются «цунами». Шторм, цунами – это страшные явления природы, который несут за собой колоссальный вред всему живому.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школакораблей и верно проложить морские пути. Там, где штормит поменьше и

Слайд 23Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа




Но самая страшная мощная сила

в природе – это ураган. Нередко ураган даже сравнивают с ядерным взрывом, но энергия урагана средней силы, проносящегося над Атлантическим океаном, равна энергии полумиллиона


была сброшена на Нагасаки. Мы не уменьшим фантастической мощи урагана, если отметим, что крупным ядерным взрывом, произведенным на атолле, можно поднять в небеса до 10 миллионов тонн

таких атомных бомб, какая

воды. Но это капля в море, если учесть, что во время одного урагана на остров Пуэрто- Рико за считанные часы обрушилось два


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаНо самая страшная мощная сила в природе – это ураган. Нередко

Слайд 24Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

с половиной миллиарда тонн воды,

и это была лишь ничтожная часть того, что сделал этот ураган! Ураган несет тройную угрозу людям, которые оказываются на его пути. Три наиболее разрушительных его орудия — ветер, волны и дождь.
Самолеты- разведчики, проникавшие в центр урагана, регистрировали скорость ветра свыше 250 километров в час. Считается, что даже во время обычного шторма скорость ветра при шквалах может превышать 300 километров в час. Известно, что скорость ветра в шторме обычно уменьшается, когда на его пути встречается крупный остров или он проходит над каким-то участком материка.

Самый сильный ветер, какой удалось точно измерить, наблюдался 12 апреля 1934 года в обсерватории Маунт-Уошингтон в Нью-Хэм-пшире. Постоянный ветер скоростью 300 км/ч чередовался со шквалистыми ветрами скоростью 365 км/ч.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школас половиной миллиарда тонн воды, и это была лишь ничтожная часть

Слайд 25Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Гроза
Ежегодно на нашей

планете бушует 16 миллионов гроз, то есть, говоря иначе, каждую секунду в земной шар вонзаются около 100 огненных стрел
Гроза имеет свое строение и проходит несколько стадий развития. Она начинается, быстро усиливается, затем так же

быстро прекращается. Каждая стадия сопровождается своими особыми явлениями. Изучением этого явления природы занимались многие ученые. В результате удалось установить, что при движении воздуха различные воздушные потоки в результате соприкосновения электризуются. Как и в опытах с палочкой и


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаГроза Ежегодно на нашей планете бушует 16 миллионов гроз, то есть,

Слайд 26Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Стадии развития
Первая, называемая

стадией кучевого облака, отмечается единичным восходящим потоком воздуха, начинающимся от земной поверхности. На этой стадии облако развивается по вертикали, то есть высота его увеличивается. К концу первой

Вторая стадия развития грозы, называемая зрелой, отмечена осадками, выпадающими на землю. На высотах появляются ледяные кристаллики, особенно в обширных

стадии у земной поверхности развивается целая система ветров, которые сходятся к центру области пониженного давления. Дождя нет, но на высотах уже начинает собираться пар, а значит, выделяется, пока незаметно, теплота.

грозовых очагах. В

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаСтадии развития Первая, называемая стадией кучевого облака, отмечается единичным восходящим потоком

Слайд 27Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

некоторых случаях сильные вихри, развивающиеся

во время этой стадии, могут превращаться в смерчи. В этот момент очаг грозы пронизывают сильные ветры, идущие вверх и вниз. Постепенно кучево-дождевые облака приобретают вид высоких башен, нередко наблюдаются молния и гром.
В третьей — последней — стадии грозы, называемой стадией разрушения, во всей ее области развиваются движения воздуха вниз. Они и приводят к окончательному прекращению грозовой деятельности. Осадки тоже вскоре ослабевают и наконец совсем прекращаются. Поскольку новый пар в грозовое облако более не поступает, оно начинает таять. Гроза заканчивается.
Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школанекоторых случаях сильные вихри, развивающиеся во время этой стадии, могут превращаться

Слайд 28Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
мехом, одна часть облака

(верхняя) электризуется положительно, а другая (нижняя) — отрицательно. В момент, когда заряд облака станет большим, между двумя его наэлектризованными частями проскакивает мощная электрическая искра — молния. Сопровождающий молнию звук воспринимается как гром.

Молния может образоваться между двумя соседними облаками и между облаком и поверхностью Земли. В этом случае под действием электрического поля отрицательного заряда нижней части облака поверхность Земли под облаком электризуется положительно. В результате молния «ударит» в землю.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар и т. п. Особенно опасна молния для человека. Ее удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания подвергает свою жизнь опасности.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа мехом, одна часть облака (верхняя) электризуется положительно, а другая (нижняя)

Слайд 29Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Надо знать, что молния ищет

кратчайший путь к поверхности Земли. Поэтому молния чаще ударяет в отдельные высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты чаще в тот, который является лучшим проводником. Наиболее вероятен удар молнии в одиноко стоящие металлическую мачту, деревянный столб и дерево. Поэтому, находясь в

поле, нельзя скрываться от дождя под одиноко стоящим деревом или в копне сена. В лесу надо уйти от очень высоких деревьев. В горах лучше всего спрятаться в пещеру или под глубокий уступ. Для защиты одиноко стоящих сооружений вблизи них устанавливают мачту с заостренным металлическим стержнем, который соединен толстым проводом с закопанным глубоко в землю металлическим предметом. Это устройство получило название громоотвода (молниеотвода).


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаНадо знать, что молния ищет кратчайший путь к поверхности Земли. Поэтому

Слайд 30Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Первый громоотвод установил Франклин. Описание

первого способа защиты от молний появилось в ежегоднике «Альманах Бедного Ричарда».
«Способ этот таков, — писал Франклин. — Возьми тонкий железный стержень (каким, например, пользуются гвоздильщики) длиною достаточной для того, чтобы три-четыре фута одного конца опуститъ во влажную землю, а шесть - семь другого поднять над самой высокою частью здания. К верхнему концу стержня прикрепите медную проволоку длиной в фут и толщиной в вязальную спицу, заостренную как игла. Стержень можно прикрепить

Громоотвод

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаПервый громоотвод установил Франклин. Описание первого способа защиты от молний появилось

Слайд 31Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
к стене дома бечевой (шнуром).

На высоком доме или амбаре можно поставить два стержня, по одному на каждом конце, и соединить их протянутой над коньками крыши проволокой.
Дому, защищенному таким устройством, молния не страшна, так как острие будет притягивать ее к себе и отводить по
металлическому острию в землю, и она уже никому не причинит вреда. Точно так же и суда, на верхушке мачты которых прикреплено острие с проволокой опускающейся вниз на палубу, а затем по одному из вантов и обшивке в воду, будут предохранены от молнии».


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школак стене дома бечевой (шнуром). На высоком доме или амбаре можно

Слайд 32Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
«Впервые связь грома и

молнии люди стали осознавать в конце XIX века, — пишет американский исследователь А. Фью. — И сразу же одна за другой, словно грибы после дождя, стали возникать теории, объясняющие, откуда берется рокот «небесного барабана».
Одни говорили, что гром грохочет примерно так же, как хлопает разбиваемая электрическая лампочка. Другие полагали, что удар молнии превращает воду, содержащуюся в атмосфере, в пар, а уже пар, расширяясь, порождает гром. Третьи считали, что электрический

разряд разлагает воду на составляющие — водород и кислород, а уж эти газы, соединяясь снова, образуют гремучую смесь, которая и взрывается со страшным грохотом. Однако правы в конце концов оказались те исследователи, которые выяснили, что молния мгновенно нагревает воздух на своем пути. Воздух, расширяясь, дает хлопок, словно пороховые газы, вырвавшиеся из ствола оружия.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа «Впервые связь грома и молнии люди стали осознавать в конце

Слайд 33Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Когда удалось измерить температуру в

канале молнии, оказалось, что она достигает 25-27 тысяч градусов. И чуть ли не три четверти энергии грозового разряда расходуется именно на нагревание воздуха в канале молнии. Понятно, что воздух, температура которого за несколько десятимиллионных долей секунды поднимается почти до 1500 градусов, расширяется столь сильно, что процесс этот становится сравним со взрывом. Сегодня особые микрофоны позволили сделать выводы о размерах канала молнии, ее мощности, о состоянии атмосферы, об объеме облака и даже о процессах, благодаря которым облако накапливает электричество.

Национальная сеть обнаружения молний, состоящая из более чем тысячи станций, рассеянных по всей территории США, в летний грозовой период регистрирует до 26 500 разрядов в час. Создается подобная система и в нашей стране. Молнии могут достигать нескольких

километров в длину. Их температура порой доходит до 30 тысяч градусов, в пять раз превышая температуру поверхности Солнца.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаКогда удалось измерить температуру в канале молнии, оказалось, что она достигает

Слайд 34Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Вроде бы их природа хорошо

изучена, но порой молнии проявляют себя совершенно необъяснимо.
Например, у пострадавшего от молнии человека нередко появляются необычайные способности, как это случилось у
знаменитой болгарской прорицательницы Ванги.
Несколько лет назад молния ударила престарелого американца недалеко от его дома. Изумлению приехавших на место происшествия врачей не было предела, когда они увидели, что этого человека, много лет назад пораженного слепотой и глухотой, молния мгновенно излечила!
Редко встречающееся явление, представляющее собой светящийся сфероид диаметром 10-20 см и больше, образующийся обычно вслед за ударом линейной молнии и состоящий, по-видимому, из неравновесной плазмы. Явление это – шаровые молнии.



Большинство наблюдателей описывают светящиеся шары маленького диаметра — от 10 до 30 сантиметров, белого, красного, оранжевого и чуть реже зеленого или голубого цвета. Некоторые физики-теоретики говорят также, что это — плазма, которую часто определяют как четвертое состояние материи — не твердое, не жидкое и не газообразное. Она встречается в виде шара


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаВроде бы их природа хорошо изучена, но порой молнии проявляют себя

Слайд 35Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
ионизированного газа при очень высоких

температурах.
Плазма — основной компонент звезд, и из плазмы также состоят те мельчайшие и мощнейшие ослепительные шарики, которые образуются в термоядерных реакторах на доли секунды, когда ядра кислорода при слиянии друг с другом выбрасывают в огромных количествах энергию, говоря кратко, — звезды в миниатюре.

Непонятными и необъяснимыми до сих пор для науки остаются причуды шаровых молний. Одна из них, например, через окно кухни проникла в дом гражданина Кононова из Колпина. Полетала внутри, покрутилась в чугуне с водой, стоявшем на горячей плите, и вылетела в ту же форточку, не тронув никого в комнате. А на улице убила двух людей, лошадь и оплавила кусок рельса.



Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаионизированного газа при очень высоких температурах. Плазма — основной компонент звезд,

Слайд 36Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Айсберг, ледник
На ледяной

купол Антарктиды, на льды и горы Гренландии и других больших антарктических и арктических островов ежегодно выпадает значительное количество снега.

Когда снега много и он лежит навалом, то он так сильно уплотняется, что становится крупнозернистым. Такой снег у специалистов получил название «фирн». Еще более уплотняясь, фирн превращается в лед. Так образовались ледники на высоких горах, льды Грен­ландии, Арктики и

С каждым годом снег падает и накапливается; но значит ли это, что ледяные и снеговые горы могут расти бесконечно?

Антарктиды.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаАйсберг, ледник На ледяной купол Антарктиды, на льды и горы Гренландии

Слайд 37Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Нет, не значит. Происходит

естественный процесс равновесия: сколько прибывает нового льда, столько же и расходуется старого. Под влиянием силы тяжести лед сползает из высоко расположенных участков местности в низкие. Наблюдения в Антарктиде показывают, что в центральных областях льды передвигаются по 400-500 метров за год, а в окраинных частях — в два раза быстрее. Достигнув края материка, ледяная масса продолжает двигаться по подводной материковой отмели — шельфу, вторгаясь в море. Когда лед «теряет почву под ногами» и нависает в воде в виде карниза, раздается сильный грохот: это от массива отломилась и упала в океан

ледяная глыба, вздымая большие волны, тучи брызг и ледяной пыли. Это очень опасно для всех, кто в это время находится поблизости. Морские течения подхватывают эти ледяные глыбы и увлекают далеко от места рождения.
Так начинаются скитания льдин — плавающих островов.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа Нет, не значит. Происходит естественный процесс равновесия: сколько прибывает нового

Слайд 38Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Эти плавучие острова называются айсбергами.

Айсберг в переводе с немецкого означает ледяная гора. Они откалываются от льдов Антарктиды, Гренландии, Земли Франца-Иосифа, Шпицбергена, Исландии, Аляски и от других полярных «фабрик льда». Но главные их поставщики —

Антарктида и Гренландия.

Однажды советские моряки встретили айсберг, который... пел. В нем было несколько сквозных промоин, и ветер, проходя через них, издавал приятные мелодичные звуки. Плывет, плывет такая ледяная гора и вдруг зашатается, заколеблется, словно маятник, начнет крениться набок и опрокинется, взметнув водяные валы и фонтаны брызг. Это означает, что разрушающие силы — тепло, ветер и вода настолько подточили ледяную гору, что она потеряла устойчивость. Нередки случаи, когда течения заносят ледяную громадину на мелководье, и тогда она садится на мель. Если это произойдет в


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаЭти плавучие острова называются айсбергами. Айсберг в переводе с немецкого означает

Слайд 39Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
холодных районах, то потребуется много

времени, чтобы льдина растаяла и исчезла.

Некоторые айсберги, неоднократно переворачиваясь, садясь на мель и сходя с нее, окрашиваются в темные тона, несут на себе массу песка, ила и даже большие каменные глыбы. Они становятся очень похожими на настоящие острова: поди разберись — лед это или суша.

Ну а можно ли получать от айсберга какую-либо пользу? Вопрос отнюдь не праздный.

Полярные льды Антарктиды и Арктики — природные и очень мощные «фабрики» пресной воды превосходного качества, а айсберги — своеобразные ее хранилища. Подсчеты показали: от одного айсберга среднего размера можно получить столько воды, сколько за год дает Рейн или Дон. И они


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школахолодных районах, то потребуется много времени, чтобы льдина растаяла и исчезла.

Слайд 40Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
выручают иногда моряков. Когда
взятая с

собой вода приходит к концу, полярники, обследуя айсберги, находят углубления, наполненные талой студеной водой, и возобновляют свои запасы. Такая вода даже получила собственное название: «арктический нарзан». И это лишь

ничтожная доля того, чем располагают айсберги. В мае — июне 1963 года в газетах появились статьи с заголовками: «Ледяной медведь ожил!», «Медвежий пошел в наступление!», «Медвежья поступь ледника Медвежьего». Внимание людей в те дни было приковано к собы­тиям, происходившим в долине реки Хирсдары, на Памире, на востоке Таджикистана.
Здесь, на высоте более 4200 метров над уровнем моря, находится ледник Медвежий, получивший свое название от речки Хирсдары (с таджикского хирс означает медведь). Он занимает площадь 25 квадратных километров, имеет длину 13 километров и ширину 500-600 метров.
Ледник под собственной тяжестью медленно спускается по


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школавыручают иногда моряков. Когдавзятая с собой вода приходит к концу, полярники,

Слайд 41Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
ущелью, проходя за год 130-150

метров. Нижняя часть его — «язык», достигнув более теплой зоны, тает; образовавшаяся вода стекает по руслу Хирсдары в реку Ванч. В верхней же части ледника выпавший снег уплотняется, превращается сначала в фирн, а потом — в лед. Этот процесс — общий для всех

ледников Земли; все они медленно стекают со склонов гор и тают в нижней своей части. В течение многих лет ледник Медвежий стекал тихо и спокойно по своему ложу; и вдруг... 22 апреля 1963 года ожил. На его теле появилось множество трещин. Они взъерошили поверхность ледяного покрова, сделали весь ледник похожим на гигантского ежа. Изменился и цвет ледника, он стал голубоватым.
Лед ломался с грохотом и шумом. Иногда казалось, что стреляет артиллерия. Сначала


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаущелью, проходя за год 130-150 метров. Нижняя часть его — «язык»,

Слайд 42Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
думали, что причиной такого

странного его поведения служат землетрясения. Это казалось вполне правдоподобным объяснением. Однако в апреле 1963 года, когда Медвежий пришел в возбуждение, никакого землетрясения не было.
В конце концов гидрологи разгадали, по­чему так странно ведет себя ледник Медве­жий. Дело в том, что он переживает две фазы в своей деятельности. В течение 10-15 лет накапливаются запасы льда. В это вре­мя масса прочно сцеплена с ложем, поэтому движется только верхний слой льда. Но вот наступает критический момент. Льда накап­ливается так много,

Ледники - это крупные скопления льда, образованные снегом, подвергнутым так называемой рекристаллизации. Размеры

что от перегрузки он начинает скользить по своему ложу. Ско­рость все возрастает, лед дробится, льдины хаотически нагромождаются друг на друга, и медведь превращается в ежа. Дойдя до препятствия, ледяная лавина останавливает­ся и постепенно тает.
А через 10-15 лет все повторяется снова.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа думали, что причиной такого странного его поведения служат землетрясения. Это

Слайд 43Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

ледников очень непостоянны, они зависят

от многих процессов накопления и расходования льда. Ледникиобразуются, когда зимой снега накапливается больше, чем тает, а это возможно только в высокогорных и полярных районах земли. И вот когда
накопление превышает таяние, ледники приходят в движение. Ледники делятся на три типа.
Наиболее распространены гигантские пласты льда, или ледяные шапки, в

Долинные ледники — второй тип — это потоки льда, медленно текущие по горным долинам. Во всех высокогорных массивах — Альпах, Гималаях, Скалистых горах и других имеется множество долинных ледников. Самые мелкие из них представляют собой просто полоски льда, размером меньше квадратного километра.

некоторых местах покрывающие целые горные цепи за исключением высочайших вершин. Ппактически вся Антарктида, площадью более 15 миллионов квадратных километров, покрыта пластом льда, толщиной местами превышающей три километра.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаледников очень непостоянны, они зависят от многих процессов накопления и расходования

Слайд 44Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Самый крупный, ледник Бердмора, находится

в Антарктиде, занимает участок 200 километров в длину и 35 километров в ширину. Пьемонтские ледники составляют третий, наиболее редкий тип. Они представляют собой нечто среднее между долинными



ледниками и ледяными пластами. В сущности это долинные ледники, чей ледяной поток, опускаясь к подножию горной гряды, растекается по равнине или плоскогорью. « Рекристаллизация» - это когда накапливается много снега. Этот процесс проходит несколько стадий. Вначале хлопья снега, упавшие на поверхность,


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаСамый крупный, ледник Бердмора, находится в Антарктиде, занимает участок 200 километров

Слайд 45Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа




подвергаются таянию, частично испаряются и

вновь отвердевают, пока не образуется пористая масса, состоящая из мелких льдинок. Эта масса называется нефом.
Процесс образования нефа из снега обычен для всех районов, в которых происходят снегопады. Однако в ледниках неф под силой собственного веса с каждым годом опускается все глубже. Достигнув значительной глубины, масса льдинок вновь подвергается попеременно


таянию и кристаллизации и уплотняется под тяжестью верхних слоев. Воздух из нефа постепенно вытесняется и образуется сплошной кристаллический лед. Обычный лед представляет собой хрупкую кристаллическую субстанцию, но под большим


давлением он приобретает пластичность и текучесть. Образуется поток текущего, хотя и очень медленно, льда. Толщина, при которой он становится текучим, зависит от наклона поверхности, температуры самого льда и прочих климатических факторов. Однако небольшое течение наблюдается уже при толщине льда, составляющей всего двадцать метров.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаподвергаются таянию, частично испаряются и вновь отвердевают, пока не образуется пористая

Слайд 46Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Свет
Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой, В нем источник бесконечный Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звезд сиянье, Море в блеске голубом, Всю природу и созданья Мы лишь в свете познаем.





Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаСвет Чудный дар природы вечной,      Дар

Слайд 47Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Природа наделила нас великолепной способностью

видеть, создав для этого уникальный по своему совершенству орган – глаз. Информация об окружающем мире, которую получает с помощью зрения человек, во много раз превышает сведения, получаемые с помощью всех других органов чувств. Наблюдая звезды, мы уносимся мысленно в бескрайние просторы Вселенной, приникая к микроскопам, мы изучаем

жизнь мельчайших существ и тайны строения вещества. Естественно, что поиски ответа на вопрос, что же такое свет, в течение тысячелетий волновали умы многих выдающихся ученых, были предметом серьезнейших научных дискуссий. В наши дни слово «свет» никого не удивляет, настолько часто оно используется в быту. С его помощью передаются самые разнообразные оттенки впечатлений и чувств, оно же используется для характеристики различных явлений природы. Диапазон применения слова поистине не ограничен.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаПрирода наделила нас великолепной способностью видеть, создав для этого уникальный по

Слайд 48Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
От народной мудрости: «Ученье -

свет, а неученье – тьма» - до пылкого признания: «Ты мне дороже всех на свете»; от прозаической остановки транспорта перед сигналом светофора до поэтического «рассвет» и обязывающего «светоч»; от вышедших из употребления нелепиц типа «Ваша светлость» до новых словесных штампов

«проливает новый свет» и т.д. Но от частого повторения смысл слова ясней не становится. Многие явно не осознают того, что свет сам по себе является одним из самых удивительных и сложных явлений природы, а примелькавшееся будничное: «Включи свет», казалось бы, полностью оправдывает недостаточность наших знаний. И все же каждый из нас, конечно же, понимает, насколько тесно вся жизнь человека связана со светом, подчинена ему, обусловлена им.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаОт народной мудрости: «Ученье - свет, а неученье – тьма» -

Слайд 49Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Вопрос о природе света всегда

вызывал большие затруднения. Так, в древности считали, что свет - это субъективное свойство самого глаза. Во времена Нью­тона (XVII в.)

Природа света

существовали две гипотезы: 1) свет - это поток частиц (корпуску­лярная теория Ньютона); 2) свет - это механические колебания некоторой среды (так называемого эфира), заполняющей всё мировое пространство (волновая тео­рия Гюйгенса). В то время теория Ньютона получила наибольшее распростране­ние. Однако в XIX в. в результате изучения явлений интерференции и дифракции света и благодаря трудам Френеля и Юнга наибольшее признание получили вол­новые представления.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаВопрос о природе света всегда вызывал большие затруднения. Так, в древности

Слайд 50Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
МИРАЖ (франц. mirage), появление

в атмосфере одного или нескольких мнимых изображений отдаленных объектов (зданий, деревьев и т. п.) — прямых или перевернутых, вытянутых или сплющенных или вообще искаженных. Возникают из-за полного внутреннего отражения света в атмосфере при необычном распределении плотности воздуха по вертикали.

Основные законы и явления

Закон преломления

Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется преломлением света.
Принцип Гюгейнса

каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа МИРАЖ (франц. mirage), появление в атмосфере одного или нескольких мнимых

Слайд 51Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Законы отражения
1)Лучи падающий и

отражённый лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхно­сти, восставленным в точке падения луча.
2) Угол отражения равен углу падения.
РАДУГА, разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда Солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него cтороне неба. Объясняется преломлением, отражением и дифракцией света в каплях дождя.


Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаЗаконы отражения 1)Лучи падающий и отражённый лежат в одной плоскости с

Слайд 52Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Заключение
Мочь и предвидеть, дар

чудотворения и дар пророчества – вот о чем с самой колыбели мечтало человечество, наделяя ими своих мифических героев и святых. Эти два дара принесла человечеству наука.


Чтобы выжить, нужно познавать. Жизнь

показала, что при прочих равных условиях человек знающий сильнее, практичнее, полезнее и нравственнее.


К.А. Тимирязев

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаЗаключение Мочь и предвидеть, дар чудотворения и дар пророчества – вот

Слайд 53Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа

Используемая литература
●Ц.Б. Кац. Биофизика

на уроках физики. М., Просвящение 1988
●Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Физика 11. М., Просвящение 1993
●А.В. Перышкин. Н.А. Родина. Физика 8 М., Просвящение 1975
●Б.А. Устинов. Краткий курс лекций по физике. Ленинград 1987
●Б.П. Рязанов. Модели и законы. Смоленск 2002
●Б.А. Татьянкин. Физика. Химия. Биология. Москва 2006
●Н.М. Буховцев. Физика 9. М., Просвящение 1981
●Н.М. Шхмаев. Физика 8. М., Просвящение 1995 ●Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика 10. ●А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская. Увлекательная физика. Москва 2000
Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаИспользуемая литература ●Ц.Б. Кац. Биофизика на уроках физики.

Слайд 54Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школа
Над презентацией работала
ученица 11

"А" класса

Шаталовской средней школы

Биндюкова Татьяна

под руководством

Мамичевой

Ирины Сергеевны

Конец

Биндюкова Татьяна, 11 «А», Шаталовская средняя школаНад презентацией работала ученица 11

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть