Опыт: На катушку наматывают проволоку, концы которой припаивают к двум металлическим дискам, изолированным друг от друга (рис. 1) . К концам дисков при помощи скользящих контактов присоединяют гальванометр. Катушку приводят в быстрое движение, а затем резко останавливают. После резкой остановки катушки свободные заряженные частицы некоторое время движутся относительно проводника по инерции и, следовательно, в катушке возникает электрический ток. Ток существует незначительное время, так как из-за сопротивления проводника заряженные частицы тормозятся и упорядоченное движение частиц, образующее ток, прекращается.. Направление тока говорит о том, что он создается движением отрицательно заряженных частиц. Переносимый при этом заряд пропорционален отношению заряда частиц, создающих ток, к их массе, т. е. Iq /m. Поэтому, измеряя заряд, проходящий через гальванометр за время существования тока в цепи, удалось определить это отношение. Оно оказалось равным 1,8- 1011Кл/кг. Эта величина совпадает с отношением заряда электрона к его массе е/т, найденным ранее из других опытов.
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОВОДИМОСТЬ МЕТАЛЛОВ
Носителями свободных зарядов в металлах являются электроны. Их концентрация велика — порядка 1028 1/м3
Эти электроны участвуют в беспорядочном тепловом движении. Под действием электрического поля они начинают перемещаться упорядоченно со средней скоростью концах проводника: l~U. В этом состоит качественное объяснение закона Ома на основе электронной теории проводимости металлов.