Слайд 1Физика +
Интегрированные уроки
Тимошина Л.Ч.
Учитель высшей квалификационной категории
г. Красноярск
Слайд 2Интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее
разнородных частей и элементов (философский словарь)- тенденция развития научного познания в современном мире – синтез знаний, повышающих эффективность исследований
Слайд 3Интеграция в обучении:
создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь
интеграция рассматривается как цель обучения);
нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция– средство обучения)
Слайд 4Уровни интеграции в обучении:
Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему).
Проблемная
интеграция (одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов. Возникает обобщённая ситуация, предполагающая различные пути решения).
Слайд 5 Интеграция в обучении – это не только взаимосвязь знаний по
предметам, но и интегрирование технологий, методов, и форм обучения
Слайд 6Интеграционные связи:
Содержательно-информационные — по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические, философские,
идеологические).
Операционно - деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).
Организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей (логические, ассоциативные, понятийные, концептуальные).
Слайд 7Интегративные уроки – это:
«Физика +» – уроки изучения нового материала, уроки
комплексного контроля знаний, обобщающие уроки
Дифференцированно - групповая форма обучения - контрольные задания даются группам учащихся с учетом их учебных возможностей
Индивидуально-групповая форма - задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учителя ведут фронтальную работу
Сотрудничество учителей предметников - составление интересных заданий, предусматривающих связь с окружающей жизнью
Результат – учащиеся видят целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
Слайд 8Физика +
Интеграция по знаниям: математика, биология, химия, география
Интеграция по способам деятельности:
математика, информатика, технология
Интеграция по способам познания: история, обществознание (философия), МХК
Слайд 9Физика + математика
Соотношения единиц измерения (7 класс)
Действия со степенями (7-8 класс)
Методы
описания механического движения (9-10 класс)
Производные в электромагнитных колебаниях (11 класс)
Понятие производной в механике (10 класс)
График линейной зависимости для описания равномерного движения (7 класс)
Решение квадратных уравнений при изучении неравномерного движения (9 класс)
Слайд 10Физика + биология
Давление и живые организмы (7 класс)
Простые механизмы в живой
природе (7 класс)
Глаз и зрение (8 класс, 11 класс)
Влажность воздуха (8, 10 класс)
Биологическое действие радиоактивных излучений (9,11 класс)
Электропроводность как физическая характеристика и абиотический фактор (8, 10 класс)
Использование в медицине некоторых видов электромагнитных излучений (9,11 класс)
Слайд 12Физика + география
Атмосферное давление (7 класс)
Плавание тел (7 класс)
Магнитное поле Земли
(8-9 класс)
Конвекция (8 класс)
Гео- и гелиоцентрические системы мира (9 класс)
Слайд 13Физика + химия
Строение атома (8 класс)
Основные положения МКТ (10 класс)
Кристаллические
и аморфные тела (10 класс)
Свойства жидкостей (10 класс)
Строение и свойства проводников и диэлектриков (10 класс)
Химическое загрязнение окружающей среды при использовании тепловых двигателей (10 класс)
Слайд 14Идет разработка интегрированного урока
с учителем биологии
Слайд 15Кроме специальных уроков – фрагментарное использование отдельных примеров, образов, художественных и
поэтических произведений, межпредметных домашних заданий (найти описание того или иного физического явления в художественном произведении, найти примеры явлений, используя знания по биологии, географии и химии, изготовить физический прибор для использования в смежных науках и пр)
Слайд 16Например:
Стихи, посвященные тем или иным физическим явлениям (7 класс)
Примеры и рисунки
простых механизмов в теле человека (7 класс)
Сообщение: Молния – электрическая искра – в стихах и изобразительном искусстве(8 класс)
Сообщение: Биологическое действие радиоактивных излучений (9,11 класс)
Сообщение: Реактивное движение в природе (10 класс)
Сообщение: Ультра- и инфразвук в живой природе (9 класс)
Сообщение: Ультразвук в медицине (9 класс)
Сообщение: Использование инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в медицине (9,11 класс)
Ситуационные задачи
Отрывок из поэмы Маяковского «Во весь голос» «Поэзия – та же добыча радия…» (11 класс)
Теоретическое мини-исследование: Влияние радиации на живые организмы согласно исследованиям последствий ядерных катастроф (11 класс)
Мини-исследование: Использование выразительных средств русского языка в физических терминах и описаниях
Научная исследовательская работа: Новый взгляд на прибор Леонардо до Винчи и его практическое использование в планировании земельных участков (география и биология)
Слайд 17Ученик 11 класса
(в настоящее время студент физического факультета МГУ)
и его
анемометр
Слайд 18Результат интеграции:
Знания приобретают качества системности
Умения становятся обобщёнными, способствуют комплексному применению знаний,
их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что обеспечивает достижение метапредметных результатов и лежит в основе творческого подхода к деятельности человека в современных условиях
Усиливается мотивация к учению и мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся
Более эффективно формируются убеждения, достигаются личностные результаты - путь к всесторонне развитой личности
Интеграция способствует оптимизации и интенсификации учебной и педагогической деятельности