Слайд 1"Методика организации образовательного процесса по развитию функциональной грамотности учащихся в контексте
международных исследований TIMSS,PISA".
п.Затобольск.29 августа 2016 г.
Слайд 2«Наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями,
обретать новейшие навыки, умело
и эффективно использовать
знания и технологии в повседневной жизни».
Н.А.Назарбаев
Слайд 3PISA (Projectfor International Students Assessment).
ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития
TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study).
Слайд 4Целью оценки эффективности обучения TIMSS является сравнительный анализ подготовки учащихся средней
школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление факторов, определяющих степень эффективности обучения. (4 и 8 классы, 4-х летний цикл, с 1995 года)
Цель исследования PISA - оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность».
(15-летние, 3-х летний цикл, с 2000 года)
Слайд 6Основные тезисы
«Качество системы образования не может быть выше качества работающих в
ней учителей»
«Единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания».
Слайд 7Что такое функциональная грамотность?
Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения,
навыки (ЗУН), приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Слайд 8Виды функциональной грамотности
Грамотность чтения
Математичес-кая грамотность
Естественно-научная грамотность
Слайд 9Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать
обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Слайд 10Группы компетенций естественно- научной грамотности
Слайд 11Задания, вызывающие наибольшую трудность
• практического содержания;
• данные в которых представлены в нестандартной форме;
•
требующие проведения анализа, интерпретации данных.
Слайд 12Условия прочного усвоения знаний учащимися
• Создание коллаборативной среды, что позволяет личности
чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
• Формирование саморегулирования, что обеспечивает самонаправленность, самостоятельное определение проблемы и цели, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей.
• Развитие критического мышления, что способствует осмыслению, оценки, анализу и синтезу информации, которые послужат основанием к действию.
• Оценивание обучения, развития собственного понимания и определения обучения для дальнейшего совершенствования.
Слайд 13Среднесрочное планирование
Составление среднесрочного плана помогает отследить внедрение всех семи модулей
Программы, использование и не повторение разнообразных приемов обучения и способов оценивания для динамического роста и развития школьников.
Слайд 14Диалоговое обучение
Диалоговое обучение – это обучение, при котором дети учатся
общаться, задавать вопросы, при этом ученики учатся развивать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, анализировать, становятся более уверенными и свободными в общении.
Слайд 15Критическое мышление
Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возращение к «известной
информации», прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки», синквейна, прием «Лист решения проблем» для отработки навыка решения задач. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник.
Слайд 16Использование ИКТ
Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей. На уроках необходимо
активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски. Ребятам очень нравятся такие уроки, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляет возможность самостоятельного исследовательского поиска.
Слайд 17Работа с талантливыми и одаренными детьми
Включение дифференцированных заданий, заданий на опережение, индивидуальных
работ, использование их как консультантов, применение групповых форм работы помогает учесть потребности таких детей. При решении задачи в группе, одаренный ученик не только решает сам, но и обучает других, показывает приемы всестороннего исследования.
Слайд 18Учет возрастных особенностей
Возраст оказывает влияние на восприимчивость ребенка, на его интересы.
Каждый возраст
имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы, и задача учителя - выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный интерес у детей.
Слайд 19вывод
задача формирования функциональной
грамотности учащихся при обучении физики
должна быть осуществлена в аспекте
содержания учебной деятельности
и компетентности учителя.