Слайд 1КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ В КИМ ЕГЭ
ГАШЕВА НАТАЛИЯ
ЛЬВОВОНА
учитель физики высшей категории
ГБОУ «Лицей « Международная космическая школа им. В.Н. Челомея» г. Байконур
Слайд 2 Задания с развернутым ответом оцениваются двумя
независимыми экспертами по обобщенным критериям, для которых существуют два незыблемых правила:
1. Критерии публикуются в демонстрационном варианте к началу учебного года и затем в том же виде используются при проверке экзаменационных работ.
2. К каждому заданию эксперту предлагается вариант возможного решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМ способ решения НЕ является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся, он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания. Критерии оценивания строятся на описании полного правильного решения и не зависят от выбранного способа решения.
Слайд 3Экзаменационный вариант по физике включает два типа заданий с развернутым ответом:
1.
качественные задачи ,
2. расчетные задачи .
Слайд 4Обобщенная схема оценивания
Выполнение заданий оценивается на основании описания полного
правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению оценки на 1 или 2 балла. Неверный ответ оценивается в 0 баллов. В системе оценивания учтены наиболее типичные ошибки и недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание.
Слайд 5Оценка правильности решения качественной задачи
Качественные задачи предполагают
построение объяснения с опорой на изученные физические закономерности или явления и ответ на вопрос о том, как изменились те или иные физические величины, характеризующие описываемы процесс.
Слайд 6Требования к полноте ответа
Требования к полноте ответа
приводятся в самом тексте задания:
А) требование к формулировке ответа: «Как изменится… ( показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение…» или « Постройте график…» и т.п.
Б) требование привести развернутый ответ с обоснованием: « объясните…, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» , «… поясните…, указав, какие закономерности вы использовали для объяснения».
Обычно в авторском решении правильный ответ и объяснение выделяются отдельными пунктами. В критериях оценивания приводится перечень явлений и законов, на основании которых строится объяснение.
Слайд 7Обобщенная схема, используемая при оценивании качественных задач
Слайд 8Пример качественной задачи
На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента,
реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен в крайнее верхнее положение и неподвижен. Как будут изменяться показания приборов в процессе равномерного перемещения ползунка реостата вниз? Ответ поясните, указав, какие законы электродинамики вы использовали для объяснения. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с ЭДС гальванического элемента, измерительные приборы считать идеальными.
Слайд 9Полное решение
1. При перемещении ползунка реостата вниз сопротивление цепи уменьшается, а
сила тока увеличивается в соответствии с законом Ома для поной цепи I = ε/(R + r), где R – сопротивление внешней цепи, включающее сопротивление реостата.
2. Изменение тока, текущего по первичной обмотке трансформатора, вызывает изменение индукции магнитного поля, создаваемого этой обмоткой в . Это приводит к изменению магнитного потока через вторичную обмотку трансформатора.
3. В соответствии с законом электромагнитной индукции Фарадея возникает ЭДС индукции εинд = - (ΔФ/Δt) во вторичной обмотке, а следовательно, возникает напряжение U на ее концах, регистрируемое вольтметром.
Слайд 10 Среди качественных задач встречаются задания с дополнительными условиями. Например, дополнительно
к объяснению предлагается изобразить схему электрической цепи или рисунок с ходом лучей в оптической системе. В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт: представить верный рисунок или схему. Отсутствие рисунка или схемы или наличие ошибок в них приводит к снижению оценки на 1 балл. С другой стороны, наличие правильного рисунка или схемы дает возможность получить 1 балл даже при отсутствии других элементов ответа.
Слайд 11Обобщенная схема оценивания расчетных задач
Слайд 12Пояснения к пункту 1
Этот пункт определяет главное требование – запись
всех необходимых законов и формул. Здесь не следует пользоваться производными формулами, необходимо записывать общепринятые законы и формулы.
Если при решении задачи были записаны производные формулы и в записи конечной формулы обнаружится ошибка, то за решение задачи не будет начислено ни одного балла. В случае, если записаны все основные формулы, и в одной из них обнаружится ошибка, то работа будет оценена в 1 балл.
Решение учащегося может иметь логику, отличную от авторской логики решения задачи (альтернативное решение). В этом случае эксперт оценивает возможность решения задачи тем способом, который предложил учащийся.
Слайд 13Пояснения к пункту 2
Этот пункт требует описания физических величин.
Обратите внимание!
Это относится только к ВНОВЬ вводимым в процессе решения величинам, а те, что указаны в условии задачи, считаются известными и уже описанными.
Слайд 14Пояснения к пункту 3
НЕЛЬЗЯ пропускать математические преобразования. Однако допускается вербальное указание
на проведение преобразований без их алгебраической записи с представлением исходных уравнений и результата этого преобразования. В любом случае эксперт должен увидеть основные логические шаги получения окончательного ответа в общем виде. После этого необходимо провести расчеты, т.е. показать эксперту, какие значения подставляются для всех используемых величин.
Слайд 15Пояснения к пункту 4
Правильным ответом в задачах по физике считается значение
физической величины, т.е. число с единицами измерения.
Ошибка в числе или ошибка в указании единиц измерения считаются неверным ответом. В этом случае выставляется 2 балла.
Слайд 16Изменения, вносимые в обобщенную систему оценивания
А) в задаче требуется дополнительно сделать
рисунок с указанием сил, действующих на тело. В этом случае включается требование к правильности рисунка в описание полного правильного ответа. Если в рисунке допущена ошибка, то выставляется 2 балла. Наличие только правильного рисунка при полностью неверном решении никаких баллов не приносит.
Слайд 17Б) в задаче требуется изобразить схему электрической цепи или оптическую схему.
В этом случае включается требование к правильности рисунка в описание полного правильного ответа. Отсутствие рисунка или ошибка в нем при верном решении приводят к выставлению 2 баллов, а наличие только верного рисунка без решения задачи приносит 1 балл.
Слайд 18В) в задании не требуется получения числового ответа. В этом случае
в описании полного верного решения снимается требование к указанию числового ответа, и вносятся изменения в критерии оценивания на 2 балла.
Г) условие задачи предполагает определение данных по графику, таблице или рисунку экспериментальной установки. В этом случае в описание полного верного решения вносится дополнительное требование к правильности определения исходных данных. Ошибка в записи исходных данных приводитк снижению до 2 баллов.
Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Надеюсь, что эти комментарии помогут вам лучше подготовиться к
экзамену.