А
В
=const
l
= 0
Очевидно, что полное время движения частицы t складывается из времени равномерного движения t1=l/v, где v – искомая скорость, и времени торможения t2=v/a;
, где v > 0.
t'(v) = 0 при v2 – la = 0, откуда
A
1
2
S
=const
– время разгона,
– время движения от 1 до 2,
, откуда
R2 = R – R1;
; r'(R1) = 0 при R – 2R1 = 0
P(R) имеет максимальное значение при условии, что имеет максимальное зачение.
y'(R) = 0 при R = r, значит Pmax = ε2/4r2;
Максимальному значению полезной мощности соответствует η = R/2R = 0,5.
S
О
α
y
x
H
y = v∙sinα∙t
x = (u - v∙cosα)t
При y = H, t = H/sinα – время переправы.
x’(α) = 0 при v2 = uv∙cosα;
cosα = v/u;
α = arccos(v/u).
α
x
S
y
= + – скорость относительно берега.
Конец вектора может лежать на окружности с радиусом v и центром в конце вектора u.
Из рисунка видно, что снос будет минимальным, если V направлена по касательной к окружности. При этом v перпендикулярен V. Следовательно cosα = v/u.
В этом случае скорость пловца относительно воды также будет минимальной.
α
φ
При минимальном значении силы тяги = 0 и
+
+
+
= 0
Заменим
+
=
.
Тогда
+
+
= 0.
Построим векторную диаграмму сил в соответствии с уравнением:
φ
α
Как видно из рисунка, величина силы будет минимальной, когда её направление будет перпендикулярно вектору . Тогда α = φ,
φ = arctg μ.
В этом случае
+
+
=
.
Построим векторную диаграмму, соответствующую этому уравнению:
φ
α
И в этом случае вектор перпендикулярен вектору и составляет угол α с горизонтом.
α = arctg μ.
Нетрудно доказать, что если ящик тянуть вверх по наклонной плоскости под углом к ней, то сила F будет минимальной при условии, что её направление составляет угол α = arctg μ с наклонной плоскостью.
α
α
φ
90˚
А
В
S
=
+
Этому уравнению соответствует векторная диаграмма:
90˚
Из рисунка следует
. Тогда
α
D
B
C
A
Smin
α
l
В каком направлении следует бежать человеку? Оказывается, что на этот вопрос легко ответить, если перейти в другую систему отсчета, в которой автобус покоится. В данной СО неподвижно стоящий на земле человек имеет скорость u, направленную вправо, а полная скорость человека равна V=u+v.
Рассмотренная задача показывает, как удачный выбор СО позволяет значительно облегчить решение.
Рассмотрим еще несколько аналогичных примеров.
B
1
2
3
B’
A1
B1
A
Рассмотрим движение автомобиля В относительно автомобиля А. Его скорость в этой СО равна
и постоянна по величине и направлению. Это значит, что относительно автомобиля А автомобиль В движется по прямой линии 3.
Наименьшее расстояние между автомобилями равно АВ’.
Для того, чтобы изобразить положение отрезка АВ’ в неподвижной СО, сместим его параллельно самому себе так, чтобы конец B’ попал на дорогу 2. Таким образом, точки А1 и В1 являются искомыми положениями автомобилей:
а высота подъема относительно точки удара будет равна
,
α
Значит, маятник будет вести себя так, будто сила тяжести направлена не вниз, а вдоль вектора . Угол отклонения его от вертикали равен
Период его колебаний будет равен:
Колебания этого маятника будут совершаться не около вертикали, а около «кажущейся» вертикали, определяемой направлением вектора .
Системы отсчета, движущиеся с ускорением. Сила инерции.
y
x
= 0
α
При = 0 уравнение равновесия бруска относительно призмы будет иметь вид:
mg∙sinα + Fи∙cosα – μN = 0
N + Fи∙sinα – mg∙cosα = 0
Из этой системы найдём Fи:
Согласно II закону Ньютона ускорение движения призмы с бруском равно:
, откуда найдем время движения призмы:
Путь, пройденный призмой за это время, равен S = Δx = x при x0 = 0, где Δx – изменение координаты призмы.
Так как a = v’, найдем v. Она является первообразной для ускорения.
Если
,то
Так как v = x’, найдем x. Она является первообразной для скорости:
Подставляя в это уравнение значение t, получим:
x
y
φ
R
O
RЗ
В системе отсчета, связанной с Землей, на груз действует три обычные силы:
,
,
(эта сила препятствует скольжению груза от полюса к экватору).
Кроме того, действует центробежная сила инерции
= m
R,
где R = Rзcosφ – радиус окружности, по которой движется груз вместе с Землей.
Условия равновесия тела описывается уравнениями:
-mg + N + mω2Rзcos2φ = 0
-Fтр + mω2Rзsinφ cosφ = 0
Отсюда: P = N = mg - mω2Rзcos2φ = 0
;
l - x
l + x
Если в начальный момент времени центр тяжести доски сместить от средней линии на некоторое расстояние x, то давление N1 и N2, а следовательно и силы трения и , не будут равны друг другу.
>
и, следовательно,
>
=
+
– возвращающая сила.
Возвращающей силой в данной задаче является – дополнительная сила тяжести, возникающая в результате смещения ртути на высоту x.
Δm = ρΔV = ρSx
Δmg = ρSgx
k = ω02 = ρgS
S = πd2/4 – площадь сечения трубки.
k = ρgπd2/4
Тело в тоннеле будет совершать колебательное движение под действием возвращающей силы F = mg∙cosα.
cosα=x/R.
F = mgx/R
k = mg/R
Падение тела с Земли на солнце Можно рассматривать как движение по очень сильно вытянутой узкой эллиптической орбите, касающейся Земли и Солнца. Большая ось такого эллипса равна расстоянию от Земли до Солнца. Используем III-ий закон Кеплера, сравнивая движение Земли вокруг Солнца с падением данного тела:
T2/T12 = a3/a13, где
а – расстояние от Земли до Солнца (большая полуось Земной орбиты),
а1 – большая полуось мнимой орбиты падающего тела, а1 = а/2,
Т – период обращения Земли вокруг Солнца,
Т1 – период обращения падающего тела по мнимой орбите.
Если Т = 365 суток, то t = 65 суток.
На большом расстоянии от Земли, где потенциальную энергию взаимодействие с Землей можно считать равной нулю, метеорит имеет скорость v0 и его полная энергия равна кинетической mv02/2. Если бы начальная скорость метеорита v0 была равна
нулю, то, двигаясь только под действием силы притяжения Земли, он обязательно упал бы на Землю, двигаясь по прямой, и при падении имел у поверхности Земли скорость, равную второй космической vII = 11,2 км/с. Если начальная скорость метеорита отлична от нуля, то он в поле земного тяготения движется по гиперболе и будет захвачен Землей только тогда, когда эта гипербола «заденет» земной шар.
v0
Второй закон Кеплера о постоянстве секторной скорости справедлив и для разомкнутых траекторий.
(2) lv0 = Rv
Метеорит упадет на Землю только тогда, когда его прицельное расстояние l не превосходит радиуса земли.
(1)
2q
q
3q
4q
Задача со скрытой симметрией. Модель ситуации можно представить как результат наложения симметричного расположения зарядов (2) и несимметричного (3):
(2)
q
q
q
q
(3)
q
2q
3q
(4)
q
q
(5)
2q
2q
Ситуация (3) – результат наложения двух симметричных ситуаций (4) и (5).
2q
2q
a
1
2
Из соображений симметрии
Как видим из примера, решение задачи упрощается, если заметить симметрию.
A
R
q=σΔS
q’= σ’ΔS
Рассмотрим вспомогательную задачу: найдем потенциал φ0 поля, создаваемого равномерно заряженной сферой. Он одинаков во всех точках внутри сферы и равен
С другой стороны, по принципу суперпозиции он равен сумме потенциалов, создаваемых двумя полусферами. Из симметрии ясно, что потенциалы в любой точке интересующей нас поверхности, создаваемые верхней и нижней полусферами, равны. Поэтому потенциал, создаваемый одной полусферой, равен
q
l
Точечный заряд вблизи проводящей стенки.
Слева от стенки электрическое поле индуцированных на ней зарядов эквивалентно полю зарядов –q.
q
-q
Вычислим энергию взаимодействия заряда q с проводящей плоскостью. Эта энергия равна работе, которую нужно совершить, чтобы удалить заряд q на бесконечность. При удалении заряда q от поверхности металла будет удаляться и его изображение –q в противоположную сторону. Может
показаться, что совершенная при этом работа будет равна , но
это не верно, т.к. заряда –q на самом деле нет, и сила будет действовать только на один заряд. Следовательно, работа этой силы будет в два раза меньше:
Значит, искомая энергия равна
, знак «минус» соответствует энергии притяжения.
m1
m2
r1
r2
R
Сумма расстояний звезд от общего центра масс r1 + r2 = R не изменяется. Используя принцип симметрии, будем рассматривать не движение звезд вокруг центра масс, а движение центра масс вокруг одной из звезд. В этой системе отсчета центр масс будет двигаться по окружности радиусом R.
Mц.м. = m1 + m2
G∙ = 4π2Rm/T2 T = 2 π √R3/G(m1 + m2)
Mц.м.∙m
R2
O
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть