Слайд 1Конференция «Наука и нравственность»
Подготовили студенты группы ГЭ-12
Руководитель: преподаватель физики Клочкова Лариса
Алексеевна
Слайд 2
…Склониться перед гением челом бы
За то, что столько создано чудес
От пули
и до водородной бомбы,
От лампы, льющей свет и до АЭС
Обеспокоен я, как все поэты,
Тревожаться не зря отец и мать
Каким же будет завтра на планете?
Цветущим? Иль её покроет тьма?
Слайд 3Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству: они знают и то,
чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир.
Слайд 4Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб…….
Слайд 5Ученые знают, что наука не может быть виновата.
Слайд 6Виноваты только те люди, которые используют её достижения
Слайд 7Третий век до нашей эры…….
Архимед (287 до н.э. – 212 до
н.э.) – древнегреческий физик, математик, механик.
Биография Архимеда достоверно не изучена, поскольку точных фактов не сохранилось. О жизни Архимеда можно судить по его работам, а также по описанию других древнегреческих деятелей.
Родился Архимед на острове Сицилия в семье математика, так что ему еще с детства прививали любовь к точным наукам. Для продолжения своего обучения Архимед отправился в научный центр – Александрию, где не только читал рукописи, а еще общался, обучался у великих ученых того времени.
Слайд 8Европа… Мрачные годы средневековья…
Николай Николаевич Коперник (1473-1543) — польский астроном, создатель
гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.
Слайд 9Италия. 17 февраля 1600 года. Рим. Площадь цветов
Джордано Бруно - великий
итальянский ученый ученый, философ, поэт, пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника
Слайд 10Конец 19 века.
Людвиг Больцман (полное имя Людвиг Эдуард) (1844-1906) —
австрийский физик, один из величайших физиков-теоретиков конца 19 — начала 20 века, и один из основателей статистической физики и физической кинетики, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1899). Вывел функцию распределения, названную его именем, и основное кинетическое уравнение газов. Дал статистическое обоснование второго начала термодинамики в 1872 году. Вывел один из законов теплового излучения (закон Стефана — Больцмана).
Слайд 11Йоганн Штарк
(1874-1957)
немецкий физик, Нобелевский лауреат по физике 1919 года. Премия
присуждена «За открытие эффекта Доплера в канальных лучах и расщепления спектральных линий в электрическом поле (эффект Штарка)».
Слайд 12Филипп Ленард
(7 июня 1862 г. – 20 мая 1947 г.)
Ленарду была
присуща природная склонность к экспериментальным исследованиям, которые он называл «прагматической истинно германской физикой.Особую враждебность он высказывал по отношению к Эйнштейну, с резкими нападками на которого выступил на одном из научных конгрессов в 1920 г. После прихода нацистов к власти в 1933 г. Ленард получил титул главы арийской, или германской, физики и стал личным советником Гитлера. Он излагал фюреру свой собственный вариант физики с расистской ориентацией.
Слайд 13Жан-Батист Перрен
(1870-1942)
французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1926 года «за
работу по дискретной природе материи и в особенности за открытие седиментационного равновесия».
Слайд 17Альберт Эйнштейн
(1879-1955)
Физик-теоретик, один из основоположников современной физики. Известен прежде всего как
автор теории относительности. Эйнштейн внес также значительный вклад в создание квантовой механики, развитие статистической физики и космологии. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 («за объяснение фотоэлектрического эффекта»).
Слайд 18Эйнштейн с коллегой-физиком Оппенгеймером
Слайд 19Рабочий кабинет Альберта Эйнштейна после его смерти
Слайд 21Трагедия Хиросимы…
Эти наручные часы, найденные среди руин, остановились в 8.15 утра
6 августа 1945 года – во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме.
Слайд 22
На этой фотографии, сделанной 6 августа 1945 года из города Йошиура,
находящегося по другую сторону гор к северу от Хиросимы, виден дым, поднимающийся после взрыва атомной бомбы в Хиросиме.
Слайд 23
На этом фото, которое было обнародовано в 1960 году правительством США,
запечатлена атомная бомба «Малыш» (Little Boy), которая 6 августа 1945 года была сброшена на Хиросиму. Размер бомбы 73 см в диаметре, 3,2 м в длину. Она весила 4 тонны, а мощность взрыва достигала 20 000 тонн в тротиловом эквиваленте.
Слайд 24
7 августа 1945 года, на следующий день после взрыва атомной бомбы,
дым стелется над развалинами в Хиросиме, Япония.
Слайд 25Письмо Эйнштейна Рузвельту
В 1945 году Эйнштейн посылает письмо Рузвельту, в письме
были следующие строки: «Мы перестали бояться о том, что немцы могут сделать с нами, мы начали беспокоиться о том, что правительство США сделает с другими странами»
Слайд 26Джулиус Роберт Оппенгеймер
В 1949 году «отец атомной бомбы» Р.Оппенгеймер высказался против
создания термоядерной бомбы и отказался принять участие в ней. В 1953 году эта и другие причины послужили основой для привлечения Оппенгеймера к суду.
Слайд 27
Джу́лиус Ро́берт Оппенге́ймер (22 апреля 1904 — 18 февраля 1967)
— американский физик –теоретик, профессор физики Калифорнийского университета в Беркли, член Национальной академии наук США (с 1941г.). Широко известен как научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого в годы Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия; из-за этого Оппенгеймера часто называют «отцом атомной бомбы». Aтомная бомба была впервые испытана в Нью-Мексико в июле 1945 года. Наиболее значительные достижения Оппенгеймера в физике включают: приближение Борна— Оппенгеймера для молекулярных волновых функций, работы по теории электронов и протонов, процесс Оппенгеймера— Филипс в ядерном синтезе и первое предсказание квантового тунелирования. Вместе со своими учениками он внёс важный вклад в современную теорию нейтронных звезд и черных дыр, а также в решение отдельных проблем квантовой механики, квантовой теории поля и физики космических лучей. Оппенгеймер был учителем и пропагандистом науки, отцом-основателем американской школы теоретической физики, получившей мировую известность в 30-е годы ХХ века.
Слайд 28В 1949 г. «отец атомной бомбы» Р. Оппенгеймер высказался против программы
создания термоядерной бомбы и отказался принять участие в ней. В 1953 г. Эта и другие причины послужили основой для привлечения Оппенгеймера к суду по обвинению в шпионаже в пользу Москвы. Не смотря на старания друзей — ученых удержать органы юстиции от простейших решений, Оппенгеймер был лишен права доступа к секретным документам на основании того, что он представляет собой «риск для безопасности США»
Сам Эйнштейн в атомных разработках участия не принимал. Позже он сожалел о письме, понимая, что для нового руководителя США Гарри Трумэна ядерная энергия служит инструментом устрашения мира. «Да, я нажал на кнопку», — не раз с большим сожалением повторял Эйнштейн, узнав о катастрофе, обрушившейся в 1945 году на японские города Хиросиму и Нагасаки. Причастность к ускорению работ над американской ядерной программой считал величайшей трагедией своей жизни. Все последующие годы Эйнштейн выступал против гонки вооружений.
Слайд 29Игорь Васильевич Курчатов(1903-1960)
Курчатова считают родоначальником советского атомного проекта, он вёл его
с самого старта 28 сентября 1942 года до собственной смерти. Именно Игорь Васильевич встречался с высшими лицами государства в 1946 году, убедил И. В. Сталина в важности и значимости проекта. После этой встречи Сталиным были подписаны около шестидесяти документов, определивших развитие атомной науки и техники. В результате отрасль стала приоритетной, резко повысился уровень жизни физиков-ядерщиков.
Слайд 31«Царь-бомба» АН602
Термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1954—1961 гг. группой физиков-ядерщиков под руководством
академика Академии наук СССР И. В. Курчатова. Самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества. По разным данным имело от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента. Бомба была сброшена с высоты 10500 метров на парашютной системе по условной цели. Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря . Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — 53,5 километра. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.
Слайд 32Награды
Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954). Награжден пятью Орденам Ленина и двумя Орденами Трудового Красного Знамени, медалями
«За победу над Германией», «За оборону Севастополя». Четырежды лауреат Сталинской премии (1942, 1949, 1951, 1954) и лауреат Ленинской премии (1957). Удостоен Большой Золотой медали им. М. В. Ломоносова, Золотой медали им. Л. Эйлера Академии наук СССР, Серебряной медали Мира имени Жолио-Кюри. Обладатель «Грамоты Почетного гражданина Советского Союза» (1949).
Слайд 33Имени Курчатова
В честь Игоря Курчатова названы города Курчатов в Курской области России, город Курчатов в Восточно-Казахстанской области Казахстана, и Курчатовский
район Челябинска.
Его именем назван крупнейший в России научный центр — «Курчатовский институт» и Белоярская атомная электростанция. В его честь советскими учёными первоначально был назван искусственно синтезированный 104-й элемент Периодической системы элементов — «Курчатовий». В честь Игоря Васильевича Курчатова названа малая планета — астероид 2352 Курчатов.
В честь Курчатова было названо научно-исследовательское судно «Академик Курчатов», спущенное на воду в 1966 году.
РАН присуждает Золотую медаль имени И.В. Курчатова за выдающиеся работы в области ядерной физики и ядерной энергетики.
Корпуса Физико-технического института в Санкт-Петербурге разделены улицей Курчатова.
Во многих городах бывшего СССР в его честь также названы улицы: в Киеве, Луганске, Липецке, Мариинском Посаде, Москве, Новосибирске, Обнинске, Припяти, Стерлитамаке, Железногорске и других.
В самом северном районе Харькова, Пятихатках — Академгородке УФТИ, — находится проспект Академика Курчатова.
В Москве имя Курчатова носит средняя школа № 1189.
Слайд 34Андрей Дмитриевич Сахаров(1921-1989)
С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение
испытаний ядерного оружия. Внёс вклад в заключение Московского Договора о запрещении испытаний в трёх средах. Своё отношение к вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и -- шире—вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего А. Д. Сахаров выразил так
Слайд 35
«…Мы слишком мало знаем о законах истории, будущее непредсказуемо, а мы
– не боги. Мы, каждый из нас, в каждом деле, и в “малом”, и в “большом”, должны исходить из конкретных нравственных критериев, а не абстрактной арифметики истории. Нравственные же критерии категорически диктуют нам – не убий!"
Слайд 3728 апреля 1986 года.Вид с воздуха на Чернобыльскую атомную станцию
Слайд 38Рухнувшие балки и бетонные опоры внутри саркофага над четвертым реактором. 10
ноября 2000г.Счетчик Гейгера фиксирует 80000 мкрентген/час. Что в 16000 превышает природный уровень…
Слайд 3931 декабря 1986 года. Вид с воздуха на ЧАЭС
Слайд 40Фукусима 1
11 марта 2011 года в результате сильнейшего за время наблюдения
землетрясения в Японии произошла радиационная авария с локальными последствиями, по заявлению японских авторитетных лиц — 4-го уровня в момент начала аварии по шкале INES.Впоследствии степень тяжести аварии был повышена до 5 уровня (18 марта, авария с широкими последствиями), а затем крупная авария) по шкале INES.
Слайд 41На атомной электростанции «Фукусима-1» три работающих энергоблока были остановлены действием аварийной
защиты, все аварийные системы сработали в штатном режиме. Однако спустя час было прервано электроснабжение (в том числе от резервных дизель-генераторов), предположительно из-за последовавшего за землетрясением цунами.
Слайд 42
Мы сегодня стоим пред проблемой проблем, проступившей так четко и явственно,
видно время настало задуматься всем над вопросом «НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ».
Слайд 43ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!!!
Слайд 44ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!!!
Слайд 45ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!!!