Слайд 1
Решение качественных задач на уроках физики в рамках подготовки к ЕГЭ
Учитель
физики
МБОУ «Школа № 60»
Тыквинская О.В.
Слайд 2Терминология качественных задач.
Качественные задачи по физике
появились в русской методической литературе свыше 180 лет назад. Предлагались самые различные названия:
«практические вопросы», «вопросы на соображение», «логические задачи», «устные задачи», «качественные вопросы», «проверочные вопросы» и др.
Такое разнообразие наименований свидетельствует о разносторонности методических достоинств данного
типа задач.
Термин «качественная задача» подчеркивает главную особенность всех задач такого типа – внимание учащегося в них акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления.
Решаются такие задачи путем логических умозаключений,
базирующихся на законах физики, графически или экспериментально. Математические вычисления при этом не применяются.
Слайд 3 Каждый раз, как происходит то или иное
явление, – особенно если это что-то новое, – вы должны задать себе вопрос: – в чём здесь причина? Почему так происходит?» и рано или поздно вы эту причину поймёте. Майкл Фарадей
Слайд 4
Разбор качественных задач, не
осложнённых в отличие от решения, традиционных задач, достаточно громоздкими вычислениями, позволяет сосредоточиться на главном: формировании у учащихся физического мышления, ясного и чёткого понимания физических законов, понятий и представлений.
Слайд 5
Приемы решения качественных задач
Слайд 10Задача №1 посвящается весеннему дождику:
«Бросая в воду камешки, смотри на круги,
ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою». Козьма Прутков
Слайд 11 Качественная задачка по физике от Якова Исидоровича Перельмана:
Камень, брошенный в стоячую воду, порождает волны, разбегающиеся кругами. Какой формы получаются волны от камня, брошенного в текущую воду реки?
Слайд 12
Простое рассуждение
приведёт нас к выводу, что волны от брошенного камня должны быть круговые и в стоячей, и в текущей воде. Будем рассматривать движение частиц волнующейся воды как составное из двух движений:
радиального – от центра колебаний и переносного,
направленного по течению реки. Тело, участвующее в нескольких движениях, в конечном итоге перемещается туда, где очутилось бы оно, если бы совершало все составляющие движения последовательно, одно за другим. Поэтому допустим сначала, что камень брошен в неподвижную воду. В таком случае волны, конечно, получатся круговые.
Представим себе теперь, что вода движется – безразлично, с какой скоростью, равномерно или неравномерно, лишь бы движение это было поступательное. Что произойдёт с круговыми волнами? Они передвинутся параллельным перемещением, не претерпевая никакого искажения формы, то есть останутся круговыми.
Слайд 13
Задача №2 Мишкина каша.
Николай Николаевич Носов.
«…Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Налил масло на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорей зажарились. Масло зашипело и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки, – масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас в доме ни капли нет. Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались». Правильно ли было тушить горящее масло водой, и как правильно нужно было тушить?
Слайд 15Решение:
Плотность воды больше плотности
масла, и поэтому она сразу уйдет на дно. (Масло не растворяется в воде.) Там вода быстро нагреется и начнет сильно испаряться, от чего масло начнет брызгать во все стороны, распространяя огонь. Нужно накрыть сковороду крышкой. С накрытой крышкой пламя вскоре израсходует весь кислород и потушится.
Слайд 16И ещё одна задачка – «литературная иллюстрация» и целых 3 вопроса.
Качественная
задачка по физике от Ханса Кристиана Андерсена.
«В деревне стояла настоящая зима и было, пожалуй, ещё холоднее, чем в городе. Резкий ветер носился над заснеженными полями, крестьянин в больших тёплых рукавицах ехал на санях, похлопывая руками, чтобы выколотить из них мороз; кнут лежал у него на коленях, но исхудалые лошади бежали рысью; пар так и валил от них. Снег скрипел под полозьями, а воробьи прыгали по санным колеям и мёрзли».
Слайд 17
1. «В деревне стояла настоящая зима»… Почему в
городе теплее, чем в его окрестностях?
2. Поясните, почему при потирании и похлопывании рук друг об друга, можно «выколотить из них мороз»?
3. Почему «снег скрипел под полозьями»? Что является причиной этого скрипа? Почему чем крепче мороз, тем сильнее скрипит под ногами снег?
Слайд 18Почему в городе теплее, чем в его окрестностях?
Более
высокая температура в центре города по сравнению с его окраинами и пригородами объясняется несколькими причинами:
1) в городе меньше испарение (а оно сопро-вождается поглощением значительного коли-чества тепла, см. задачу);
2) мостовые и здания накапливают больше тепла, чем почва;
3) из-за большой высоты строений и их специ-фического расположения ветер в городе слабее. К менее существенным факторам следует отнести уборку снега зимой и выделение тепла различными механизмами (в том числе автомобилями).
Слайд 19
Почему «снег скрипел под полозьями»? Что является причиной
этого скрипа? Почему чем крепче мороз, тем сильнее скрипит под ногами снег?
Слайд 20В ЕГЭ 2017 качественная задача под номером 27.
Как она выглядит?
Слайд 21Объяснить и описать процесс:
«опишите … (конкретное явление, процесс)» или
«как изменится
… (показание прибора, физическая величина)»;
«объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано»
Слайд 22 Некоторые задачи содержат задания с дополнительными условиями
(изобразить схему электрической цепи, рисунок с ходом лучей в оптической системе и др.). В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт (верный рисунок или схема). Отсутствие рисунка (или схемы) или наличие ошибки в них приводит к снижению на 1 балл. С другой стороны, наличие правильного рисунка (схемы) при отсутствии других элементов ответа дает возможность учащемуся получить 1 балл.
В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время нахо-дятся вода и ее пар.
Поршень начинают выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной.
Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде?
Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.
Слайд 26
В цилиндрическом
сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар.
Поршень начинают выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной.
Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде?
Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.
Слайд 27
Ответ: Масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.
Решение:
Вода и водяной
пар находятся в закрытом сосуде длительное время, поэтому водяной пар является насыщенным. При выдвигании поршня происходит изотермическое расширение пара, давление и плотность насыщенного пара в этом процессе не меняются. Следовательно, будет происходить испарение жидкости. Значит, масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.
Слайд 28 На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из
резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного к батарее, и амперметра. Составьте принципиальную электрическую схему этой цепи. Используя законы постоянного тока, объясните, как изменятся (уменьшится или увеличится) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее правое положение.
Слайд 29Решение:
1. Эквивалентная электрическая схема цепи, учитывающая внутреннее сопротивление батареи, изображена на
рисунке, где I — сила тока в цепи. Ток через вольтметр практически не течет, а сопротивление амперметра пренебрежимо мало.
Слайд 30
2. Сила тока в цепи определяется законом Ома для замкнутой
(полной) цепи:
В соответствии с законом Ома для участка цепи напряжение, измеряемое вольтметром:
При перемещении движка реостата вправо его сопротивление уменьшается, что приводит к уменьшению полного сопротивления цепи. Сила тока в цепи при этом растет, а напряжение на батарее уменьшается.
Слайд 31 В схеме на рисунке сопротивление резистора и полное
сопротивление реостата равны R, ЭДС батарейки равна Е, её внутреннее сопротивление ничтожно .
Слайд 32
Как ведут себя (увеличиваются, уменьшаются,
остаются постоянными) показания идеального вольтметра при перемещении движка реостата из крайнего верхнего в крайнее нижнее положение?
Ответ поясните, указав, какие физические закономерности Вы использовали для объяснения.
Слайд 34 На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента,
реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра.
Слайд 35
В начальный момент времени ползунок реостата установлен в
крайнем правом положении и неподвижен. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата влево. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с .
Слайд 36 Если потереть эбонитовую палочку шерстью, то она электризуется, приобретая
отрицательный заряд, и стрелка электрометра при поднесении палки к его шару отклоняется, а при удалении палки — возвращается к неотклонённому состоянию. Если же в момент поднесения наэлектризованной палки к электрометру коснуться рукой его металлического корпуса и сразу же убрать руку, то после удаления палки отклонение стрелки сохраняется, хотя и меньшее по величине. Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях, почему это происходит.
Слайд 38
Электрические вакуумные лампы накаливания со спиральной вольфрамовой нитью
накала имеют довольно ограниченный срок службы, обычно не превышающий 1000 часов. В процессе длительной работы на внутренней поверхности стеклянной колбы лампы появляется чёрный налёт. Лампы, проработавшие довольно долго, обычно перегорают в момент включения, когда на них подаётся напряжение.
Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях, причину образования налета на стенках колбы и перегорание ламп в момент их включения.
Слайд 41
Школьник решил провести
наблюдение за далёким источником света. Для этого он ночью установил на штативе фотоаппарат, навёл его на далёкий фонарь, сфотографировал его, а потом поставил перед объективом фотоаппарата полупрозрачное препятствие и сделал ещё один снимок (см. фотографии — один фонарь и его же изображение после фотографирования через препятствие).
Слайд 42Какое препятствие могло быть установлено школьником? Объясните, основываясь на известных Вам
законах и явлениях физики, полученную во втором случае картину.
Слайд 43 В установке по наблюдению фотоэффекта свет от
точечного источника S, пройдя через собирающую линзу, падает на фотокатод параллельным пучком. В схему внесли изменение: на место первоначальной линзы поставили другую того же диаметра, но с большим фокусным расстоянием. Источник света переместили вдоль главной оптической оси линзы так, что на фотокатод свет снова стал падать параллельным пучком. Как изменился при этом (уменьшился или увеличился) фототок насыщения? Объясните, почему изменяется фототок насыщения, и укажите, какие физические закономерности Вы использовали для объяснения.
По первому закону Столетова фототок насыщения зависит от интенсивности падающего света, то есть от количества фотонов, падающих на фотокатод в единицу времени. При использовании линзы такого же диаметра, но с большим фокусным расстоянием, телесный угол, под которым из источника видно линзу, уменьшается. Фотоны летят от источника во все стороны равномерно, поэтому результирующий поток фотонов, попадающих на фотокатод в результате замены линзы, уменьшается. А значит, уменьшается и ток насыщения.
Слайд 44Материалы для подготовки к решению качественных задач
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по
физике для средней школы (любое издание).
Марон А.Е., Марон Е.А. Качественные задачи по физике: 7-9 классы. – М.: просвещение, 2006.
Новиков С.М. Электромагнитная индукция: Качественные (логические) задачи. – М.: Чистые пруды, 2007.
Меледин Г.В. Физика в задачах – М.: Наука, 1994. - Гл. VI. Задачи-демонстрации.
Фурсов В.К. Задачи-вопросы по физике.- М.: Просвещение, 1977.
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике (любое издание).
Единый государственный экзамен: Контрольно-измерительные материалы; Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/91/docs/
Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://phys.reshuege.ru/test?theme=196&ttest=true
Я.И.Перельман, П.Л.Капица, В.Н.Ланге, Дж. Уокер, К.Суорц
Журналы «Квант», «Физика для школьников»
…и многое-многое другое…