Презентация, доклад к уроку физики в 11 классе Решение качественных задач на уроках физики в рамках подготовки к ЕГЭ

Содержание

Терминология качественных задач. Качественные задачи по физике появились в русской методической литературе свыше 180 лет назад. Предлагались самые различные названия:«практические вопросы», «вопросы на соображение», «логические задачи», «устные задачи», «качественные вопросы», «проверочные вопросы»

Слайд 1 Решение качественных задач на уроках физики в рамках подготовки к ЕГЭ
Учитель

физики
МБОУ «Школа № 60»
Тыквинская О.В.
Решение качественных задач на уроках физики в рамках подготовки к ЕГЭУчитель физики МБОУ

Слайд 2Терминология качественных задач.
Качественные задачи по физике

появились в русской методической литературе свыше 180 лет назад. Предлагались самые различные названия:
«практические вопросы», «вопросы на соображение», «логические задачи», «устные задачи», «качественные вопросы», «проверочные вопросы» и др.
Такое разнообразие наименований свидетельствует о разносторонности методических достоинств данного
типа задач.
Термин «качественная задача» подчеркивает главную особенность всех задач такого типа – внимание учащегося в них акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления.
Решаются такие задачи путем логических умозаключений,
базирующихся на законах физики, графически или экспериментально. Математические вычисления при этом не применяются.
Терминология качественных задач.     Качественные задачи по физике появились в русской методической литературе свыше

Слайд 3 Каждый раз, как происходит то или иное

явление, – особенно если это что-то новое, – вы должны задать себе вопрос: – в чём здесь причина? Почему так происходит?» и рано или поздно вы эту причину поймёте. Майкл Фарадей
Каждый раз, как происходит то или иное явление, – особенно если это что-то

Слайд 4
Разбор качественных задач, не

осложнённых в отличие от решения, традиционных задач, достаточно громоздкими вычислениями, позволяет сосредоточиться на главном: формировании у учащихся физического мышления, ясного и чёткого понимания физических законов, понятий и представлений.
Разбор качественных задач, не осложнённых в отличие от решения, традиционных задач,

Слайд 5 Приемы решения качественных задач

Приемы решения качественных задач

Слайд 6эвристический

эвристический

Слайд 7графический

графический

Слайд 8Эксперимен-тальный

Эксперимен-тальный

Слайд 9

Несколько интересных задач.

Несколько интересных задач.

Слайд 10Задача №1 посвящается весеннему дождику: «Бросая в воду камешки, смотри на круги,

ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою». Козьма Прутков


Задача №1 посвящается весеннему дождику: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание

Слайд 11 Качественная задачка по физике от Якова Исидоровича Перельмана:




Камень, брошенный в стоячую воду, порождает волны, разбегающиеся кругами. Какой формы получаются волны от камня, брошенного в текущую воду реки?


Качественная задачка по физике от Якова Исидоровича Перельмана:

Слайд 12


Простое рассуждение

приведёт нас к выводу, что волны от брошенного камня должны быть круговые и в стоячей, и в текущей воде. Будем рассматривать движение частиц волнующейся воды как составное из двух движений:
радиального – от центра колебаний и переносного,
направленного по течению реки. Тело, участвующее в нескольких движениях, в конечном итоге перемещается туда, где очутилось бы оно, если бы совершало все составляющие движения последовательно, одно за другим. Поэтому допустим сначала, что камень брошен в неподвижную воду. В таком случае волны, конечно, получатся круговые.
Представим себе теперь, что вода движется – безразлично, с какой скоростью, равномерно или неравномерно, лишь бы движение это было поступательное. Что произойдёт с круговыми волнами? Они передвинутся параллельным перемещением, не претерпевая никакого искажения формы, то есть останутся круговыми.
Простое рассуждение приведёт нас к выводу, что волны от

Слайд 13 Задача №2 Мишкина каша.

Николай Николаевич Носов. «…Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Налил масло на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорей зажарились. Масло зашипело и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки, – масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас в доме ни капли нет. Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались». Правильно ли было тушить горящее масло водой, и как правильно нужно было тушить?
Задача №2 Мишкина каша.

Слайд 15Решение:

Плотность воды больше плотности

масла, и поэтому она сразу уйдет на дно. (Масло не растворяется в воде.) Там вода быстро нагреется и начнет сильно испаряться, от чего масло начнет брызгать во все стороны, распространяя огонь. Нужно накрыть сковороду крышкой. С накрытой крышкой пламя вскоре израсходует весь кислород и потушится.

Решение:       Плотность воды больше плотности масла, и поэтому она сразу уйдет

Слайд 16И ещё одна задачка – «литературная иллюстрация» и целых 3 вопроса.
Качественная

задачка по физике от Ханса Кристиана Андерсена.

«В деревне стояла настоящая зима и было, пожалуй, ещё холоднее, чем в городе. Резкий ветер носился над заснеженными полями, крестьянин в больших тёплых рукавицах ехал на санях, похлопывая руками, чтобы выколотить из них мороз; кнут лежал у него на коленях, но исхудалые лошади бежали рысью; пар так и валил от них. Снег скрипел под полозьями, а воробьи прыгали по санным колеям и мёрзли».
И ещё одна задачка – «литературная иллюстрация» и целых 3 вопроса.Качественная задачка по физике от Ханса Кристиана

Слайд 17
1. «В деревне стояла настоящая зима»… Почему в

городе теплее, чем в его окрестностях?
2. Поясните, почему при потирании и похлопывании рук друг об друга, можно «выколотить из них мороз»?
3. Почему «снег скрипел под полозьями»? Что является причиной этого скрипа? Почему чем крепче мороз, тем сильнее скрипит под ногами снег?


1. «В деревне стояла настоящая зима»… Почему в городе теплее, чем в его окрестностях?

Слайд 18Почему в городе теплее, чем в его окрестностях?
Более

высокая температура в центре города по сравнению с его окраинами и пригородами объясняется несколькими причинами:  1) в городе меньше испарение (а оно сопро-вождается поглощением значительного коли-чества тепла, см. задачу);  2) мостовые и здания накапливают больше тепла, чем почва;  3) из-за большой высоты строений и их специ-фического расположения ветер в городе слабее. К менее существенным факторам следует отнести уборку снега зимой и выделение тепла различными механизмами (в том числе автомобилями).
Почему в городе теплее, чем в его окрестностях?    Более высокая температура в центре города

Слайд 19 Почему «снег скрипел под полозьями»? Что является причиной

этого скрипа? Почему чем крепче мороз, тем сильнее скрипит под ногами снег?


Почему «снег скрипел под полозьями»? Что является причиной этого скрипа? Почему чем крепче

Слайд 20В ЕГЭ 2017 качественная задача под номером 27. Как она выглядит?

В ЕГЭ 2017  качественная задача под номером 27. Как она выглядит?

Слайд 21Объяснить и описать процесс: «опишите … (конкретное явление, процесс)» или  «как изменится

… (показание прибора, физическая величина)»; «объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано»
Объяснить и описать процесс:  «опишите … (конкретное явление, процесс)» или  «как изменится … (показание прибора, физическая

Слайд 22 Некоторые задачи содержат задания с дополнительными условиями

(изобразить схему электрической цепи, рисунок с ходом лучей в оптической системе и др.). В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт (верный рисунок или схема). Отсутствие рисунка (или схемы) или наличие ошибки в них приводит  к снижению на 1 балл. С другой стороны, наличие правильного рисунка (схемы) при отсутствии других элементов ответа дает возможность учащемуся получить 1 балл.

Некоторые задачи содержат задания с дополнительными условиями (изобразить схему электрической цепи, рисунок с

Слайд 24

Примеры:

Примеры:

Слайд 25

В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время нахо-дятся вода и ее пар. Поршень начинают выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.

Слайд 26 В цилиндрическом

сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.
В цилиндрическом сосуде под поршнем

Слайд 27
Ответ: Масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.
Решение:
Вода и водяной

пар находятся в закрытом сосуде длительное время, поэтому водяной пар является насыщенным. При выдвигании поршня происходит изотермическое расширение пара, давление и плотность насыщенного пара в этом процессе не меняются. Следовательно, будет происходить испарение жидкости. Значит, масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.


Ответ: Масса жидкости в сосуде будет уменьшаться. Решение: Вода и водяной пар находятся в закрытом сосуде длительное

Слайд 28 На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из

резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного к батарее, и амперметра. Составьте принципиальную электрическую схему этой цепи. Используя законы постоянного тока, объясните, как изменятся (уменьшится или увеличится) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее правое положение.
На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного

Слайд 29Решение:
1. Эк­ви­ва­лент­ная элек­три­че­ская схема цепи, учи­ты­ва­ю­щая внут­рен­нее со­про­тив­ле­ние ба­та­реи, изоб­ра­же­на на

ри­сун­ке, где I — сила тока в цепи. Ток через вольт­метр прак­ти­че­ски не течет, а со­про­тив­ле­ние ам­пер­мет­ра пре­не­бре­жи­мо мало.

Решение:1. Эк­ви­ва­лент­ная элек­три­че­ская схема цепи, учи­ты­ва­ю­щая внут­рен­нее со­про­тив­ле­ние ба­та­реи, изоб­ра­же­на на ри­сун­ке, где I — сила тока в цепи.

Слайд 30
2. Сила тока в цепи опре­де­ля­ет­ся за­ко­ном Ома для за­мкну­той

(пол­ной) цепи:
 

В со­от­вет­ствии с за­ко­ном Ома для участ­ка цепи на­пря­же­ние, из­ме­ря­е­мое вольт­мет­ром:
 
При пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та впра­во его со­про­тив­ле­ние умень­ша­ет­ся, что при­во­дит к умень­ше­нию пол­но­го со­про­тив­ле­ния цепи. Сила тока в цепи при этом рас­тет, а на­пря­же­ние на ба­та­рее умень­ша­ет­ся.
2. Сила тока в цепи опре­де­ля­ет­ся за­ко­ном Ома для за­мкну­той (пол­ной) цепи:

Слайд 31 В схеме на ри­сун­ке со­про­тив­ле­ние ре­зи­сто­ра и пол­ное

со­про­тив­ле­ние рео­ста­та равны R, ЭДС ба­та­рей­ки равна Е, её внут­рен­нее со­про­тив­ле­ние ни­чтож­но .
В схеме на ри­сун­ке со­про­тив­ле­ние ре­зи­сто­ра и пол­ное со­про­тив­ле­ние рео­ста­та равны R, ЭДС ба­та­рей­ки равна Е,

Слайд 32
Как ведут себя (уве­ли­чи­ва­ют­ся, умень­ша­ют­ся,

оста­ют­ся по­сто­ян­ны­ми) по­ка­за­ния иде­аль­но­го вольт­мет­ра при пе­ре­ме­ще­нии движка реостата из крайнего верхнего в край­нее ниж­нее по­ло­же­ние?
Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния.

Как ведут себя (уве­ли­чи­ва­ют­ся, умень­ша­ют­ся, оста­ют­ся по­сто­ян­ны­ми) по­ка­за­ния иде­аль­но­го вольт­мет­ра при пе­ре­ме­ще­нии

Слайд 33 Решение:

Решение:

Слайд 34 На ри­сун­ке при­ве­де­на элек­три­че­ская цепь, со­сто­я­щая из галь­ва­ни­че­ско­го эле­мен­та,

рео­ста­та, транс­фор­ма­то­ра, ам­пер­мет­ра и вольт­мет­ра.

На ри­сун­ке при­ве­де­на элек­три­че­ская цепь, со­сто­я­щая из галь­ва­ни­че­ско­го эле­мен­та, рео­ста­та, транс­фор­ма­то­ра, ам­пер­мет­ра и вольт­мет­ра.

Слайд 35
В на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни пол­зу­нок рео­ста­та уста­нов­лен в

край­нем пра­вом по­ло­же­нии и не­по­дви­жен. Опи­ра­ясь на за­ко­ны элек­тро­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те, как будут из­ме­нять­ся по­ка­за­ния при­бо­ров в про­цес­се пе­ре­ме­ще­ния пол­зун­ка рео­ста­та влево. ЭДС са­мо­ин­дук­ции пре­не­бречь по срав­не­нию с  .

В на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни пол­зу­нок рео­ста­та уста­нов­лен в край­нем пра­вом по­ло­же­нии и не­по­дви­жен. Опи­ра­ясь

Слайд 36 Если по­те­реть эбонитовую па­лоч­ку шерстью, то она элек­три­зу­ет­ся, при­об­ре­тая

отрицательный заряд, и стрел­ка элек­тро­мет­ра при под­не­се­нии палки к его шару от­кло­ня­ет­ся, а при уда­ле­нии палки — воз­вра­ща­ет­ся к не­от­клонённому со­сто­я­нию. Если же в мо­мент под­не­се­ния на­элек­три­зо­ван­ной палки к элек­тро­мет­ру кос­нуть­ся рукой его ме­тал­ли­че­ско­го кор­пу­са и сразу же убрать руку, то после уда­ле­ния палки от­кло­не­ние стрел­ки со­хра­ня­ет­ся, хотя и мень­шее по ве­ли­чи­не. Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, по­че­му это про­ис­хо­дит.
Если по­те­реть эбонитовую па­лоч­ку шерстью, то она элек­три­зу­ет­ся, при­об­ре­тая отрицательный заряд, и стрел­ка элек­тро­мет­ра при

Слайд 38
Элек­три­че­ские ва­ку­ум­ные лампы на­ка­ли­ва­ния со спи­раль­ной воль­фра­мо­вой нитью

на­ка­ла имеют до­воль­но огра­ни­чен­ный срок служ­бы, обыч­но не пре­вы­ша­ю­щий 1000 часов. В про­цес­се дли­тель­ной ра­бо­ты на внут­рен­ней по­верх­но­сти стек­лян­ной колбы лампы по­яв­ля­ет­ся чёрный налёт. Лампы, про­ра­бо­тав­шие до­воль­но долго, обыч­но пе­ре­го­ра­ют в мо­мент вклю­че­ния, когда на них подаётся на­пря­же­ние.

Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, при­чи­ну об­ра­зо­ва­ния на­ле­та на стен­ках колбы и пе­ре­го­ра­ние ламп в мо­мент их вклю­че­ния.

Элек­три­че­ские ва­ку­ум­ные лампы на­ка­ли­ва­ния со спи­раль­ной воль­фра­мо­вой нитью на­ка­ла имеют до­воль­но огра­ни­чен­ный срок служ­бы,

Слайд 41
Школь­ник решил про­ве­сти

на­блю­де­ние за далёким ис­точ­ни­ком света. Для этого он ночью уста­но­вил на шта­ти­ве фо­то­ап­па­рат, навёл его на далёкий фо­нарь, сфо­то­гра­фи­ро­вал его, а потом по­ста­вил перед объ­ек­ти­вом фо­то­ап­па­ра­та по­лу­про­зрач­ное пре­пят­ствие и сде­лал ещё один сни­мок (см. фо­то­гра­фии — один фо­нарь и его же изоб­ра­же­ние после фо­то­гра­фи­ро­ва­ния через пре­пят­ствие).

Школь­ник решил про­ве­сти на­блю­де­ние за далёким ис­точ­ни­ком света. Для

Слайд 42Какое пре­пят­ствие могло быть уста­нов­ле­но школь­ни­ком? Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных Вам

за­ко­нах и яв­ле­ни­ях фи­зи­ки, по­лу­чен­ную во вто­ром слу­чае кар­ти­ну.
Какое пре­пят­ствие могло быть уста­нов­ле­но школь­ни­ком? Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных Вам за­ко­нах и яв­ле­ни­ях фи­зи­ки, по­лу­чен­ную во

Слайд 43 В уста­нов­ке по на­блю­де­нию фо­то­эф­фек­та свет от

то­чеч­но­го ис­точ­ни­ка S, прой­дя через со­би­ра­ю­щую линзу, па­да­ет на фо­то­ка­тод па­рал­лель­ным пуч­ком. В схему внес­ли из­ме­не­ние: на место пер­во­на­чаль­ной линзы по­ста­ви­ли дру­гую того же диа­мет­ра, но с боль­шим фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем. Ис­точ­ник света пе­ре­ме­сти­ли вдоль глав­ной оп­ти­че­ской оси линзы так, что на фо­то­ка­тод свет снова стал па­дать па­рал­лель­ным пуч­ком. Как из­ме­нил­ся при этом (умень­шил­ся или уве­ли­чил­ся) фо­то­ток на­сы­ще­ния? Объ­яс­ни­те, по­че­му из­ме­ня­ет­ся фо­то­ток на­сы­ще­ния, и ука­жи­те, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния.











По пер­во­му за­ко­ну Сто­ле­то­ва фо­то­ток на­сы­ще­ния за­ви­сит от ин­тен­сив­но­сти па­да­ю­ще­го света, то есть от ко­ли­че­ства фо­то­нов, па­да­ю­щих на фо­то­ка­тод в еди­ни­цу вре­ме­ни. При ис­поль­зо­ва­нии линзы та­ко­го же диа­мет­ра, но с боль­шим фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем, те­лес­ный угол, под ко­то­рым из ис­точ­ни­ка видно линзу, умень­ша­ет­ся. Фо­то­ны летят от ис­точ­ни­ка во все сто­ро­ны рав­но­мер­но, по­это­му ре­зуль­ти­ру­ю­щий поток фо­то­нов, по­па­да­ю­щих на фо­то­ка­тод в ре­зуль­та­те за­ме­ны линзы, умень­ша­ет­ся. А зна­чит, умень­ша­ет­ся и ток на­сы­ще­ния.

В уста­нов­ке по на­блю­де­нию фо­то­эф­фек­та свет от то­чеч­но­го ис­точ­ни­ка S, прой­дя через со­би­ра­ю­щую

Слайд 44Материалы для подготовки к решению качественных задач
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по

физике для средней школы (любое издание).
Марон А.Е., Марон Е.А. Качественные задачи по физике: 7-9 классы. – М.: просвещение, 2006.
Новиков С.М. Электромагнитная индукция: Качественные (логические) задачи. – М.: Чистые пруды, 2007.
Меледин Г.В.  Физика в задачах – М.: Наука, 1994. - Гл. VI. Задачи-демонстрации.
Фурсов В.К. Задачи-вопросы по физике.- М.: Просвещение, 1977.
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике (любое издание).
Единый государственный экзамен: Контрольно-измерительные материалы; Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/91/docs/
Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://phys.reshuege.ru/test?theme=196&ttest=true

Я.И.Перельман, П.Л.Капица, В.Н.Ланге, Дж. Уокер, К.Суорц
Журналы «Квант», «Физика для школьников»
…и многое-многое другое…
Материалы для подготовки к решению качественных задачТульчинский М.Е. Качественные задачи по физике для средней школы (любое издание).Марон

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть