Презентация, доклад к методическому семинаруРазвитие самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения

Содержание

 Снижение интереса к изучению физикиПриоритет технического образованияНехватка кадров на технических предприятияхТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИАктуальность эффективности изучения физики в школе

Слайд 1


Развитие самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения
Кузнецова Ирина

Валериевна,
учитель физики
МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска

2015 г.

Развитие самостоятельности обучающихся  на уроках физики посредством  технологии проблемного обучения Кузнецова Ирина Валериевна,учитель физикиМКОУ СОШ

Слайд 2 
Снижение интереса к изучению физики
Приоритет технического образования
Нехватка

кадров на технических предприятиях

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ


Актуальность эффективности изучения физики в школе

 Снижение интереса     к изучению физикиПриоритет технического образованияНехватка кадров на технических предприятияхТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИАктуальность эффективности

Слайд 3Задачи, реализуемые при формировании самостоятельности обучающихся
развить у обучающихся самостоятельность в познавательной

деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

научить обучающихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Задачи, реализуемые при формировании самостоятельности обучающихсяразвить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями,

Слайд 4
Анализ результатов анкетирования
ПРОТИВОРЕЧИЕ
Низкий уровень самостоятельности обучающихся
Требования общества к выпускнику школы

Анализ результатов анкетированияПРОТИВОРЕЧИЕНизкий уровень самостоятельности обучающихсяТребования общества к выпускнику школы

Слайд 5Новизна опыта :
организация самостоятельной познавательной деятельности на уроках физики через создание

проблемных ситуаций;
создание дополнительного дидактического материала, содержащего измерительные, экспериментальные и исследовательские задания, которые реально можно выполнить с использованием традиционного оборудования кабинета физики;
ведение пропедевтического курса физики в 5, 6 классах.

Уровень новизны:
рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).
Новизна опыта :организация самостоятельной познавательной деятельности на уроках физики через создание проблемных ситуаций;создание дополнительного дидактического материала, содержащего

Слайд 6 Формирование «самости» обучающихся
Компетенция
Деятельность
Компетентность


Формирование «самости» обучающихсяКомпетенцияДеятельностьКомпетентность

Слайд 7Определения проблемного обучения
Джавдат Валеевич Вилькеев «Проблемное обучение - такой характер

обучения, когда ему придают некоторые существенные черты научного познания». Это определение имеет тот недостаток, что, во-первых, черты научного познания придаются всему процессу обучения; во-вторых, определение не раскрывает суть типа обучения, а только указывает на один из его признаков.

Исаак Яковлевич Лернер «Сущность проблемного обучения состоит в том, что "учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». В этом определении дается неточная трактовка роли ученика в проблемном обучении: ученик не только принимает участие в решении проблем учителем, но и главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью).

Мирза Исмаилович Махмутов «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки».
Определения проблемного обучения Джавдат Валеевич Вилькеев «Проблемное обучение - такой характер обучения, когда ему придают некоторые существенные

Слайд 8Задачи педагогической деятельности
Проанализировать содержание учебников физики по выявлению функциональности заданий, их

соответствие требованиям к результатам обучения.
Проанализировать познавательные потребности и мотивы обучения физике обучающихся на начальном этапе (в 7 классе) и на конечном этапе (в 11 классе).
Создать рабочую программу по пропедевтическому курсу «Физика. Естествознание» в 5-6 классах в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом возможности изучения тем по физике на более ранних этапах.
Описать систему работы по развитию самостоятельности, метапредметных умений обучающихся через технологию проблемного обучения при решении учебных и практических задач на уроках физики при изучению нового материала.
Задачи педагогической деятельностиПроанализировать содержание учебников физики по выявлению функциональности заданий, их соответствие требованиям к результатам обучения. Проанализировать

Слайд 9Анализ содержательного наполнения текстов заданий учебников физики ( Э. Г. Гельфман)



Анализ содержательного наполнения текстов заданий учебников физики ( Э. Г. Гельфман)

Слайд 10Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения физике обучающихся

7 и 11 классах (в начале и по окончанию изучения предмета)
Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения физике обучающихся  7 и 11 классах (в

Слайд 11Уровни проблемного обучения
1- й уровень - педагог ставит проблему, формулирует ее

и направляет обучающихся на самостоятельный поиск путей решения проблемы.
2- й уровень - педагог указывает на проблему, обучающиеся самостоятельно формулируют и решают ее.
3- й уровень - обучающиеся сами обнаруживают, формулируют и решают проблему.
Способы организации процесса проблемного обучения
монологический; - рассуждающий;
диалогический; - эвристический;
исследовательский; - метод программированных заданий.
Основные формы проблемного обучения:
проблемное изложение,
частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента,
самостоятельная исследовательская деятельность.


Уровни проблемного обучения 1- й уровень - педагог ставит проблему, формулирует ее и направляет обучающихся на самостоятельный

Слайд 121 этап проблемного урока Процесс постановки учебной проблемы
анализ проблемной ситуации,
осознание сущности затруднения,
словесная

формулировка проблемы.


Способы создания проблемных ситуаций (приёмы)

ситуация несоответствия;
ситуации, возникающие при выполнении обучающимися практических заданий ;
ситуация опровержения ;
ситуация на объяснение явления ;
ситуация предположения ;
ситуация неожиданности ;
ситуация сравнения;
ситуация конфликта ;
ситуация - организация межпредметных связей;
ситуация неопределенности .

1 этап проблемного урока Процесс постановки учебной проблемыанализ проблемной ситуации,осознание сущности затруднения,словесная формулировка проблемы.Способы создания проблемных ситуаций

Слайд 132 этап проблемного урока Поиск решение учебной проблемы
Обучающийся:
понимает возникшую перед ним

задачу;
видит пути её решения;
составляет план решения, выдвигает:
а) первоначальную идею,
б) предположительный ход решения,
в) гипотезы, логический процесс её выдвижения,
г) обоснования и доказательства.

Учитель:
сообщает учащимся необходимые факты для анализа и размышления;
направляет их мысли на анализ, сравнение и выводы;
ведет от неправильных догадок, предположений и прямых заблуждений к правильным предположениям, к обоснованию гипотез, их подтверждению к фактам.
2 этап проблемного урока  Поиск решение учебной проблемыОбучающийся:понимает возникшую перед ним задачу; видит пути её решения;

Слайд 141. Мотивационный

2. Определительный

3. Деятельный
Обучающиеся:
практически завершают доказательство выдвинутой гипотезы;
проверяют решения проблемы;
обнаруживают, что

решение одной проблемы может перерасти в другую проблему;
добытое знание непосредственно прилагают к учебно-практической деятельности.

4. Коррекционный
Учитель:
корректирует работу;
указывает на ошибки;
помогает преодолеть затруднения;
вносит уточнения в решение.

3 этап проблемного урока Процесс решения учебной проблемы

1. Мотивационный2. Определительный3. ДеятельныйОбучающиеся:практически завершают доказательство выдвинутой гипотезы;проверяют решения проблемы;обнаруживают, что решение одной проблемы может перерасти в

Слайд 15Обучающиеся самостоятельно
(в зависимости от ситуации):

делают выводы и обобщения,

формулируют (с помощью учителя)

определения понятий, правила, теоремы, законы,

применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят),

художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).

4 этап проблемного урока Реализация продукта

Обучающиеся самостоятельно(в зависимости от ситуации):делают выводы и обобщения,формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, применяют

Слайд 16«Почему тележки откатились на различные расстояния?»
Ситуация на объяснение явления
Масса тела

(7 класс)
«Почему тележки откатились на различные расстояния?»  Ситуация на объяснение явленияМасса тела (7 класс)

Слайд 17 Масло

Вода Раствор соли

Ситуация сравнения Сила Архимеда (7класс)

Почему одно тело ведет себя по-разному?

Предлагают
ход решения

Приходят к предварительному выводу

Масло           Вода

Слайд 18Ситуация - организация межпредметных связей Явление полного внутреннего отражения (11 класс)




sinβ=

1,33х0,7070= 0,9400; β= 420
sinβ= 1,33х0,5000= 0,6650; β= 710
sinβ= 1,33х0,7660= 1,0188; sinβ >1!

ПАРАДОКС!!!




Задача на повторение
Луч света падает из воды на границу раздела «вода- воздух» (из среды более оптически плотной в менее плотную) под углами: 300, 450, 500. Найти углы преломления.
Предложение: посчитать с большей точностью; учесть показатель преломления воздуха.

Ситуация - организация межпредметных связей   Явление полного внутреннего отражения (11 класс)sinβ= 1,33х0,7070= 0,9400; β= 420sinβ=

Слайд 19Результативность опыта
Результаты исследовательской работы в 9-х классах
Домашняя экспериментальная задача в 9-х

классах
Результативность опытаРезультаты исследовательской работы в 9-х классахДомашняя экспериментальная задача в 9-х классах

Слайд 20Результативность опыта
Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения физике

обучающихся
Результативность опытаРезультаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения физике обучающихся

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть