Презентация, доклад на тему Методический семинар на тему: Использование ИКТ в преподавании физики как фактор развития учебной самостоятельности школьников

Тема педагогического опыта«Использование ИКТ в преподавании физики как фактор развития учебной самостоятельности школьников»

Слайд 1


Татарникова Наталья
МБОУ Армакская СОШ
«Учитель года – 2015»
«Использование ИКТ в преподавании

физики как фактор развития учебной самостоятельности школьников»

Татарникова Наталья МБОУ Армакская СОШ«Учитель года – 2015»«Использование ИКТ в преподавании физики как фактор развития учебной самостоятельности

Слайд 2Тема педагогического опыта
«Использование ИКТ в преподавании физики как фактор развития учебной

самостоятельности школьников»

Тема педагогического опыта«Использование ИКТ в преподавании физики как фактор развития учебной самостоятельности школьников»

Слайд 3 АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В качестве результата

образования в настоящее время задается не объем предметных знаний, а новообразования в личности обучающегося. Данные новообразования касаются как всех проявлений психики ребенка (познавательной, эмоциональной и волевой сферы), так и его личностных качеств. Обращение к личности ребенка, как результату деятельности вызвано, в частности, идеей современного образования - «учение через всю жизнь». Способность к самообразованию в большей мере обеспечивается учебной самостоятельностью ребенка.
Одной из ведущих идей «Концепции развития образования Российской Федерации» является предоставление каждому обучающемуся возможности достижения уровня знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе. Одним из способов реализации данной идеи вижу необходимость ликвидировать разрыв между современным уровнем преподавания физики в школе и дидактическим потенциалом технологий информационного общества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЙ (ПРИЧИН), КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ.
Имеется практическая необходимость в обеспечении условий развития учебной самостоятельности обучающихся в рамках урока и отсутствием дидактической модели урока, позволяющей развивать самостоятельность и организовывать обучение по уровням самостоятельности., а также уменьшить различия между дидактическим потенциалом технологий информационного общества и сложившимся уровнем преподавания физики в школе.



АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА     В качестве результата образования в настоящее время задается не

Слайд 4 ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ, ВЫВЕДЕННОЙ НА ОСНОВЕ НАЗВАННОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ. Данное противоречие определило проблему, которая

заключается в построении такой дидактической модели урока (включающей метод обучения, формы его реализации, определенные педагогические средства, конкретные педагогические приемы, учебные материалы конструирование нового эффективного подхода к обучению физике на базе ИКТ), в условиях которой будет происходить развитие учебной самостоятельности обучающихся .

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Цель: построить дидактическую модель урока на основе выявления инструментов и механизмов внедрения новых информационных технологий в преподавание физики как средство повышения познавательной деятельности учащихся (создание модели обучающей среды с применением ИКТ), способствующих развитию учебной самостоятельности школьников на уроках физики.
Задачи:
Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
Систематизировать сведения о влиянии реализации социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества при обучении физике на развитие учебной самостоятельности;
Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий
Активизировать познавательную деятельность с использованием ИКТ
Продиагностировать особенности протекания познавательных процессов в зависимости от уровня учебной самостоятельности

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ, ВЫВЕДЕННОЙ НА ОСНОВЕ НАЗВАННОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ. Данное противоречие определило проблему, которая заключается в построении такой

Слайд 5 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Для обоснования зависимости развития учебной самостоятельности обучающихся

от использования ИКТ на уроках физики была изучена следующая педагогическая литература

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.  Для обоснования зависимости развития учебной самостоятельности обучающихся от использования ИКТ на

Слайд 6ВЫВОДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В области влияния использования ИКТ

на развитие учебной самостоятельности

Использование ИКТ имеет большую практическую значимость в решении задачи формирования и развития учебной самостоятельности.
Эффективность обучения физике и качество знаний учащихся будет выше, если конструирование обучающей среды будет опираться на систему обучения физике с применением ИКТ.
Наиболее значимые цели конструирования учебного процесса с применением образовательных информационных технологий состоят в повышении мотивации учащихся, в автоматизации учебного процесса, развитии рефлексии, творческой мысли учащихся и др.




В рассмотрении категории учебная самостоятельность

Сделаны выводы о двух подходах к определению понятия учебная самостоятельность:
Как способность к осуществлению самостоятельной деятельности
Л.С. Выготский – способность действовать относительной независимо от других
Ш.А. Амонашвили: "Самостоятельность - это особый вид деятельности«
Умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне» (Н.Ф.Виноградова)
А.Б. Воронцов - выход за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях
Компоненты учебной самостоятельности:
Умение инициировать самостоятельные учебные цели
Умение исследовать свойства изучаемого предмета
Умение конструировать правильный способ решения учебной задачи
Умение проводить контроль соответствия способа действия и цели
Умение оценивать правильность сконструированного способа действия
Умение оценивать свой уровень владения способом действия




ВЫВОДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВ области влияния использования ИКТ на развитие учебной самостоятельностиИспользование ИКТ имеет

Слайд 7ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ ФИЗИКИ

Цифровые образовательные ресурсы
Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал;
Программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.
Интерактивные лабораторные работы позволяют в полном объеме выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам в лабораторных условиях
Использование Интернет – ресурсов
Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.
Интернет - учебная, справочная информация
Интернет - ЕГЭ
Интернет - практикумы, урок
Проектная деятельность учащихся
Проектная деятельность воспитывает и развивает:
самостоятельность в проявлениях (в паре, группе, индивидуально);
умение выслушать других; умение высказать свое мнение;
коммуникативность и заинтересованность в достижении цели; умение научиться понимать и выражать себя.

ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Слайд 8УРОВНИ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

УРОВНИ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 9ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В организационной структуре дидактической модели урока выделены 2 блока,

каждый из которых включает в себя следующие этапы:



При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров;

Ситуации, которые приводят учащихся к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели


Подобные (традиционные по сути) уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся к предмету.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАВ организационной структуре дидактической модели урока выделены 2 блока, каждый из которых включает в себя

Слайд 10ДИАПАЗОН ОПЫТ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ
Диапазон опыта – урок
Новизна опыта уровень

– усовершенствование: использования ИКТ способствующее развитию учебной самостоятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Для доказательства результативности опыта рассмотрим, что дает данная модель:
преподавателю - возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда;
учащимся - доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков;
родителям - возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.

 

ДИАПАЗОН ОПЫТ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫДиапазон опыта – урокНовизна опыта уровень – усовершенствование: использования ИКТ способствующее развитию

Слайд 11ЛИТЕРАТУРА
1. Акуленко В.Л. CD по физике глазами учителя физики. М.:

Первое сентября. Физика. - 2003. - №22. - 11-16.
2. Андросова E.F. Методические и содержательные аспекты построения курса программирования на основе объектно-ориентированного подхода (для физико-математических специальностей педагогических вузов): Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 193 с.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.:ИОШ РАО. 1994, 228.
4. Астафьева Е.Н., Филатова Л.В. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Информатика и образование - М., 2001. - №4; - 35-40.
5. Африна Е.И; Использование электронной почты на уроках физики. // Вопросы Интернет-образования. - 2003. - №1.
6. Баранова Ю. Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе.// Информатика и образование. - 2000. - №8. - G.43-47.
7. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., ГомулинаН. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. - М.: Первое сентября. Физика. - 1999 - №20. - С, 3-9.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
9. Гомулина Н.Н. «Открытая физика 2.0.» и «Открытая астрономия» - новый шаг // Компьютер в школе. - 2000. - № 3. - 25-29:
10. Гомулина Н.Н., Михайлов СВ. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования // Физика. - 2000 - № 39. - 68-71.

ЛИТЕРАТУРА 1. Акуленко В.Л. CD по физике глазами учителя физики. М.: Первое сентября. Физика. - 2003. -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть