Слайд 1Молекулярная физика
Урок 73(2)
Ефремова С. Н.
Слайд 2
ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ
(10 класс) Профильная программа
Слайд 3Цели урока.
1.Формировать у учащихся знания молекулярно-кинетической теории идеального газа; выявлять причинно-следственные
связи между величинами, входящими в уравнение; анализировать, сравнивать, классифицировать; сформировать понятие «изопроцесс» и получить законы изопроцессов.
2. Формировать умения: извлекать информацию из прослушанного материала; работать с таблицами; действовать по образцу; переходить от общего к частному.
Слайд 4Задачи урока.
Образовательные: Изучить, используя групповой способ работы, изопроцессы. (история открытия, модель
установки для получения зависимости между параметрами, график изопроцесса, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ);
Заполнить систематизирующую таблицу по изопроцессам;
Обобщить газовые законы. Начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.
Слайд 5Воспитательные
Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
В целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся,
что физика развивается благодаря работам ученых различных стран и исторических времен;
Продолжить формировать стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач;
Слайд 6Развивающие
Развивать осознание личностного смысла учения;
желания самостоятельно углубить свои знания по
данной теме.
Продолжить работу по развитию мышления и мировоззрения школьников.
Содействовать осознанию учащимися ценностей совместной деятельности на уроке.
Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить уравнения законов изопроцесса.
Развивать умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач;
Продолжить формирование умения рационально решать сложные задачи
Слайд 7Тип урока – Формирование новых знаний.
Структура урока
Актуализация знаний.
Мотивация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Домашнее
задание.
Слайд 8Актуализация знаний.
Мы изучаем основы МКТ идеального газа.
1.Какой газ называют идеальным?
2.Как
записать основное уравнение МКТ идеального газа.
3.Почему это уравнение называют основным?
4.Как создается давление газа на дно и стенки сосуда?
5.Какое уравнение доказывает, что температура - есть мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул.
6.Как давление связан с температурой?
7. Что такое концентрация молекул?
8.Получить уравнение состояния идеального газа?
Слайд 9Уравнение
Менделеева-Клапейрона
Уравнение состояния идеального газа
Слайд 12Получим уравнение, которое связывает все три термодинамических параметра, при постоянной массе.
Применим
уравнение Менделеева- Клапейрона для двух состояний идеального газа.
Слайд 13Уравнение Клапейрона.
Задача урока: Применить это уравнение для различных изопроцессов и получить
законы характеризующие изопроцессы.
Изопроцесс – это процесс происходящий в термодинамической системе, когда один из параметров остается неизменным, а два других меняются.
Эту зависимость определяют газовые законы.
Слайд 14Тема урока: Газовые законы.
Цель урока:
Используя уравнение Клапейрона получить количественную зависимость
между двумя параметрами термодинамической системы при неизменном третьем. То есть получить газовые законы для изопроцессов.
Слайд 15В группах: получить законы изопроцессов.(m=const)
Слайд 16
Единый план изучения газовых законов
Определение и условия осуществления процесса.
Уравнение и формулировка
закона.
Историческая справка.
Экспериментальное исследование справедливости закона.
Графическое изображение процесса.
Границы применимости закона.
Слайд 18
Закон Бойля-Мариотта(изотермический процесс)
Запишем уравнение Клапейрона p1V1/T1=p2V2/T2 и получим pV =const при T=const
(Р. Бойль(фр.)-1662г, Э. Мариотт(анг.)- 1676г)
Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно,
если температура газа не меняется.
Зависимость обратно пропорциональная
p1/p2=V2/V1 Характерный график изотермического процесса, это график p V –изотерма идеального газа. Но имеют место и два других графика.
Слайд 19Бойль (Boyle) Роберт
(25.I.1627–30.XII.1691)
Английский физик
и химик, член
Лондонского
королевского общества.
Работы Бойля
в области
газов помогли ему
сформулировать закон
взаимосвязи между
объемом
газа и его давлением.
Слайд 20Независимо от Бойля, этот закон был открыт французским ученым Эдмом Мариоттом
в 1676 году. Поэтому найденный закон получил название закона Бойля – Мариотта. Опыт Бойля.( можно найти в интернет)
Слайд 21Границы применимости.
Закон Бойля – Мариотта является приближенным, строго выполняется только для
идеального газа. При давлениях во много раз превышающих нормальное атмосферное давление, отклонения от закона Бойля – Мариотта становятся существенными.
С увеличением давления объем меняется медленнее, чем это следует из закона Бойля – Мариотта.
Объясняется это тем, что при больших давлениях молекулы сближаются и взаимодействием их друг с другом пренебречь нельзя.
Слайд 22 Закон Гей-Люссака (1802г)(изобарный процесс ). Запишем снова уравнение
Клапейрона p1V1/T1=p2V2/T2 получим V/Т=const при р=const V1/V2=P1/P2
Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется.
Слайд 23Гей-Люссак (Gay-Lussac) Жозеф Луи
(6.XII.1778–9.V.1850)
Французский химик и
физик, член АН в Париже
(1806).
В 1802, независимо от
Дж. Дальтона, Гей-
Люссак открыл закон
теплового расширения
газов.
Слайд 24
Закон Шарля(1787г) (изохорный процесс).
Запишем уравнение Клапейрона
p1V1/T1=p2V2/T2 и получим
р/Т=const при V=const P1/Р2=T1/T2
Для газа данной массы газа при постоянном объеме давление изменяется прямо пропорционально его температуре.
Слайд 25Жак Александр Сезар ШАРЛЬ1746–1823
Французский физик, химик, инженер и воздухоплаватель. Родился в Божанси
Заинтересовавшись воздухоплаванием, подъемная сила которых обусловлена расширением нагретого горелкой воздуха внутри шара. Он же одним из первых стал наполнять воздушные шары водородом (который во много раз легче воздуха и обеспечивает значительно большую подъемную силу, нежели горячий воздух). Именно занятия воздухоплаванием заставили Шарля заинтересоваться исследованиями свойств газов.
Слайд 27Определись в своих знаниях и проверь свои умения
1) изотермическое сжатие;
2)
изохорное нагревание;
3) изобарное нагревание;
4) изотермическое расширение;
5) изобарное расширение;
6) изохорное охлаждение.
4
2
6
5
1
3
Назовите процесс:
Слайд 28Определись в своих знаниях и проверь свои умения
1) изотермическое сжатие;
2)
изохорное нагревание;
3) изобарное нагревание;
4) изотермическое расширение;
5) изобарное сжатие;
6) изохорное охлаждение.
3
2
6
5
1
4
Назовите процесс:
Слайд 29Определись в своих знаниях и проверь свои умения
1) изотермическое сжатие;
2)
изобарное нагревание;
3) изохорное нагревание;
4) изотермическое расширение;
5) изобарное расширение;
6) изохорное охлаждение.
3
2
6
5
1
4
Назовите процесс:
Слайд 30Выбери правильный ответ
1) p=const V T
2) T=const p V
3) V=const T
p
4) p=const T V
5) T=const p V
6) V=const p T
1
2
3
4
5
6
Слайд 31Выбери правильный ответ
1) p=const V T
2) T=const p V
3) V=const T
p
4) P=const T V
5) T=const p V
6) V=const p T
1
2
6
5
3
4
Слайд 32Выбери правильный ответ
1) p=const V T
2) T=const p V
3) V=const T
p
4) P=const T V
5) T=const p V
6) V=const p T
3
2
6
5
1
4
Слайд 33Реши задачу
Воздух под поршнем насоса имеет давление 105 Па и
объем 260 см3. При каком давлении этот воздух займет объем 130 см3, если его температура не изменится?
1) 0,5*105 Па; 3) 2*104 Па; 5) 3*105 Па;
2) 5*104 Па; 4) 2*105 Па; 6) 3,9*105 Па
5
2
6
1
4
3
Слайд 34Реши задачу
Газ находится в баллоне при температуре
288 К и давлении 1,8 МПа. При какой температуре давление газа станет равным 1,55 МПа? Объем баллона считать неизменным.
1) 100К; 3) 248К; 5) 456К;
2) 284К; 4) 123К; 6) 789К
5
2
6
1
3
4
Слайд 35Реши задачу
Газ занимает объём 2м3 при температуре 273K. Каков будет
его объём при температуре 546K и прежнем давлении?
1) 3,5м3; 3) 2,5м3; 5) 3м3;
2) 1м3; 4) 4м3; 6) 1,5м3
5
2
6
1
3
4
Слайд 36Какой процесс изображен сплошной линией?
Слайд 37Задача: назвать процессы представленные на графике и изобразить их в координатах
р,т и v,т
Слайд 38Домашнее задание : §70,71, упр.13(1,5,11)
На рисунке дан график изменения
состояния идеального газа в координатных осях V, T. Представьте этот процесс на графиках в координатных осях P, V и P, T.