Слайд 1Тема: Использование информационных технологий на уроках физики при выполнении лабораторных и
практических работ
Работа Бесленеевой Л.Ш.
Учителя математики и физики
«МКОУ СОШ а ХУМАРА»
2015г.
Теория без практики – мертва,
Практика без теории – слепа.
Слайд 2Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий:
физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, я считаю, выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента.
Слайд 3
Электронные пособия помогают любознательным ученикам просмотреть ход работы в нужном режиме, подробнее
остановиться на отдельных этапах опытов.
На рынке программного обеспечения для работы учителя-предметника предлагается много компьютерных программ, но они не всегда являются поддержкой УМК, по которому работает учитель. Программы чаще являются универсальными. И перед учителем встает проблема оптимального использования программы в своей работе. Здесь и начинает проявляться творчество и находчивость учителя.
Слайд 4
1. Компьютерный эксперимент прекрасно дополняет «реальный», проводимый с лабораторным оборудованием, а
в случае необходимости и заменяет его. При полной укомплектованности лаборатории кабинета физики требуемыми приборами и материалами реальный эксперимент требует значительно большего времени как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. В компьютерном же эксперименте можно вычленить главное в явлении, отсечь второстепенные факторы, выявить закономерности, многократно провести испытание с изменяемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к своим исследованиям в удобное время.
Слайд 5Виртуальная ЛР «Изучение Закона Ома на участке цепи»
Откройте страницу http://school-collection.edu.ru/
Выберите класс:
8, предмет:Физика, В рубрике Инновационные учебные материалы: «Физика. 7-9 классы»
Откройте Физика 7-9 классы, Часть 2. 8 класс/Электрические явления/3.15.Урок15 «Закон Ома для участка электрической цепи». Подготовьте в своей тетради отчет.
Откройте документ. Выполните задание.
1 и 2 шаг. Прочитайте.
3 шаг. Соберите виртуальную цепь (при помощи мыши), замкните ключ. Начертите схему в отчет.
4 шаг. Выполните эксперимент Исследование зависимости I(U). Запишите показания приборов в виртуальную тетрадь. Перенесите таблицу в свой отчет. Постройте график в виртуальной работе. Перенесите его в свой отчет.
5 шаг. Выполните эксперимент Исследование зависимости I(R). Запишите показания приборов в виртуальную тетрадь. Перенесите таблицу в свой отчет. Постройте график в виртуальной работе. Перенесите его в свой отчет.
6 шаг. Пройдите интерактивный тренинг.
7 шаг. Ответьте (устно) на вопросы.
Напишите вывод.
Назовите достоинства и недостатки виртуальной работы.
Слайд 6Интерактивные лабораторные работы по физике (ресурсы)
Сайт virtulab.net (сайт с виртуальными
опытами по физике)
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=37&Itemid=97
Виртуальная лаборатория интерактивной анимации для уроков физики и информатики
http://somit.ru/
Сайт учителя физики Агаповой И.С. (виртуальные лабораторные)
http://ingaagapova.ucoz.ru/index/sajty_zanimatelnaja_fizika/0-28
Соколова Н.Ю. Использование электронных ресурсов для организации виртуальных лабораторных работ по физике
http://www.openclass.ru/io/19/sokolova
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
в поисковой строке задать ИНТЕРАВКИВНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ, скачать лаб. работы 7-11 класс
Или Интерактивные лабораторные работы (211Мб)
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=30&rub_guid%5B%5D=bf5c59d6-a562-2c61-9d98-139ac12015dd
Слайд 7Интерактивные лабораторные работы по физике (ресурсы)
Слайд 8Информационный источник сложной структуры
7–11 классы
Подготовлено при содействии НФПК –
Национального фонда подготовки кадров
Интерактивные лабораторные работы по физике
Предметная область: естествознание
Предметы: физика
Слайд 9Описание ИИСС
ИИСС «Интерактивные лабораторные работы по физике» для учащихся 7-11 классов
состоит из набора компьютерных моделей для виртуальных экспериментов, охватывающего все разделы физики в средней школе.
Данные интерактивные модели способны стать полноценной основой уроков – лабораторных работ:
позволяют учащимся получать в динамике наглядные иллюстрации физических экспериментов и явлений;
позволяют анализировать закономерности, часто ускользающие при наблюдении реальных экспериментов.
Слайд 10Новизна разработки
Инновационным является подход к созданию и реализации продукта, обеспечивающего системность
использования компьютерного эксперимента на уроках
В результате предлагается ИИСС – инструмент, способный обеспечить учебный процесс требуемыми компьютерными ресурсами в конкретной области: «эксперимент по физике»
Что делает возможным создавать новую систему занятий по предмету, в ходе которых учащийся:
совершенствует учебные навыки
учиться осуществлять выбор и нести за него ответственность,
самостоятельно мыслить и действовать
решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки
Все это осуществляется в рамках традиционной классно-урочной системы, дополняя и развивая лучшие особенности классического образовательного процесса
Слайд 13ИИСС «Интерактивные лабораторные работы» может быть использован:
Как основа для проведения уроков,
содержащих фронтальный эксперимент при изучении, повторении или закреплении изученного материала в курсе физики средней школы
Как дополнительный демонстрационный материал в урочной системе учителем при использовании как в компьютерном классе, так и при применении единичного компьютера в кабинете физики
При подготовке, проведении и анализе результатов компьютерного тестирования.
Как учебное пособие в учреждениях дополнительного образования для любознательных естествоиспытателей, возможно, в процессе кружковой работы и элективных курсах по физике
Как набор экспериментов для детей, интересующихся изучением природы
Как дополнительное пособие, позволяющее вести познавательно-исследовательскую деятельность для детей больных, находящихся в системе домашнего обучения
Родители могут использовать данное пособие для развития познавательного интереса ребенка и расширения его кругозора
Слайд 14Функциональность ИИСС
Все модули разработаны на единой платформе и объединены единым дизайном
как электронное издание
Реализован многопользовательский режим (с вводом пароля). Разделение пользователей предполагается для того, чтобы пользователи могли записывать результаты своей работы в разные журналы
Дополнительные функциональные элементы ИИСС:
Поисковая система (полнотекстовый поиск, поиск по типам объектов, поиск названию объекта)
Для мониторинга обучения используется информационный журнал (или журнал наглядности), позволяющий хранить информацию о работе учащегося с ИССС
Помощь
Поддерживаются стандартные возможности работы с текстом в Internet Explorer (выделение блока, копирование в буфер, печать)
Слайд 17Лабораторная работа «Плавание тел»
Слайд 24Журнал
Результаты выполнения интерактивных задач заносятся в журнал
Слайд 25Методические материалы учителю
Уроки. Раздел содержит 39 уроков-лабораторных работ
Общее описание программного продукта
и методика использования комплекта интерактивных лабораторных работ
Разработка рабочих листов
Тематическое планирование. Раздел содержит примерные планы для 7, 8, 9, 10 и 11 классов
Слайд 27Структура коллекции ИИСС
«Лабораторные работы по физике»
Демо-версия
Виртуальные лаборатории к учебнику «Открытая
Физика»
30 гипертекстовых уроков
ИИСС «Лабораторные работы по физике»
Инсталляционный комплект в ZIP-архиве
Слайд 28Авторы и разработчики
Авторы: Ю.А. Винницкий, С.А. Винницкая
Сценарии цифровых ресурсов: Ю.А. Винницкий,
С.М.Козел
Редактор – Е. Андреева
Дизайн – Е. Зайцева
Разработка технологической платформы: С. Алешин, В. Шахов
Модели, анимации и иллюстрации – группа художников под руководством С. Эльгина и А. Руденковой, Э. Абдулнасырова
Сборка – группа редакторов под руководством А. Дибровой и
И. Сушина
Тестирование – А. Елисеев
Руководитель проекта – А. Вертинский
Проект выполнялся в департаменте электронного обучения; директор департамента – канд. физ.-мат. наук В. Брагин
Подготовлено при содействии НФПК –
Национального фонда подготовки кадров
© ООО «Физикон», 2005-2008
Слайд 29Технические требования к оборудованию
Процессор Intel Celeron 700 MHz
Оперативная память 128 Mb
Объем
жесткого диска 200 Mb
Устройство для чтения CD-ROM
Видеоадаптер 1024x768 SVGA
Манипулятор «мышь»
Операционная система Microsoft Windows ХР, Microsoft Windows 2000
Microsoft Internet Explorer версии 6.0, Macromedia Flash Player 8, Sun JRE
Слайд 30Требование ФГОС
Одно из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий учащихся
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Слайд 31
Учитель должен быть не просто носителем информации, но и мастером, создающим
любом ученику условия для саморазвития и самосовершенствования посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, умения учиться и развиваться.
Гипотеза: проведение уроков направленных на формирование УУД позволит повысить образовательный и воспитательный потенциал и обеспечит формирование важнейшей компетенции личности - умение учиться, создаст благоприятные условия для дальнейшего личностного и познавательного развития учащихся.