Слайд 1Концепции исторического развития
Шевченко С.В.
Слайд 2Формационная концепция исторического развития.
Создателем формационной теории развития истории были К. Маркс
и Ф. Энгельс. Они раскрыли содержание понятия «общественно-экономическая формация» и обосновали положение о том, что вся история общества есть естественноисторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Исторический процесс как смена одной формации другой протекает по объективным законам, среди которых решающая роль принадлежит способу производства материальных благ. В марксизме обоснована система законов общественного развития: определяющая роль способа производства во всей жизни общества; определяющее воздействие производительных сил на производственные отношения в способе производства; определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию; закон естественноисторической смены формаций; закон первичности базиса по отношению к надстройке; закон классовой борьбы и социальной революции и др. Из-за того, что в историческом развитии определяющую роль, по мнению марксистов, имеют экономические законы и факторы, учение об обществе получило название «материалистическое понимание истории», а в последующем – «исторический материализм». Сознательной деятельности людей в историческом развитии марксизм также уделял большое внимание, особенно роли народных масс и личности.
Слайд 3 Общественно-экономическая формация в марксизме – это конкретно-исторический тип общества, взятый в
совокупности его материальных базисных и идеологических надстроечных отношений, который определяется характером господствующего (ведущего) способа производства материальных благ. Функционирование и развитие типа формации осуществляется по общим и частным объективным законам. Она имеет свою структуру, основными элементами которой являются базис, надстройка, семья. Элементом развитых общественно-экономических формаций является также наука. Базис – это совокупность производственных отношений, различных способов (экономических укладов) производства материальных благ. Надстройка возникает на основе базиса и включает идеологические отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные институты.
Маркс разбивает всю историю на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Сама же история трактуется как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций как качественно различных ступеней развития общества. У Маркса есть еще и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество); вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм); третичная формация (коммунизм), что указывает на разнообразие подходов к объяснению общественно-экономических формаций и периодов (эпох) исторического развития.
Слайд 4 Формационное понимание общественно-исторического процесса было господствующим во второй половине XIX– первой
половине ХХ веков. Большое внимание уделялось классовому анализу общества, обоснованию классовых антагонизмов как социальной основы смены одной формации другой через социальную революцию. Решающими признавались имущественные и властные антагонизмы классов. При переходе от капиталистической к коммунистической формации определяющую роль должны сыграть рабочий класс и трудовое крестьянство. Через социалистическую революцию они берут власть в государстве, ликвидируют частную собственность, строят социализм как основу и первую фазу коммунистической общественно-экономической формации.
Слайд 5 Но в объяснении собственно коммунистической формации было много утопического и гипотетического.
Преобразование экономических отношений на социалистических принципах не сформировало нового человека, способного построить коммунизм. Социалистические революции сопровождались террором, существенно ослаблялась экономика, дестабилизировалась жизнь общества, уничтожались многие материальные и духовные ценности.
В международных отношениях возникла поляризация на мир «капитализма» и мир «социализма», что не способствовало консолидации мирового сообщества. В настоящее время формационное понимание развития исторического процесса существенно потеряло свою актуальность и привлекательность.
Слайд 6 К основным принципам формационного развития исторического процесса можно отнести: приоритетность анализа
экономической жизни, характера способа производства материальных благ; изучение действия социологических законов; материалистическое понимание общества и его проявление в статусе личности, социальных групп и общностей; анализ процесса смены общественно-экономических формаций; классовый анализ; прогресс и регресс.
Слайд 7Цивилизационная концепция общественно-исторического процесса.
Цивилизация – (от лат. гражданский, государственный) означает особое
состояние общества или человечества. Категориальный смысл термина «цивилизация» начинает формироваться еще в античности, но в науку вводится лишь во второй половине XVIIIвека. Понятие «цивилизация» связывалось с особой социальной организацией общества, в границах которого, в противовес варварству, взаимоотношения между индивидами реализуются на основе развитых государственности и права при наличии высокой степени общественного разделения труда.
Цивилизация – это сложное общество или мировое планетарное сообщество с присущими им экономическими, политическими, правовыми, нравственными, духовными и иными процессами. В Древней Греции более развитыми (цивилизованными) обществами считались народы, которые объединены городом-полисом, богаты, имеют гражданство, армию, территорию, право, науку, образование и т. п. Народы, не имеющие таких признаков, считались варварами. Поликонфессиальность и рабство признавались как должное и не выступали ни признаками варварства, ни цивилизованности.
Слайд 8 Сегодня понятие «цивилизация», отражающее культурно-исторический процесс, употребляется в нескольких значениях.
Во-первых, цивилизация
есть понятие, тождественное понятию «культура». Признаками цивилизации как культуры или культуры как цивилизации являются: письменность, государственность, право, материальное изобилие (достаток), классовая система, крупное строительство, архитектура, театр, литература, армия и др. Такое смысловое значение термина «цивилизация» применяется в основном к древним, а часто – к архаическим обществам.
Во-вторых, цивилизация означает особую характеристику способа и содержания жизни этноса. Признаками этнической цивилизации (культуры) выступают: национальный язык, национальное самосознание, национальная психология, единое хозяйство, территория, государственность, особенности верований, быт и др. Обычно цивилизациями называются более развитые этнические культуры.
В-третьих, цивилизация характеризует более высокий уровень развития культуры общества. Цивилизованными сегодня считаются общества (государства), в которых развита индустрия, сельское хозяйство, финансовая деятельность, государственность и право, а также транспорт и связь. Такое понимание цивилизации не означает идеального, гармонично развитого общества. И в цивилизованном обществе существует много острых внутренних проблем, ему присущи многие негативные признаки общечеловеческого характера: глобальные проблемы, агрессивность части населения, крайний индивидуализм и эгоизм и т. п.
Слайд 9 Характерно, что О. Шпенглер считал цивилизацией кризисное состояние европейской культуры в
конце XIX – начале ХХ веков. Многие признаки цивилизации, как ее определил О. Шпенглер, сохранились и сегодня: культ денег, бюрократическое государство, деградация нравственности, рост мегаполисов, подавление свободы человека техникой, его одиночество и др.
Слайд 10 В соответствии с выделенными аспектами анализа, цивилизация представляет собой:
В онтологическом плане -
определенное состояние жизни людей, их способ и содержание жизни, часто более высоко развитые, чем в других обществах.
В функциональном плане - развитие общества, в процессе которого возникают, совершенствуются и утверждаются признаки культуры: производящее хозяйство, письменность, государственность, право, мораль, религия, социальные институты и т.д. Цивилизации возникают и умирают по мере способности их носителей (конкретных народов, сообществ) сохранять себя в истории.
В аксиологическом плане - качественные характеристики достигнутого уровня развития конкретного общества, значимые для него как культурные или более культурные понятия. «Планетарная цивилизация» выражает обобщенную характеристику человечества в соотношении с возможными космическими цивилизациями. Но признаки и содержание, ценностное значение цивилизации ближе всего к ценностям культуры. К основным принципам цивилизационного анализа исторического процесса можно отнести: более высокий этап в развитии этноса; мера самореализации личности; письменность и грамотность населения; духовность; развитие науки и техники; правовое регулирование деятельности государства и общества; демократизм и др.
Особенностью современного периода является устойчивая интеграционная динамика различных цивилизаций и формирование на их основе надгосударственной и наднациональной мировой цивилизации с локальным сохранением специфических черт и особенностей, присущих ее частям