Слайд 1Основы философии
Тема: Познание и деятельность
Слайд 2Познание и деятельность
Понятие и проблемы гносеологии
Субъект и объект познания
Способности познания человека
Виды
и критерии истины
Деятельность
Слайд 31. Понятие и проблемы гносеологии
Познание — это изучение человеком окружающего мира,
его закономерностей, устройства и специфики.
Слайд 4Раздел философии, в котором изучается познание, называется «гносеология»
Однако философия концентрируется
на более общих, мировоззренческих проблемах гносеологии, которые могут быть выражены в виде следующих вопросов.
Познаваем ли мир?
Какие у человека существуют способности познания?
Как человек познает мир?
Что есть истина и каковы ее критерии?
Является ли человеческое познание объективным?
Слайд 52. Субъект и объект познания
Любой процесс познания имеет две стороны —
познаваемую и познающую.
Субъект познания — это тот, кто познает или, если сказать более научно, это тот, кто осуществляет целенаправленную познавательную активность. Это определение указывает, что субъектом познания может быть существо, обладающее разумом, так как только разумное существо может ставить перед собой осознанные познавательные цели и добиваться их осуществления.
Слайд 6Объект познания — это то, что познается или, если сказать более
точно, это то, на что направлена познавательная активность субъекта познания.
Что может быть объектом познания? Любая часть природного мира или этот мир в целом. Например, — книга, атом, человек, Солнечная система.
Слайд 7Один из важнейших вопросов философии: способен ли субъект познать объект? Или
такое познание является лишь иллюзией, и объект отделен от субъекта непреодолимой для познания стеной?
В решении этого вопроса существовали различные философские позиции. Для западной философской традиции характерно общее противопоставление объекта и субъекта познания. Отсюда вытекают три варианта соотношения объекта и субъекта.
Слайд 8Три варианта соотношения объекта и субъекта.
Объект не доступен постижению субъекта. Эта
философская позиция называется агностицизм. Сторонники этой позиции полагают, что мир не познаваем. Все знания человека о мире субъективны и иллюзорны. Каков мир на самом деле, человек не знает и никогда не узнает.
Объект частично доступен постижению субъекта. Эта философская позиция называется частичный агностицизм. Ее сторонники полагают, что мир доступен человеческому познанию лишь в некоторых своих фрагментах или при определенных условиях.
Объект полностью доступен постижению субъекта. Эта философская позиция называется познавательный оптимизм. Ее сторонники были убеждены, что мир доступен человеческому познанию и это познание не является иллюзией, а отражает реальное положение вещей в природе.
Слайд 93. Способности познания человека
Способности познания — это то, с помощью
чего человек может познавать окружающий мир. В современной философии, как правило, выделяют три основные способности познания человека:
чувственное познание,
рациональное познание,
иррациональное познание (интуитивное).
Слайд 10Чувственное познание
Это разновидность познания, которое происходит благодаря действию физиологических органов
чувств человека.
Таких органов у человека пять — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
Слайд 11Основные формы чувственного познания
Ощущение — это единичный акт чувственного познания. Ощущение
может быть зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым.
Восприятие - это совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ, который дают человеку органы чувств при совместной работе.
Представление — это чувственный образ предмета, воспринимавшегося органами чувств человека в прошлом или чувственный образ, порожденный воображением.
Слайд 12Гносеологические концепции, в которых наибольшее значение в процессе познания придается действию
органов чувств, называются сенсуализм и эмпиризм. По большому счету, между ними нет принципиального различия.
Сторонники сенсуализма полагают, что решающую роль в процессе познания играют чувства.
Сторонники эмпиризма считают, что решающую роль в познании играет чувственный опыт.
Последователями сенсуализма и эмпиризма были греческие эпикурейцы, римские стоики, французские философы Ламетри и Гельвеции, английские мыслители Локк и Гоббс, немецкий философ Фейербах и др.
Слайд 13Рациональное познание
Это познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума).
Очевидно,
что этим видом познания могут обладать только разумные существа. Оно осуществляется в трех основных формах, которые называются — понятие, суждение, умозаключение.
Слайд 14Понятие — это некий словесный символ, выражающий существенные признаки объекта и
закрепляющий его обозначение в языке.
Понятия могут быть простыми и сложными.
Простые понятия обозначают нечто вещественное; то, что можно воспринимать органами чувств. Примеры простых понятий — человек, стол, камень, собака; снег. Солнце.
Сложные понятия предполагают определенную степень абстракции. То, что они обозначают, как правило, невозможно потрогать или увидеть. Для их понимания нужно использовать разум и определенные знания (философские, научные и т. д.). Примеры абстрактных понятий — долг, честь, совесть, сознание, корпускулярно-волновой дуализм, пространственно-временной континуум, диалектические закономерности природы, Бог, историческое развитие.
Слайд 15Суждение — это совокупность связанных между собой по смыслу понятий.
Примеры
суждений — камень тяжелый, птицы летают, яблоко красное, медь — металл, все металлы проводят электрический ток.
Умозаключение — это совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики, когда из одних выводятся другие.
Например: все металлы проводят электрический ток, медь — металл, следовательно, медь проводит электрический ток.
Слайд 16Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается разум, называется рационализм.
Ее известные европейские сторонники — Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и другие философы.
Слайд 17Это познание, которое происходит без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления.
Существует множество разновидностей и наименований такого типа познания — инсайт, озарение, сатори, чувство-знание и др.
Однако все они так или иначе связаны с интуицией, то есть непосредственным, прямым, но не осознанным получением какого-либо знания. Интуиция играет большую роль как в практической, так и в познавательной деятельности человека. Известно, что многие фундаментальные научные открытия были основаны на интуитивных догадках философов и ученых, которые затем переводились в плоскость рациональных понятий и эмпирических фактов науки.
Иррациональное познание
Слайд 18Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается интуиция, называется «интуитивизм».
Ее самые известные сторонники — Анри Бергсон и Николай Лосский. Многие известные философы, в частности Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Блаватская, признавали ведущую роль или большую значимость интеллектуальной и духовной интуиции в жизни человека и познании мироздания.
Слайд 194. Виды и критерии истины
Цель всякого познания — нахождение истины
о познаваемом предмете, явлении или процессе.
Истина — это соответствие знаний своему предмету, то есть действительности.
Заблуждение — это знание, которое не соответствует своему действительному предмету.
Слайд 20В философии и науке принято рассматривать несколько разновидностей истины — абсолютную,
относительную, объективную и субъективную.
Слайд 21Абсолютная истина
Это полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо. Возможно ли такое
знание? Познание абсолютной истины — вечный духовный процесс, происходящий по законам диалектики. С одной стороны, человеку ничто не препятствует расширять и углублять свои познания о мире. С другой стороны, человек не может приблизиться к точке абсолютного познания мира, так как всегда будет существовать непознанное.
Абсолютная истина (если речь идет о сложных объектах) — это «горизонт», который всегда находится на расстоянии. Если речь идет о простых объектах или явлениях — достижение абсолютной истины вполне возможно.
Слайд 22Относительная истина
Это знание о чем-либо, которое в целом справедливо, соответствует своему
предмету, но является неполным или неточным.
Слайд 23Объективная истина
Это знание, которое не зависит от особенностей субъекта познания, то
есть это истина об объекте сама по себе.
Слайд 24Субъективная истина
Это знание о чем-либо, которое зависит от особенностей субъекта познания.
Оно может совпадать или не совпадать с объективной истиной.
Слайд 25Как человек может проверить правильность своего знания?
В философии выдвигались различные
критерии истины.
Самые известные из них следующие — практический критерий, психологический критерий, эстетический критерий.
Слайд 26Практический критерий предполагает проверку полученных знаний на практике или опыте.
Например,
научную теорию можно подвергнуть экспериментальной проверке. Если полученные факты соответствуют теоретическим положениям теории, — значит, она верна.
Подавляющее большинство философов и ученых полагают, что практика — это наиболее достоверный критерий истины.
Психологический критерий основан на внутренних убеждениях человека.
Например французский философ Рене Декарт полагал, что истинно то, что не вызывает никаких сомнений у исследователя, то, в чем он психологически абсолютно уверен.
Но, психологическая убежденность не всегда может гарантировать истинность.
Эстетический критерий связан с так называемой «красотой» истинного знания.
Некоторые ученые и философы полагают, что истинное знание эстетически гармонично и прекрасно.
Например, физики могут говорить, что соотношение физических величин в той или иной формуле выглядит «красиво» — то есть математически гармонично.
Слайд 275. Деятельность
Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности объекта, выражающийся
в целесообразном изменении мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
Деятельность носит осознанный характер; она включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.
Слайд 28Виды деятельности
Материально-практическая – преобразование природы и общества.
Идеальная, духовная деятельность – развитие
познания, в том числе научного, художественное творчество, нравственное совершенство.
Слайд 29Деятельность выступает в виде социально-групповой и индивидуальной
По характеру преобразований выделяются репродуктивная
(воспроизводящая) и продуктивная (созидающая новое) типы деятельности.