Слайд 1Черниговская Л.И.
Учитель биологии
МБОУ г. Иркутска СОШ №80
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Слайд 2НПК – как средство…
Воспитание нового поколения, становление его культуры и
интеллигентности неразрывно
связаны с формированием
экологического сознания, которое «становится органической
составной частью общественной мудрости, передовой культуры»
(С. Н. Артановский).
Чтобы сохранить нравственные и духовные ценности человека,
не нужно разрушать природу родного края и чувство человеческой
сопричастности с ней. А экологическое воспитание должно
соединить экологию биологическую с экологией культуры
(термин выдвинут Д.С. Лихачёвым), с памятью о духовной жизни
народа.
Слайд 3 Нам нужно всем миром приложить усилия, чтобы остановить
загрязнение внешней среды и
загрязнение внутреннего мира
человека, его духовной памяти и сознания.
И если нравственные ценности возникают на почве
традиционной культуры, то её элементы нужно включать в
уроки и внеклассные мероприятия, в исследовательскую
деятельность.
Слайд 4НПК – как средство…
Сегодня очень важен культурологический диалог как способ
формирования новой
культуры общения.
В работах моих учеников диалогические отношения – это
диалог человека с природой, диалог с другими науками и диалог с
духовными ценностями.
Диалогические взаимодействия строятся на принципах
равенства и взаимного уважения. Эти принципы важны для
диалога человека с природой. Потому что Природа, как сказал
Фёдор Иванович Тютчев: Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Слайд 5НПК – как средство…
Природа нуждается в диалогическом отношении - это наш
дом и
она говорит с нами водами Байкала и Ангары, лесами и
высокогорьями, ветрами и снегами, солнцем, луной
и звёздами, громко или шёпотом
Поэтому организация исследовательской деятельности
на фоне культуры – это мощная инновационная
образовательная технология, которая служит средством
комплексного решения задач воспитания, образования и
развития в социуме
Слайд 6НПК – как средство…
Выполняя работы, мои учащиеся развивают и формируют
исследовательскую деятельность и духовную культуру:
художественную, эстетическую, мировоззренческую;
экологическую культуру: культуру человека в природе,
культуру природы в человеке.
В работах прослеживается внешний диалог, который
взаимно обогащает культуры, дополняя их новыми понятиями.
Это взаимный обмен готовыми ценностями и результатами
творческой деятельности культур.
Слайд 8
«Мелодия жизни параллельной Вселенной»
Слайд 9Изучение взаимосвязи природы и культуры на примере исследования бабочки
Бабочки – объект
вдохновения поэтов
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась!
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
1884г., Фет А.А.
Слайд 10Изучение взаимосвязи природы и культуры на примере исследования бабочки
Бабочки и писатели
В.
Набоков. «Дар»
«Громадная, плоская на лету бабочка, иссиня-черная с белой перевязью…»
Бабочки его первая любовь и по своей значимости уступали только литературе
Бабочки и композиторы
Джакомо Пуччини (1858-1924).
Опера «Мадам Баттерфляй» - 1903г.
Слайд 11Изучение взаимосвязи природы и культуры на примере исследования бабочки
Бабочки и художники
Рудольф
Хеймрат. Гобелены
«Бабочки Янькалну», 1973г.
«Ночные бабочки», 1977г.
«Бабочки Блазмы», 1977г.
Слайд 12Изучение взаимосвязи природы и культуры на примере исследования бабочки
Художник – природа
– это фрагменты крыла сатурнии цекропии и парусника.
Внимательно посмотрим и сравним гобелены с фрагментами крыльев бабочек. Как они похожи: чешуйки крыла и нити гобелена располагаются правильными поперечными рядами, есть основа – жилки крыла и нити гобелена. Разница: художник использует разной толщины и цвета нити, а бабочка – физиологические отбросы. Бабочки – это эстетика и экология
Насколько тесен этот большой мир и как в нем все взаимосвязано тонкими невидимыми нитями
Сатурния цекропия
Сатурния цекропия
(фрагмент крыла)
Парусник
(фрагмент крыла)
Слайд 13Заключение
Я думаю, что непоэтическое отношение к миру, низкий уровень эстетического осознания
его, ограбление природы может оставить человека и без хлеба, и без воздуха для дыхания
Картина В. Черноволенко «Мелодия»
Природа слышит нас, отзывается и высылает нам путеводные огоньки
Слайд 14Комментарии
В работе прослеживается связь природы с духовной культурой человека.
Несмотря на то, что Природа и Культура диалогические противоположности, культура находится в единстве с природой, потому что в основе её лежит природный элемент и природа выступает предпосылкой и условием существования культуры
Слайд 15Рисунок как результат эмоционального состояния ребёнка
или
Я вижу мир глазами
грёз…
Слайд 16Рисунок глазами ребёнка
Умение рисовать, а также творческие способности заложены
в каждом из нас с детства!
Слайд 17Рисунок глазами ребёнка
Своей работой я бы хотела
привлечь внимание к детям с ограниченными возможностями, уметь общаться с ними и находить общие точки соприкосновения, уметь сострадать и любить через рисунок
Потому, что «рисовать значит, в сущности, научиться видеть – видеть правильно, а это нечто гораздо большее, чем просто смотреть глазами»
Кимон Николаидес
Слайд 18Рисунок глазами ребёнка
Рисунки на заданную тему, выполненные детьми
Адаптационно-педагогического центра «Прибайкальский талисман» и учащимися начальных классов МБОУ г.Иркутска СОШ №80
Эпиграфом к работе я взяла слова А.С. Пушкина из произведения «Элегия»: «Порой опять гармонией упьюсь…»
Слайд 19Рисунок глазами ребёнка
Первый этап исследовательской работы – анализ и сравнение детских
рисунков к тексту сказки «Удивительные приключения Вани в зимнем лесу»
Слайд 20Рисунок глазами ребёнка
Рисунок №5 «Прибайкальский талисман»
Слайд 21Рисунок глазами ребёнка
Рисунок
№5 МБОУ СОШ №80
Слайд 22Рисунок глазами ребёнка
Второй этап исследовательской работы – анализ и сравнение детских
рисунков к стихам
ВЕРБОЧКИ
Золотые зайчики
На стене играют,
Белые шугайчики
Вербы надевают…
О.А. Белявская
Слайд 23Рисунок глазами ребёнка
Рисунок
№1 «Прибайкальский талисман»
Слайд 24Рисунок глазами ребёнка
Рисунок №1 МБОУ СОШ №80
Слайд 25Заключение
Исследование показало, что работы детей с
ограниченными способностями ничем не уступают
работам обычных
детей, а зачастую более красивы и
выразительны
Рисунки всех детей наполнены
глубоким смыслом, который нужно научиться
понимать, потому что рисунок – это особый язык
нашего разума
Слайд 26Комментарии
Сравнивая рисунки на заданную тему в виде стихов и сказок, ученица
сделала свой вывод. Эта работа говорит, что через искусство можно привлечь внимание к различным социальным слоям нашего общества и найти общие точки соприкосновения
Влияние социальных факторов на формирование личности на примере французского художника Анри де Тулуз- Лотрека
Слайд 28Анри де Тулуз-Лотрек
Комментарии
В работе дан анализ биологическим и
социальным факторам, повлиявшим
и
сформировавшим личность художника, в
жизни которого произошло слияние
морфофизиологических признаков (уродства) и
и духовной культуры (прекрасного), а в
результате мир узнал необыкновенного
художника. Это яркий пример ведущей роли
социальных факторов, где среда Монмартра
учила и помогала жить, а искусство сплавило
труд и абстрактное мышление
Слайд 29Анри де Тулуз-Лотрек
Данная работа не только пример единого процесса становления человека
и общества, это ещё и возможность понять и принять культуру другого народа
Слайд 30Эфемериды притяжения, страсти и вдохновения
или
Лето – это маленькая жизнь
Слайд 31Экологические художественные фотографии
«Вехи эволюции»
Возможно, ты – пейзаж,
и, взявши лупу,
я обнаружил
группу
нимф, пляску, пляж.
Слайд 32Экологические художественные фотографии
«Вехи эволюции»
Улыбка гарпии
Удивительная! Неужели такое
чудо можно встретить в
Прибайкалье? Да!
Эти
гусеницы не крадут
детей и человеческие души,
но испугать могут
Слайд 33Экологические художественные фотографии
«Вехи эволюции»
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот- дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Слайд 34Комментарии
В этой работе прослеживается переплетение
эволюции бабочек с эволюцией поэзии. А
экологическая художественная
фотография –
это диалог между природой и фотографом,
между фотографом и зрителем.
Фотограф выражает через фотографию свои
чувства и показывает красоту момента, а
фотография привлекает к участию зрителя, его
мысли и чувства
Слайд 35Заключение
Поиск новых путей духовно-нравственного и гражданско-
патриотического воспитания школьников, привёл к выполнению
данных
работ.
Поставленные задачи решались через изучение отечественной и
мировой культуры – имена художников, поэтов, музыкантов и их
произведений.
Во всех работах прослеживается форма диалога, в котором
закрепляется и передаётся культурный опыт человечества.
Я думаю, что такие работы пробуждают у школьников интерес к
предметам, науке, культуре и способствуют повышению общей культуры.
Исследовательская работа – это умение вести культурный диалог.
«Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать,
ответствовать, соглашаться»
М.М. Бахтин
«Чтобы полюбить Родину, нужно познать её. Пусть эта любовь
научит полюбить всё человечество»
Н.К. Рерих