Слайд 1Экологическое воспитание школьников в свете требований ФГОС
Подготовила: Дмитриенко Елена Владимировна
учитель МБОУ
СОШ №52
г. Владивостока
Слайд 2На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были
разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:
массовые
групповые
индивидуальные
работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические конференции, праздники, выставки из природного материала ,ролевые игры, участие в проектах.
кружковые занятия юных друзей природы; участие в экологических десантах кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.
Слайд 3 Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном
этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения детей.
1975 год
2012 год
Слайд 4Многообразна и интересна внеклассная экологическая работа со старшими школьниками. Для этого
мы проводим увлекательные однодневные походы и экскурсии в природу, участия в городских конкурсах, на промышленные предприятия, на выставки, в музеи, заповедники. Это фенологические наблюдения, опытническая работа в «Клубе охраны природы». Это проведение экологических праздников таких как «День птиц». «День реки». «Что? Где? Когда?», «Всемирный день окружающей среды», «Праздник осени», проведение орнитологического КВН, «Счастливого случая»; просмотр видеофильмов на экологическую тематику; эколого-краеведческая работа.
Слайд 5Пропагандируем здоровый образ жизни, участвуем в играх
«Что ?Где? Когда?»
Слайд 6Основные методы и формы организации изучения в НШ и основной школе
, сюжетная игра «Экологическая выставка», ребусы, кроссворды, рисунки, стихотворения, экологические сказки.
Слайд 8Основные методы и формы – изготовление кормушек и скворечников, участие в
уборке скверов, уборка мусора на территории школы и расположенной около школы спортивной площадке, посадка зеленых насаждений на территории школы, разбивка цветочных клумб около школы, памятника К. Блюхеру, участие в экологических тропах, экскурсиях в ботанический сад, и не только в природу, но и на предприятия города, где ребята знакомятся с трудом людей и его влиянием на окружающую среду, а также с мерами по уменьшению отрицательных воздействий промышленных отходов; проектная деятельность.
Слайд 9
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,
направленный на формирование ценностных ориентации и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.
Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.
Слайд 10Учебные предметы начальной школы, основной и старшей школы составляют основу экологического
воспитания школьников.
Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной, основной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Слайд 11Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области
обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. );
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Слайд 12В процессе развития экологической культуры школьника можно условно выделить три этапа
(ступени).
Слайд 13Первая ступень
Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного
личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Слайд 14Вторая ступень
Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от
простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.
Слайд 15Основные методы и формы организации - «Письмо зеленому другу», «Секретный разговор»,
«Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения», экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за деревьями и кустарниками, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за ростом и развитием комнатных растений , фенологические наблюдения, сбор гербария, тесты, экологические тренинги и проекты.
Слайд 16Третья ступень
На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт
ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Слайд 17При формирования экологического сознания у младших школьников мы проводим и родительские
собрания на экологическую тематику, например, «Экологическое воспитание младших школьников», «О братьях наших меньших» и др.
Детям младшего и среднего школьного возраста свойственно желание экологизации своей жизненной среды (практически каждый ребенок просит своих родителей «завести» собачку, попугайчика, аквариум с рыбками) это желание рекомендуется удовлетворить, так как если ребенок живет в среде, лишенной мира природы, он привыкает к установке: « без всего этого можно обойтись». Родителям предлагается составить список всего, что им следует подготовить вместе с ребенком прежде, чем животное или растение появится в их доме. Затем составить экологический кодекс (контракт) с одной стороны подписываются все члены семьи, с другой человек отстаивающий интересы животного, лучше если это будет сам ребенок.
Слайд 18В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования
существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Слайд 19Наша красивая школа. И мы ею гордимся!