Слайд 1 Народная культура в экологическом воспитании младшего школьника
Слайд 2Актуальность:
Формирование экологической направленности личности путём использования материалов
«Народной экологии»
Слайд 3Цель:
Формирование у младших школьников ответственного отношения к окружающей среде средствами народной
культуры
Слайд 4Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Обосновать необходимость применения
элементов народной культуры в начальной школе для осуществления экологического воспитания.
3.Проверить эффективность применения некоторых элементов народной экологии в учебно – воспитательном процессе.
Слайд 5
Объект: процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет: элементы народной культуры
в начальной школе.
Слайд 6
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников ответственного отношения к окружающей среде
средствами народной культуры будет более успешно, если:
- в учебно – воспитательном процесс целенаправленно включать традиции и опыт народной педагогики.
Слайд 7Методы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы связанной с темой исследования;
2.Анализ учебных
программ, учебников
3. Наблюдение за реакцией детей на элементы народной культуры, используемые в учебной и внеклассной деятельности.
Слайд 8
Глава I. Экологическое воспитание, как элемент народной культуры.
Глава II.Использование материалов «
народной экологии» в учебном процессе.
Слайд 9
Экология – это общая наука об отношениях организмов с окружающей средой.
Э. Геккель 1866год
Экология – это наука о взаимоотношениях организменной и надорганизменной системы со средой обитания.
Ю. Одум
Слайд 10
Экологическое воспитание – это создание условий для духовного развития детей, формирования
у них ценностных установок, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов
Слайд 11Культура – обработка, уход, возделывание, образование, умственное и нравственное.
В. Даль
Культура
– специфическая человеческая деятельность.
Э.С. Маркарян
Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
С.И. Ожегов
Слайд 12
Экологическая культура – органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально – психических
состояний и научно обоснованной волевой утилитарно – практической деятельности.
Б.Т. Лихачев
Экологическая культура – часть общей культуры личности, представляющей собой совокупность гармонично развитых интеллектуальной, эмоционально – чувственной и деятельностной сфер.
И. В. Цветкова
Слайд 13Структура содержания экологической культуры:
- экологические знания;
- экологические нормы деятельности;
- экологические правила
поведения;
- экологические традиции;
- гармонизация человека с природой;
- экологические ценности.
Слайд 14Этапы исследования
1. Констатирующий
2. Формирующий
3. Итоговый
Слайд 15
1. Констатирующий этап.
Анкетирование
Цель: выявить знания, которые имеют учащиеся по вопросам народной
культуры.
Слайд 16
Анкета « Я, природа и народная культура»
1.Считаешь ли ты, что человек
– часть природы?
2.Знаешь ли ты пословицы, поговорки о природе?
3.Знаешь ли ты народные праздники?
4.Можно ли научиться любить и понимать природу?
5.Нужно ли охранять и защищать природу?
6.Может ли природа обидеться на человека или вознаградить его?
7.Были ли в вашей жизни моменты, когда природа восхищала тебя?
8.Нужно ли соблюдать семейные традиции?
9.Знаешь ли ты народные игры?
10Знаешь ли ты народные ремесла?
Слайд 20 Виды деятельности
Учебная
1. Окружающий мир
2. Технология
3. Литературное чтение
4. Изобразительное искусство
Внеклассная
1.Тематические классные часы;
2. Народные праздники;
3.Народные игры;
Слайд 21
3. Итоговый этап.
Анкетирование
Цель: выявить влияние педагогической деятельности на развитие интереса младших
школьников к народной культуре.
Слайд 24
Заключение
1.Народная экология - часть педагогического наследия нашей многонациональной страны.
Народная экология,
представляет собой совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и обучения подрастающего поколения.
Исторический опыт свидетельствует, что педагогические взгляды и идеи трансформировались и включались в действие в результате создавшихся традиций, обычаев, семейного уклада жизни. В процессе исторического становления народная экология накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.
2.Применение элементов народной культуры в начальной школе является важным звеном в формировании интереса к изучению национальных и этнокультурных традиций народов Росси у младших школьников. В этот период закладываются основные экологические знания и убеждения, требующие подтверждения в будущем.
3.Использование элементов народной культуры в учебно – воспитательном процессе расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивает наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества. Народная культура способствует формированию экологической культуры младших школьников.