Слайд 1СЛУШАНИЕ - ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Подготовила:
учитель-дефектолог
Морозова Нина Сергеевна
Слайд 2Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В
нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
Слайд 3Задачи слушания-восприятия музыки:
1. Знакомить детей с доступными их восприятию образцам современной,
классической, народной музыки.
2. Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства выраженные в музыке.
3. Различать музыкальные образы (обобщенный образ идеи произведения).
4. Дать детям первоначальные сведения о музыке, подводить их к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера средств музыкальной выразительности, формировать оценочные отношения (подг. гр)
Все задачи видоизменяются и усложняются в каждой возрастной группе.
Слайд 4Формы слушания музыки
Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной
работы с ними - в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах.
Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов.
С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее характер, средства выразительности и способны более длительное время сосредоточивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим большой активности со стороны детей.
Слайд 5 В занятие обычно включается 4-5 произведений, из которых
1-2 инструментальные, а остальные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном -простейший анализ музыкальное произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более одного-двух произведений) и уже знакомый детям материал. Новый впоследствии закрепляется в ходе обычных музыкальных занятий.
Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений.
Слушание как часть обычного музыкального занятия может занимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на котором дети только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной группах.
Слайд 6В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту
музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».
Слайд 7 Большое значение для воспитания интереса к восприятию музыки
имеют создание эмоционально благоприятной обстановки и эмоционально положительное отношение к музыке самого педагога, пример которого для детей весьма важен. Кроме того, особую роль в формировании эстетического восприятия музыки играет разнообразие форм занятий.
Слайд 8В основе слушания лежат три взаимосвязанные темы:
1. «Какие чувства передает музыка?
» Детей знакомят с музыкальными жанрами, с различным характером произведений, расширяют словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая). Тема направляет, внимание детей на эмоциональное содержание музыки.
2.«О чем рассказывает музыка? » Музыка может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.
3.«Как рассказывает музыка? » Музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.
Слайд 9Для слушания используется вокальные и инструментальные произведения
Младшей группе - доступнее вокальная
форма звучания. Половину произведения для слушания составляют вокальные произведения. Дети слушают контрастные по характеру произведения отражающие яркие, близкие образы. (Наша погремушка – Арсеева, Кошка – Александрова) .
Средней группе – используется более сложный репертуар. Песни отражают явления природы (Осенняя песенка – Александрова) .Значительное место занимает инструмент. музыка (Моя лошадка - Гречанинов, Бабочка – Грига) .
Старшей группе – знакомят с произведениями различных жанров передающих разнообразные чувства. (Марш деревянных солдатиков – Чайковский; Колыбельная – Свиридова; Первая потеря – Шуман)
Слайд 10Список литературы:
http://buslik.net/mvosp/126-slushanie-i-vospriyatie-muzyki-osnova-formirovaniya-muzykalnoj-kultury-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
http://vk.com/topic-18030272_27601924
http://5referats.ru/referat/vospriyatie-muziki-detmi-metodika-razvitiya-muzikalnogo-vospriyatiya
http://www.maaam.ru/detskijsad/slushanie-muzyki-kak-sredstvo-razvitija-yemocionalnoi-otzyvchivosti-detei-doshk-vozrasta.html
http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/aktualnost_primenenija_programm_po_predmetu_slushanie_muzyki_avtorov_carevoj_n_a_ushpikovoj_g_a_vladimirovoj_o_v/1-1-0-175