Презентация, доклад семинар-практикум для воспитателей Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Содержание

Возрастная периодизацияРанний возраст от 1 года до 3 летДошкольный возраст от 3 лет до 7 лет Младенчество от 0 до 1 года

Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №50
Психологические особенности развития детей

дошкольного возраста

Педагог-психолог
Фокина А.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50Психологические особенности развития детей дошкольного возрастаПедагог-психолог Фокина А.В.

Слайд 2Возрастная периодизация
Ранний возраст от 1 года до 3 лет
Дошкольный возраст

от 3 лет до 7 лет

Младенчество от 0 до 1 года

Возрастная периодизацияРанний возраст от 1 года до 3 летДошкольный возраст

Слайд 33 – 4 года
Новообразования
развитие самосознания и самостоятельности ребенка;

потребность в общении

со сверстниками и взрослыми;

усвоение первичных нравственных норм.
3 – 4 годаНовообразования развитие самосознания и самостоятельности ребенка;потребность в общении со сверстниками и взрослыми; усвоение первичных

Слайд 43 – 4 года
Ведущая потребность - потребность в общении, уважении, признании

самостоятельности ребенка

Ведущая функция - восприятие

Ведущая деятельность - партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми - ситуативно-деловое: взрослый — источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Отношение со сверстниками - эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен

3 – 4 годаВедущая потребность - потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка Ведущая функция - восприятиеВедущая

Слайд 53 – 4 года
Эмоции - резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от

физического комфорта

Способ познания - экспериментирование, конструирование

Объект познания - непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Условия успешности - разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.

Игровая деятельность - партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие

3 – 4 годаЭмоции - резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфортаСпособ познания - экспериментирование, конструированиеОбъект

Слайд 63 – 4 года
Восприятие - восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).
Внимание

- непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую; удерживает внимание 5-10мин; объем внимания 3-4 предмета

Память -непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), кратковременная; преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5, 1-2 действия.

3 – 4 годаВосприятие - восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).Внимание - непроизвольное; быстро переключается с одной

Слайд 73 – 4 года
Мышление - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению

(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы — заместители, картинки). Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

Воображение - репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа).

3 – 4 годаМышление - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к

Слайд 8





3 – 4 года
Особенности возраста – Кризис 3-х лет
Бунтарство
Негативизм
Своеволие


Упрямство

Деспотичное подавление окружающих

Обесценивание ценностей

Строптивость


3 – 4 годаОсобенности возраста – Кризис 3-х летБунтарство Негативизм Своеволие Упрямство Деспотичное подавление окружающихОбесценивание ценностейСтроптивость

Слайд 94 – 5 лет
Новообразования
Контролирующая функция речи.
Повышенная познавательная активность.
Появление

элементов творческого воображения в сюжетной игре.
Появление элементов произвольности поведения (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
4 – 5 летНовообразования Контролирующая функция речи. Повышенная познавательная активность. Появление элементов творческого воображения в сюжетной игре.

Слайд 104 – 5 лет
Ведущая потребность – познавательная активность
Ведущая функция - наглядно-образное

мышление

Ведущая деятельность - строительно-конструктивные игры; развитие сюжетно-ролевой игры

Отношение со взрослыми - внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации

Отношение со сверстниками - ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции - появление элементов самоконтроля, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

4 – 5 летВедущая потребность – познавательная активностьВедущая функция - наглядно-образное мышление Ведущая деятельность - строительно-конструктивные игры;

Слайд 114 – 5 лет
Способ познания – экспериментирование, конструирование
Объект познания - предметы

и явления непосредственно не воспринимаемые.

Восприятие - восприятие сенсорных эталонов, свойств и качеств предметов

Внимание - непроизвольное, зависящее от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 4-5 предметов.

Мышление - наглядно-образное. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

4 – 5 летСпособ познания – экспериментирование, конструированиеОбъект познания - предметы и явления непосредственно не воспринимаемые.Восприятие -

Слайд 124 – 5 лет
Память – кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида

деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия

Воображение - репродуктивное, появление творческого воображения.

Особенности возраста
Появляется интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
Появление осознанности собственных действий.

4 – 5 летПамять – кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из

Слайд 135 – 6 лет
Новообразования
Планирующая функция речи.
Предвосхищение результата деятельности.
Внеситуативно-деловая

форма общения со сверстником.
Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).
5 – 6 летНовообразования Планирующая функция речи. Предвосхищение результата деятельности. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Начало формирования

Слайд 145 – 6 лет
Ведущая потребность – потребность в общении
Ведущая функция -

воображение

Ведущая деятельность - развитие сюжетно-ролевой игры, усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения; строительно-конструктивные игры; значимы - игры с правилами.

Отношение со взрослыми -Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации + собеседник.

Отношение со сверстниками - ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, появление предпочтений в общении.

5 – 6 летВедущая потребность – потребность в общенииВедущая функция - воображениеВедущая деятельность - развитие сюжетно-ролевой игры,

Слайд 15Способ познания – общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование.
Объект познания

- предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие - знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание - начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

5 – 6 лет

Способ познания – общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование.Объект познания - предметы и явления непосредственно не

Слайд 16Память – развитие целенаправленного запоминания; объем памяти 5-7 предметов из 10,

3-4 действия.

Воображение - развитие творческого воображения.

5 – 6 лет

Мышление - наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Эмоции - преобладание ровного оптимистичного настроения.

Память – развитие целенаправленного запоминания; объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.Воображение - развитие творческого воображения.5

Слайд 175 – 6 лет
Особенности возраста

Проявление элементов произвольности всех психических

процессов.
Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.
В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы внеситуативноделовой.
Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
Половая идентификация.
5 – 6 летОсобенности возраста Проявление элементов произвольности всех психических процессов. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное. В общении

Слайд 186 – 7 лет
Новообразования
Внутренний план действий.
Развитие произвольности всех психических

процессов.
Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
Возникновение первой целостной картины мира.
Появление учебно-познавательного мотива, формирование внутренней позиции школьника
6 – 7 летНовообразования Внутренний план действий. Развитие произвольности всех психических процессов. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы

Слайд 196 – 7 лет
Ведущая потребность – потребность в общении
Ведущая функция -

воображение, словесно-логическое мышление

Ведущая деятельность - длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Отношение со взрослыми - внеситуативно-личностные: взрослый – источник эмоциональной поддержки

Отношение со сверстниками - внеситуативно-деловое: собеседник, партнер по деятельности

6 – 7 летВедущая потребность – потребность в общенииВедущая функция - воображение, словесно-логическое мышлениеВедущая деятельность - длительные

Слайд 20Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками и взрослыми
Объект

познания - причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Восприятие - знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание - развитие произвольности внимания; удерживает внимание 25-30 мин. Объем внимание 10 предметов.

6 – 7 лет

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками и взрослымиОбъект познания - причинно-следственные связи между предметами

Слайд 21Память – развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 6-8 предметов из 10,

4-5 действий Развитие долгосрочной памяти.

Воображение - переходит во внутреннюю деятельность, развивается словесное творчество (стихи, дразнилки).

Мышление - элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления.

Эмоции - развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания

6 – 7 лет

Память – развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действий Развитие долгосрочной памяти.Воображение -

Слайд 22Особенности возраста
Проявление произвольности всех психических процессов.
Ведущей продолжает оставаться

игровая деятельность. Учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
Переход к младшему школьному возрасту. Формируется внутренняя позиция школьника.
Проявление кризиса 7 лет (капризы, демонстративное поведение).
Повышенная чувствительность.
Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6 – 7 лет

Особенности возраста Проявление произвольности всех психических процессов. Ведущей продолжает оставаться игровая деятельность. Учебная деятельность школьного типа еще

Слайд 23Практические задания
Задание 1 Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров,

принимая за основу их взаимоотношения в игре.

1. Максим построил из трех кирпичиков кроватку и положил в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Максима. Максим расплакался.

5. Коля взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.

2. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши.

4. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы плыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама, и забрала его домой. Игра распалась.

3. Дети играли в "морское путешествие". Денис был капитаном. Боря - боцманом, Наташа - врачом, четверо детей матросами. Капитан Денис вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоины. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Дениса к себе в кабинет. Денис предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Дениса капитаном стал Боря, который принял командование. Игра продолжалась.

Практические заданияЗадание 1 Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу их взаимоотношения в

Слайд 24Задание 2 Определите примерный возраст детей. Укажите особенности сенсорного развития детей.


Дети разного дошкольного возраста играли в "угадайку". В игре надо было обследовать фигурки руками, не глядя на них, и дать каждой название.

Петя держал руки на фигурке, похлопывал по ней, но определить фигурку не смог.

Сережа пытался ощупать контуры фигурки всей ладонью. Из предъявленных четырех фигурок правильно назвал две.

Саша ощупывал фигурку двумя руками, тщательно обследовал отдельные ее признаки и определил все фигурки правильно.

Задание 2 Определите примерный возраст детей. Укажите особенности сенсорного развития детей. Дети разного дошкольного возраста играли в

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть