Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение
детей
дошкольного возраста с КИ.
Слайд 2 Кохлеарная имплатация – это не только хирургическая операция, а
комплексный метод реабилитации детей и взрослых с глухотой и выраженной степенью тугоухости, осуществляемый командой специалистов, включающей аудиологов, отохирургов, сурдопедагогов, психологов, инженеров, физиологов и др.
Слайд 3Кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей,
которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь.
В отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву.
Слайд 4 Систему мероприятий кохлеарной имплантации можно разделить на три этапа:
Первый этап: обследование кандидатов на кохлеарную имплантацию.
На этом этапе оценивается целесообразность проведения операции. Проводится комплексное диагностическое обследование, включающее в себя набор обязательных обследований для всех кандидатов. Решение об имплантировании индивидуально для каждого пациента.
Второй этап: хирургическая операция.
В ходе операции под общим наркозом кохлеарный имплант хирургическим путем размещается в заушной области, а цепочка электродов вводится в улитку. В настоящее время процедура является стандартной и занимает 1 – 1,5 часа, если у пациента нет анатомических особенностей и заболеваний среднего уха.
Слайд 5Третий этап: реабилитация.
Данный этап предполагает организацию реабилитационных мероприятий:
- первое включение речевого
процессора;
- настройка процессора;
- занятия с педагогами по слухоречевому продвижению.
Послеоперационная слуховая реабилитация - самый долгий этап, он составляет от нескольких недель до нескольких лет, и предполагает систему помощи пациентам после кохлеарной имплантации и их семьям. Во время занятий педагог обучает пациента пользоваться возникшими новыми слуховыми ощущениями с помощью речевого процессора и осуществлять самоконтроль устной речи.
Слайд 6Первое подключение речевого процессора должно проводиться через 4-6 недель после операции
– это очень ответственный этап, в котором принимают участие как аудиолог, так и сурдопедагог.
Слайд 7 Длительность первой настроечной сессии составляет 2-3 недели, в течение
которых аудиологом совместно с сурдопедагогом осуществляются 5-6 настроек.
Одновременно проводятся занятия с сурдопедагогами, консультации психолога, осуществляется аудиологический контроль (при необходимости проводится объективное тестирование).
Слайд 8В течение первого года после имплантации должны проводятся 4 настроечные сессии.
Длительность сессий программирования составляет в среднем 7 дней.
В течение второго года после имплантации проводятся 2 сессии программирования речевого процессора, а по истечении 2-х лет – настройки процессора и сурдопедагогические занятия проводятся при необходимости, желательно, хотя бы 1 раз в год.
Слайд 9 Принципиальное значение имеют как наблюдение имплантированных пациентов в течение
всей их жизни с перепрограммированием при необходимости речевого процессора, так и обеспечение их при необходимости новыми совершенными моделями речевого процессора и новыми алгоритмами обработки речи.
Слайд 10 Существует ряд проблем которые затрудняют успешность реабилитации детей после кохлеарной
имплантации:
- низкая компетентность родителей и педагогов в данном вопросе;
- отсутствие сурдопедагогов в территориях;
- недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации сопровождения.
Слайд 11Для решения этих проблем, могут быть спланированы конкретные пути их решения:
1.Разработана программа
сопровождения детей после кохлеарной имплантации.
2.Проводены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми в присутствии родителей.
3.Проведено консультирование родителей.
4.Разработан и проведен семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений на тему «Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации».
5.Запланировано проведение круглого стола для родителей, воспитывающих детей после кохлеарной имплантации.
Слайд 12Всех детей с кохлеарной имплантацией можно условно разделить на группы
в зависимости от уровня развития слухового восприятия:
1. Дети, оглохшие в период до овладения речью. К данной категории относятся все врожденно глухие дети с кохлеарными имплантами до трех лет.
2. Дети, имеющие слуховой опыт и потерявшие слух в период овладения речью
3.Дети, которых протезировали в раннем возрасте и эффективно занимавшихся с сурдопедагогами.
Слайд 13Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия
звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи — это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др.
Слайд 14Затем начинаются занятия с педагогом с целью развития слухового восприятия и
развитие устной речи. Педагог обучает ребенка пользоваться своим появившимся слухом.
Основной процесс реабилитации должен обеспечиваться родителями в домашних условиях.
Слайд 15Реабилитационные занятия после включают обучение следующим аспектам:
обнаружение наличия—отсутствия звуков;
обнаружение различий между
акустическими сигналами (одинаковые — разные);
различение голоса человека и других неречевых бытовых сигналов;
опознавание бытовых сигналов;
определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);
различие и опознавание отдельных звуков речи, (интонация, ритм), фонемных признаков (твердость—мягкость, место артикуляции и др.);
опознавание изолированных слов, предложений;
понимание слитной речи; понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.
У детей, потерявших слух до овладения речью, кроме того, проводятся занятия по развитию устной речи и языковых навыков.
Слайд 16Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня
развития. Поэтому после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций.
Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях школы и включает развитие:
а) двигательной активности ;
б) восприятия окружающего мира ;
в) внимания ;
г) памяти;
д) воображения;
е) мышления ;
ж) эмоционально-волевой сферы .
Слайд 17Сопровождение направлено на помощь ребенку и его родителям в преодолении трудностей, связанных с реабилитацией ребенка,
на повышение педагогических возможностей родителей, на изменение социальной ситуации развития детей и создание для этого более благоприятных условий.
Задачей сопровождения на начальном этапе работы является установление контакта с родителями, подробное и этичное выяснение обстоятельств, связанных с проблемой ребенка. Для формирования основы дальнейшего сотрудничества с семьёй очень важно соотнести ожидания родителей от сопровождения с возможностями ребенка и педагога, исключив тем самым их несоответствие в будущем.
Слайд 18Реабилитация детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью
для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов и близких ребенка.
Слайд 19Дети с кохлеарными имплантами могут посещать:
сады комбинированного вида( дошкольные учреждения,где дети
с нарушенным слухом обучаются вместе со слышащими);
сады компенсирующего вида(специализированные дошкольные учреждения для детей с нарушенным слухом);
логопедические детские сады;
массовые детские сады.