Слайд 1Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях детей.
Что делать?
Что говорить?
Как говорить?
Чего
нельзя делать?
Чего нельзя говорить?
Слайд 21. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
(Если реакция в
пределах допустимого нужно дать возможность ребенку отреагировать, выслушать его и направить на что – то более конструктивное.)
Полное игнорирование реакций
Выражение понимания чувств (Конечно, тебе обидно…)
Переключение внимания, предложение какого – либо задания ( Помоги, мне, пожалуйста…)
Позитивное обозначение поведения (Ты злишься, потому, что устал…)
Слайд 32. Акцентирование внимания на поступках.
(Ребенок должен понять, что его
любят, но против того, как он себя ведет.)
Поступок не равен личности, оценка действий не конструктивна.
Обсуждаем только факты
Принцип «здесь и сейчас»
Слайд 43. Установление с ребенком обратной связи.
(Взрослый проявляет: заинтересованность, доброжелательность и твердость)
Констатация
факта: ты ведешь себя агрессивно.
Констатирующий вопрос: ты злишься?
Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению: я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит…
Апелляция к правилам: мы с тобой договаривались о том, что…
Слайд 54. Контроль за собственными негативными эмоциями.
Агрессия ребенка у взрослого ОБЫЧНО вызывает:
раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. Но управление взрослым собственным состоянием не подкрепляет негативное поведение ребенка.
Слайд 65. Снижение напряженности ситуации или чего делать не следует.
Повышение голоса, изменение
тона на угрожающий.
Демонстрация власти: «Будет так, как я скажу», «Воспитатель здесь я!»
Крик, негодование.
Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, сцепленные или перекрещенные руки, разговор «сквозь зубы».
Сарказм, насмешка, высмеивание и передразнивание.
Негативная оценка личности ребенка, его близких и друзей.
Использование физической силы.
Привлечение в конфликт посторонних.
Настаивание на своей правоте.
Нотации, проповеди, «чтение морали»
Наказание или угроза наказания.
Обобщения типа: «Все вы одинаковые», «Ты, как всегда», «Ты никогда не…»
Сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу.
Команды, требования и давление.
Оправдания, подкуп и награды.
Слайд 76. Обсуждение поступка.
Беседа возможна только после того, как все участники успокоятся
(и их эмоции будут в пределах нормального состояния)
Обсуждать ситуацию нужно быстро, не затягивая рассуждения.
Беседовать лучше индивидуально, без свидетелей.
Обязательно объяснить негативные последствия агрессивного поведения (для окружения и, прежде всего, для него)
Слайд 87. Сохранение положительной репутации ребенка.
Публично минимизировать вину ребенка: «Ты плохо себя
чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», НО: в личной беседе показать истину.
Не требовать полного подчинения, позволив ребенку выполнить требование взрослого своим способом.
Предложить компромисс, договор со взаимными уступками.
Слайд 98. Демонстрация моделей неагрессивного поведения
Взрослый – образец поведения.
Нерефлексивное слушание.
Пауза, дающая возможность
ребенку успокоиться.
Внушение спокойствия невербальными средствами.
Прояснение ситуации наводящими вопросами.
Юмор
Признание чувств ребенка.
(Главное: искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций произносимым словам)
Слайд 10Основные правила, помогающие управлять поведением ребенка.
Предъявляйте четкие требования и подождите 5
секунд.
Если ребенок подчиняется – немедленно похвалите его.
Если ребенок не слушается, сделайте одно предупреждение.
Если ребенок по – прежнему не слушается, сделайте TIME – OUT. /Маленького ребенка посадите на стул, более взрослого предпочтительнее удалить в комнату/.
Слайд 115. Исследования показывают, что и пять минут достаточно длительное время, но
настаивайте на том, чтобы ребенок вел себя тихо некоторое время (в сумме по 1 минуте на год жизни ребенка) прежде, чем Вы разрешите ему выйти.
6. Когда TIME – OUT закончен, повторите свое первоначальное требование.
7. Если ребенок слушается – похвалите его, если нет – повторите предупреждение и полную последовательность Ваших действий.
Слайд 12Последовательность требований.
(5 сек)
выполнение внимание/награда
Требование выполнение внимание/награда
(5 сек)
непослушание предупреждение
непослушание TIME - OUT