Слайд 1
Дидактические игры по русскому языку на уроках в начальной школе.
Жданова И.Ю.
учитель начальных классов
Слайд 2 Дидактические игры –
это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения учащихся, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Слайд 3Основные функции дидактических игр
Формирование интереса к учению и снятие напряжения
Активизация познавательной
деятельности
Формирование общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы
Формирование навыков самоконтроля самооценки
Формирование адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей
Слайд 4Виды дидактических игр
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих
игр дети выполняют действия по образцу.
Игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
Игры, включающие элементы поиска и творчества.
Слайд 5 Дидактические игры по русскому языку
«Назови слово, противоположное по значению»
- Учитель
бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий. Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово - низкий. Затем игра продолжается с другими словами.
Слайд 6Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»
«Разноцветные буквы»
Цель: Развитие внимания, зрительного
восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: Детям предлагается для рассмотрения таблица 7х7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов).
Задание: Найти гласные буквы. Сколько их?
Сколько синих согласных?
Сколько зеленых согласных? и т. д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки – числом пальцев. Тот кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
Слайд 7Тема: «Большая буква»
«Кто быстрее исправит ошибки»
Цель: Развитие внимания, закрепление учебного материала
через использование игровой мотивации.
Описание: На доске - два текста, равные по количеству слов и ошибок.
Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
Слайд 8Тема: «Слова»
«Заполни окошечки»
Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса.
Описание:
На доске крепятся две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги.
Задание: Дети заполняют окошечки соответствующими буквами и слогами.
Слайд 9Тема: «Предложение»
«Живые слова»
Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через
двигательный анализатор.
Описание: К доске приглашаются учащиеся, выступающие в роли слов, они называют каждый свое слово по порядку.
Задание: Классу дается задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.
Слайд 10Игра “Закончи пословицу”
Цель: развитие словарного запаса, активизация памяти, мышления и воображения.
Описание:
на доске написаны пословицы, к доске по одному приглашаются учащиеся. При затруднении в ответе призвать на помощь весь класс.
Задача: дописать пропущенный глагол с
противоположным значением и объяснить пословицу.
Примеры:
Мир строит, а война……...
Смелый побеждает, а трус……..
Труд кормит, а лень……...
Человек от лени болеет, а от труда…….
Лето припасает, а зима……..
Лентяй ест – греется, а работает -……...
Слайд 11Многие дидактические игры и упражнения носят интегрированный характер: так, например, на
уроке чтения или русского языка можно использовать упражнение с числами, примерами, различными арифметическими заданиями:
82
11
64
35
100
25
11
25
35
64
82
100
С
К
А
З
К
И
*Расположите данные числа в порядке возрастания:
*Прочитайте слово, которое у вас получилось.
Слайд 12Используемая литература
Журнал «Начальная школа», № 3, № 5, 2004; № 1,
2007
Методичка. «Обучение, воспитание и развитие детей в начальной школе»
И. А. Петровой . Москва , Просвещение, 1990
Методичка. «Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики в начальных классах» Крыловой Т. В. Нукус, 2003
Е.В. Языканова «Развивающие занятия для младших школьников» Библиотечка «Первого сентября» Серия «Начальная школа» Москва,
Чистые пруды, 2006
Я иду на урок. Естествознание. М.: - Первое сентября, 2000
Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». М.: -Вако, 2004