Слайд 2Историческая справка
Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) был введен психиатром
Е. Блейлером в 1920 г. и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления шизофренических пациентов, характерной чертой которых является бегство от реальности и уход в себя.
Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно этиологии, патогенеза, клиники, лечения, прогноза этого психического расстройства.
Слайд 3 Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10000 населения,
а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10000.
Слайд 8Критерии выраженных форм РДА
глубокие нарушения в социальном развитии
задержка и
нарушения развития речи вне связи с интеллектуальным уровнем
стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипах, сверх пристрастие к объектам и сопротивление изменению окружающей среды
появление нарушений до 30 месяцев. В последнее время - появление первых симптомов до 48 месяцев.
Слайд 9Классификация РДА
К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА:
1 группа
- с преобладанием отрешенности от окружающего
2 группа - с преобладанием аутистического отвержения окружающего
3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего
4 группа - с преобладанием сверх тормозимости в отношениях с окружающим
Слайд 10Каким бывает аутизм?
детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз,
синдром Каннера);
атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
синдром Ретта (F84.2);
синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5);
Слайд 12 причины возникновения
беременность, как правило, проходит без каких-либо осложнений.
Лишь изредка удается выявить
некоторые возможные причины аутизма у детей. Среди них:
Перенесенная матерью краснуха во время вынашивания,
Ожирение,
Генетические изменения в хромосомах,
Туберозный склероз,
ДЦП.
Любое из этих заболеваний у беременной женщины в теории способно вызвать отклонения у её малыша. Однако, самая распространенная причина – это передача данной патологии по наследству. Если в семье матери кто-то был болен аутизмом, то есть вероятность, что и её ребенок будет страдать от этого заболевания.
Существует также ряд стимулов, потенциально способных навредить здоровью детей. Среди них органические поражения ЦНС, вроде энцефалита, инфекции, проблемы с гормонами, отравления ртутью и воздействие химикатов.
Слайд 13Важную роль играет некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, плохая переносимость фрустраций, низкий
порог возникновения тревоги. В этом случае, в результате воздействия каких-то неблагоприятных внешних факторов, в том числе недостаточности эмоционального контакта с материю (в результате ее депрессии, тяжелых травматичных переживаний) ребенок как бы закрывается от внешнего мира, который он воспринимает как травмирующий, ранящий. В своем «коконе» ребенок чувствует себя в большей безопасности. В итоге, с самого рождения формируется определенная личностная структура, основанная на тотальной защите, аутизме, что нарушает весь процесс последующего психологического, интеллектуального, эмоционального развития в большей или меньшей степени, но примерно одинаковым образом.
Слайд 15Проявления раннего детского аутизма
В грудном возрасте родители могут отметить особенности поведения
и реагирования ребенка. Это могут быть трудности кормления, когда ребенок отказывается от груди или вяло сосет, или же наоборот, сосет грудь очень жадно и не может насытиться. Аппетит может быть плохим, нередко он избирателен, когда какие-то продукты категорически отвергаются, например, молоко. Различны варианты реагирования на внешние раздражители от повышенной пугливости и страха малейших шорохов до практически полного отсутствия реакций, в том числе на обращение. При этом ребенок может производить впечатление глухого и слепого. Реакция на дискомфорт тоже может быть различной: от бурных проявлений недовольства при малейшем неудобстве до отсутствия реакции на голод, мокрые пеленки, холод. Нередко родители считают своего ребенка очень «удобным», спокойным, беспроблемным. Кроме того, довольно часто отмечается склонность к аллергическим проявлениям.
Слайд 16Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии или выраженной ограниченности контакта с
внешней реальностью. Ребенок как будто отгорожен от мира, живет в своем панцире, “скорлупе”. Часто бывает так, что когда родители приближаются к ребенку, он не реагирует на их голос, не улыбается в ответ, а если улыбается, то в пространство. Трудно поймать взгляд ребенка, привлечь его внимание. Характер общения ребенка с близкими людьми очень часто имеет особенности, например, он поздно начинает выделять мать или вообще ее не выделяет. Отношение к взрослым может быть различным от сверхобщительности и отсутствия всяких границ, когда ребенок на улице легко начинает разговаривать с незнакомым человеком, до полного отсутствия внимания к людям или страха незнакомцев, избегания контакта с людьми, которые не нравятся.
Слайд 17К другим детям отношение также необычное. Часто ребенок их просто не
замечает, относится как к мебели. Иногда есть стремление к общению с детьми, даже восторг при их виде с бурными проявлениями чувств, которых дети не понимают и даже побаиваются, т.к. объятия могут быть удушающими и ребенок, «любя», может причинять боль. Привлекает внимание ребенок к себе часто необычными способами, например, толкнув или ударив другого. Иногда он боится детей и при их приближении с криком убегает. Бывает, что во всем уступает другим; если берут за руку, не сопротивляется. Понимание эмоционального состояния другого человека для ребенка часто недоступно или реакция его неадекватна, например, смеется, если мама плачет, хотя нередко родители отмечают, что ребенок очень чувствителен к их настроению, проявляет сочувствие. В детском саду не соблюдает режим, не слушается воспитателей, а может сидеть, например, в шкафу. Или ребенок ведет себя слишком свободно, например, громко объявляет в автобусе остановки: «Уважаемые пассажиры, следующая остановка…».
Слайд 18I – наиболее тяжелая форма аутизма. Характерные признаки:
эмоциональный контакт со
взрослыми отсутствует;
реакция на внешние раздражители слабы;
может присутствовать мутизм;
типична мимическая маска глубокого покоя;
характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
Слайд 19Внешние проявления синдрома детского аутизма
предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка;
трудности установления глазного контакта;
стереотипность
в поведении;
поглощенность однообразными действиями;
пристрастие к одним и тем же предметам;
особая характерная задержка и нарушение развития речи;
раннее проявление указанных расстройств.
Слайд 20Характерные стереотипии – непроизвольные, неосознанные повторяющиеся движения или действия:
двигательные;
речевые;
пространственные;
социальные;
игровые.
Слайд 21Характерные признаки:
присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
в
речи преобладают однотипные штампы-команды;
возможно выполнение просьб матери;
чрезмерная привязанность к матери; сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
ритуализация повседневной жизни.
Слайд 22Характерные признаки:
наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
способность выразить свои
потребности посредством речи;
конфликтность;
поглощенность одним и тем же занятием;
большой словарный запас “книжного характера”;
парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
Слайд 23Характерные признаки:
способность к общению;
интеллектуальные функции сохранны;
чрезмерная потребность к защите и
эмоциональной поддержке со стороны матери;
присутствие ритуальных форм поведения;
круг общения ограничен близкими взрослыми;
трудности в усвоении двигательных навыков.
Слайд 24Признаки аутизма
слишком пристально смотрят к собеседнику в глаза, либо вообще избегают
зрительного контакта;
могут подойти к собеседнику слишком близко, либо отдалиться от него на очень большое расстояние;
могут говорить слишком громко или наоборот еле слышно;
не понимают эмоций, намерений, чувств остальных людей, человек у них ассоциируется с неодушевленным предметом;
не осознают, что своим поведением могут кого-то обидеть;
они практически не способны к дружеским или романтическим отношениям через дефицит общественных знаний.
Слайд 25Признаки аутизма
Они видят и слышат о любви, но им трудно ощутить
и понять эту сердечную склонность, так как у многих с аутизмом нет привязанности к родному, а тем более к чужому человеку;
Объятия для аутистов — это непонятная чья-то попытка ограничить их движения.
в обыденных однотипных ситуациях чувствуют и ведут себя уверенно, спокойно;
реагируют на любую перемену в жизни и очень переживают, если что-то изменилось;
имеют ограниченный набор интересов, большую предрасположенность к установленным предметам, привычкам, конкретным местам.
Выводит из равновесия или сильно пугает любая перемена привычной обстановки;
Слайд 26Особенности отклонений в речевом развитии.
мутизм (полное или частичное отсутствие речи);
-эхолалии,
речевые штампы, речевые стереотипии;
-отсутствие использования местоимения первого лица;
-развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3-х лет);
-преобладание монологической речи и аутодиалогов.
Слайд 27Что делать при аутизме?
После постановки диагноза любого родителя будет интересовать лечение
аутизма у детей. Однако, никакого лекарства от данного расстройства не существует. Исправить ситуацию помогает постоянная работа с детьми, ежедневные занятия, которые проводят и специальные центры.
Аутизм не поддается лечению, с ребенком необходимо постоянно работать специалистам.Ребенку-аутисту потребуется специальное образование, помощь психолога, логопеда и других врачей. Однако, в целом он абсолютно жизнеспособен, просто отличается от остальных своим восприятием мира. Именно поэтому многие не считают аутизм болезнью. «Лечить» же его нужно для того, чтобы малыш мог спокойно контактировать со сверстниками и другими людьми.
Слайд 28Лечение аутизма
Медикаментозная терапия назначается по синдромальному принципу, направлена на
уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию ребенка, например, выраженные агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность. При наличии эпилептических приступов показаны противоэпилептические препараты. Стационарное лечение ребенка с аутизмом, если в нем возникает необходимость, не должно быть длительным. Но надо иметь в виду, что обычно детей стационируют без родителей, то есть происходит резкая сепарация, разделение, которые являются дополнительной, часто значительной травмой для ребенка.
Слайд 29Обучающие подсказки
Дети - аутисты нуждаются в строго расписанном распорядке дня, им
нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно.
Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении.
Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, (отмена контрольной работы, или неожиданная интересная экскурсия.)
Слайд 38ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
цель музыкального воздействия - создание отношений не
между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.
Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, визуальный контакт и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.
Слайд 39Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем,
что она более
гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями.
С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.
Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.
Слайд 46Задачи коррекционного воздействия
уход ребенка-аутиста от примитивной, однообразной деятельности и становление
направленной деятельности;
переход от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков;
постепенный переход от индивидуальных занятий к групповым.
Слайд 47Методы коррекционного воздействия
1 этап – отработка важнейшей реакции оживления и
слежения; формирование зрительно-моторного комплекса, когда в процессе манипуляции с предметами развиваются тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие.
Слайд 48Методы коррекционного воздействия
2 этап –переход от манипулятивной игры к сюжетной.
Главная задача: побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса.
Слайд 49Методы коррекционного воздействия
3 этап –введение более сложных игр и самой
моторной деятельности. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме, конкретно, последовательно, многократно.
Слайд 50Большое значение в коррекционной работе имеет:
- пространственно-временная организация аутичного ребенка
в школе. создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.
необходима помощь в организации себя во времени среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной возможностям ребенка к восприятию этих смыслов. обучение чтению легче вести с использованием коротких, но значимых для ребенка текстах (например, истории о нем самом, составленные родителями).
важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно. Очень эффективными оказываются походы.
для коррекции общей моторики рекомендуется использовать самые разнообразные упражнения - бег, прыжки, кувырки и т. д.
Слайд 51Сочиненияе Аня М. (1993 г.р.) Как я провёл лето (../01/2004) Однажды
я воткнула в кресло иголку и оставила на диване ножницы. Вилку на стуле. Многим девочкам я положила кнопку. Я колола всех девочек ножами, ножницами, иголками, спицами, вилками, топором, пилой. Все называли меня "Оля - хулиганка". Я ещё больше хулиганила. Я выбрасывла всех с балкона. 2 погибли. Я хотела изжить всех. Они даже на двери написали "осторожно, опасная Оля". Я ещё больше разозлилась и стала всех бить 2ух до полусмерти. На них я натравила собак. Их загрызли досмерти. А всё из-за того, что я полюбила мальчика и боялась, что он достанется другой. Ещё я всех толкала. Кого под паровоз, кого под трамвай. 2 погибли под автобусом, 3 под трамваем, 5 под паровозом, 7 под электричкой. А пока я убивала, мальчик убежал лето кончилось. Я пошла в школу. Честно не знаю судьбу мальчика.
Слайд 52Сочинение Антон Х. (1987 г.р.) Люди (13/03/2001)
Люди бывают добрые, веселые,
грустные, добрые, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие. Гуляют, бегают, прыгают, говорят, смотрят, слушают. Смешливые, барные. Красные. Короткие. Женщины бывают добрые, говорящие, светлые, меховые, горячие, красивые, ледяные, мелкие. Бывают еще люди без усов. Люди бывают сидячие, стоячие, горячие, теплые, холодные, настоящие, железные. Люди идут домой. Люди ходят в магазин. Люди играют на пианино. Люди играют на рояле. Люди играют на гармошке. Люди идут на Плеханова. Люди стоят возле дома. Люди терпят. Люди пьют воду, чай. Люди пьют кофе. Люди пьют компот. Пьют молоко, пьют морс, пьют кефир. Заварку. Пьют еще квас, лимонад, спрайт, фанту. Едят варенье, сметану. Люди думают, молчат. Больные и здоровые. ...>