Слайд 1Исследовательская работа и как её написать
Слайд 2Введение и что в нём не нужно писать ни в коем случае
Задача введения – заинтересовать читателя.
Расскажите о себе, о том, что Вас интересует, и как Вы пришли к теме исследования. Не бойтесь быть искренними. Работы тех, кто по-настоящему увлечен, отличаются от формальных, скучных сочинений. Заразившись Вашей увлеченностью, читатель терпеливо пройдет вслед за Вами по извилистым путям Вашего исследования, сопереживая автору и его героям.
Хороший способ привлечь внимание – начать с какого-нибудь неожиданного факта или события, произведшего на Вас большое впечатление. Немного мастерства рассказчика (а раз вы взялись написать работу, то оно у Вас непременно есть или появится со временем) – и читатель уже заинтригован.
Слайд 3Пример: «В начале июля 2010 года мы, слушатели школы юного историка, совершили экспедицию
„По святым местам Крымского района". Экспедиция оставила неизгладимые впечатления...».
«Зацепив» читателя, переходите к делу – расскажите, что Вы исследовали, какими источниками для исследования вы пользовались, какую историю хотите рассказать и зачем. Как Вы это сделаете – неважно. Главное – не слишком надоедать и быть краткими. Рассказывая о задачах исследования, не стоит говорить о том, что к нему непосредственно не относится.
Всё. Слишком длинное введение, если оно не связано непосредственно с историей, хочется пролистнуть.
Слайд 4
Как правильно написать заключение?
Задача заключения – напомнить читателю Ваши выводы, сделанные в основных
главах работы. Испытанный способ – написать в заключении несколько общих предложений по сути работы в целом, сверить написанный текст с «задачами», сформулированными во введении. Такое заключение не вызовет нареканий, но и не произведёт впечатления на читателей.
Слайд 5Другим вариантом заключения может быть своеобразный эпилог Вашей истории. Что случилось
с описанными Вами персонажами, явлениями, местами? Возможно, Вас более всего поразил чей-то монолог или отрывок какого-нибудь письма. Вероятно, у исследуемого Вами сюжета есть какой-то необычный поворот, который до поры оставался в тени, – это также может стать хорошим материалом для заключительной части.
Слайд 6
Простота и понятность
При написании научного (да и любого другого) текста важно понимать, что
Вы пишете его не для себя и не для Вашего научного руководителя, а для такого читателя, который не только не имеет никакого понятия о том, что Вы описываете, но и не поймёт ни одной даже самой простой мысли, если Вы её детально не растолкуете.
Часто создаётся впечатление, что мысль, написанная простым языком, без сложных слов и зубодробительных конструкций, теряет в «весе». Это не так. Мысль, которую нельзя объяснить просто, чаще всего оказывается ближе к ощущению умственного движения, чем к чётко сформулированному тезису. Не бойтесь простоты. В ней ключ к успеху.
Слайд 7Исследователям приходится иметь дело со специфическими научными терминами или названиями, которые в обычной
речи не используются. При первом упоминании каждый такой термин следует объяснить. Это важно не только для непонятливого читателя, но и для Вас: объяснив термин, Вы можете удостовериться в том, что Вы его поняли. То же относится и к упомянутым людям. Каждый раз введение нового имени должно сопровождаться краткой характеристикой. В простейшем случае это могут быть даты жизни человека, указание отношений с ранее упомянутыми персонажами (сосед, председатель сельсовета, краевед). Если Вам важно, чтобы читатель знал что-либо о нём ещё, – не скупитесь на разъяснения.
Слайд 8Деление текста на абзацы
Большое значение для восприятия текста имеет его правильная разбивка
на абзацы. Абзац – смысловая единица текста, зачастую более важная, чем предложение. Осмысленное деление текста на абзацы поэтому не только облегчает чтение, но и позволяет наилучшим образом сформулировать мысль или рассказать историю. Здесь лучше придерживаться следующих простых правил:
Абзац должен содержать не более одной законченной мысли или смыслового фрагмента истории. Не следует начинать абзац с одной мысли, в середине цитировать невпопад источник и заканчивать анализом только что упомянутого фрагмента.
Абзацев не должно быть слишком много или слишком мало. Не пишите каждое новое предложение с красной строки, но и не забудьте разбить на два или три абзаца текст, который занимает более страницы.
Слайд 9Оформление
Титульный лист
На титульном листе должна быть отражена информация о теме работы, её авторе (или
авторах), научных руководителях и консультантах, а также о школе, в которой авторы работ учатся.
Главное правило при оформлении титульного листа – на нём не должно быть лишних слов (например, «Исследовательская работа на тему»).
Слайд 10Оформление текста
Работа выглядит аккуратней и производит лучшее впечатление на читателя, если:
основной текст написан
одним шрифтом и одним размером. Использование других шрифтов и начертаний (например, курсива) должно быть обосновано;
абзацы отделены один от другого, соблюдается красная строка;
текст выровнен по ширине или по левому краю;
в тексте работы правильно использованы тире («–», нужно для разделения двух предложений, обособления определений, обозначения прямой речи и т. п., ставится между цифрами при обозначении промежутка) и дефис («-», ставится между частями сложных слов)2;
в тексте единообразно употребляются кавычки (например, только «ёлочки», а внутри них – только „лапки");
названия глав отличаются размером или, по меньшей мере, форматированием от основного текста;
на всех страницах, кроме титульной и содержания, проставлены их номера.
Слайд 11Что такое аппарат работы
Способ, которым Вы описываете источники информации или мнений, называется
научным аппаратом работы. Вариантов его организации может быть много, не следует воспринимать какой-нибудь из них как догму. Важны лишь две идеи – приводимые Вами сведения должны быть проверяемы, а фрагменты текста, написанные не Вами, обозначены (например, кавычками или как прямая речь).
Аккуратно оформленный научный аппарат произведёт хорошее впечатление на читателя. Неряшливый – заставит усомниться в качестве работы в целом и даже в том, что автор писал работу самостоятельно.
Вот несколько советов, как сделать научный аппарат удобным и прозрачным.
Слайд 12Мы рекомендуем использовать наиболее простой и удобный для просмотра вариант постраничных сносок (источник
информации или цитаты указывается внизу страницы). Допустимо указывать источник цитаты в круглых или квадратных скобках после неё (если, например, речь идёт о письмах из семейного архива).
После написания работы имеет смысл ещё раз пересмотреть её и составить для себя список использованных типов источников. Для каждого из типов (например, интервью или письма) следует определить, что о нём должно быть известно читателю, придумать форму представления этих сведений. Например, про интервью важно знать, кем оно было взято, когда и у кого, где хранилось (если используются материалы местных архивов). Грамотным описанием интервью тогда было бы:
«Интервью с Л. М. Сапожниковой (61 год), записано 13.08.2012 автором» или «Интервью с К. Н. Запулиным, записано в 2005 году // Архив школьного музея». Допустимо указывать архивное хранение в скобках: «Интервью с К. Н. Запулиным, записано в 2005 году (Архив школьного музея)».
Слайд 13Ссылки на книги
Правильное оформление использованной литературы – сложное искусство. Ознакомиться с его азами Вы можете
по многочисленным справочникам и советуясь с библиотекарями. В нашем конкурсе мы не требуем строгого и безукоризненного соответствия работы государственным стандартам по оформлению. Важно, чтобы стороннему читателю было понятно, на какие конкретно книги, статьи и исследовательские материалы Вы ссылаетесь. Для этого нужно быть последовательным и указывать все необходимые данные об источнике цитаты или сведений (имя автора, название произведения, год его издания и страница).
Если Вы используете книгу, перепишите её выходные данные (название книги, автор, серия и пр.) точно так, как они указаны в книге (как правило, их печатают с обратной стороны титульного листа). Если Вы ссылаетесь на статью, то укажите имя автора, название статьи, а затем – через две косых черты («//») – название журнала или сборника, где она опубликована, его выходные данные и страницы, на которых находится статья.
Слайд 14Ссылки на документы из архивов:
Как и у книг, у архивных документов есть название. Иногда есть
и автор. Большинство хранящихся в архиве документов никогда не издавались. Для описания такого документа нужно указать название архива, номер и название фонда, раздел (если описи фонда организованы по разделам), опись, дело и листы (если указанный Вами документ не единственный в деле или Вы ссылаетесь на конкретное его место).
Название архива можно писать сокращённо (например, Государственный архив Тверской области называть ГАТО), но в таком случае в конце работы нужно предусмотреть раздел «Сокращения», где бы все использованные в Вашем исследовании аббревиатуры раскрывались. Если Вы ссылаетесь всё время на один и тот же фонд, то его полное описание можно привести там, где Вы говорите о нем в первый раз, а затем просто указывать информацию, которая меняется (другой номер дела, другая страница и т. д.)
Слайд 15Ссылки на информацию, взятую из интернета
Часто сложности возникают в связи с использованием ресурсов интернета. Чтобы
не попасть впросак, нужно обращать внимание на несколько важных моментов.
Прежде всего, следует понять, что за текст перед Вами. Это может быть подписанная или анонимная статья из авторитетной энциклопедии, фрагмент базы данных, отрывок чей-то диссертации (например, с сайтовhttp://dissland.com или http://dissercat.com), электронная публикация общедоступных произведений (например, с сайтовhttp://lib.ru или http://books.google.com) или просто опубликованная кем-то в интернете работа.
Слайд 16
Затем нужно оценить степень доверия к тексту, взятому из интернета. Помните, что Вы можете
запросто столкнуться со статьями, написанными людьми, вовсе не разбирающимися в вопросе. Так, не следует слепо доверять материалам «Википедии». «Свободная энциклопедия» далеко не всегда пишется компетентными людьми. Хороший способ определить качество статьи – посмотреть на сноски. Если они ведут на книги, которые кажутся серьёзными, то вероятно, тексту статьи можно доверять. Но каждый факт всё равно следует перепроверять, «пробивая» его на поисковых сайтах. Разумеется, на «Википедию» не нужно ссылаться!
После того, как Вы поняли, что за текст перед Вами и убедились, что он и его автор вызывают доверие, можете использовать его в работе и ссылаться на него. Важный нюанс: при ссылке на интернет-статьи нужно не забыть указать дату, когда Вы заходили на указываемую страничку в последний раз. Это делается из-за того, что поменять информацию или страницу в интернете можно легко и не оставляя следов. Указывая дату обращения, Вы тем самым «страхуете» себя от того, что проверяющий не сможет найти нужного текста на странице.
Слайд 17
Оформление содержания
Задача содержания – дать понять читателю, что за работа перед ним. Содержание
должно отражать внутреннюю структуру Вашего исследования. «План работы» без указания страниц для этого плохо подходит.
При составлении содержания следует помнить о нескольких вещах:
Главы исследования должны иметь название. Если Вы хотите их только пронумеровать, не давая заглавия, в содержании следует в квадратных скобках описать, о чём идёт речь в главе