Слайд 1Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Слайд 2Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста (4 год жизни):
- Общение
ребенка в младшем дошкольном возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно.
Слайд 3В речевом развитии - повышенное внимание к языку, его звуковой и
смысловой стороне. Ребенок осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли. Использует в речи простые и сложные предложения.
Слайд 4Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на
познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Слайд 5Познавательное развитие продолжается по следующим основным направлениям:
- расширяются и качественно
изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке;
- содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.
Слайд 6Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь
в разные виды деятельности (игру, конструирование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов
Слайд 7Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают возможность общения
друг с другом. Она соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Слайд 8Направления организации познавателтно-речевого развития младших дошкольников
речь педагога
формирование представлений
об окружающем мире
развитие
любознательности
сенсорное
воспитание
игра
Слайд 9Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен,
включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не существует.
Слайд 10Процесс развития речи младших дошкольников строится на принципах:
АКТИВНОСТИ;
НАГЛЯДНОСТИ;
СИСТЕМАТИЧНОСТИ;
ДОСТУПНОСТИ;
ВЗАИМОСВЯЗИ СЕНСОРНОГО, УМСТВЕННОГО И
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ;
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ;
РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ («ЧУВСТВА ЯЗЫКА»);
ФРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОСОЗНАНИЯ ЯВЛЕНИЙ ЯЗЫКА;
ВЗАИМОСВЯЗИ РАБОТЫ НАД РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ РЕЧИ;
ОБОГАЩЕНИЯ МОТИВАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТКИ.
Слайд 11Целевые ориентиры образовательного процесса
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» II младшая руппа
Развитие свободного
общения с взрослыми и детьми;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
Развитие литературной речи;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Слайд 12Особенности организации образовательного процесса
Средство оптимизации процесса развития речи дошкольников – метод наглядного моделирования.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Слайд 23Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать
с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Различные виды метода наглядного моделирования можно использовать для дошкольников любого возраста.
Слайд 24Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь
детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. На начальных этапах моей работы внедрения моделей или символов предполагалось подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации.
Слайд 27 «Обновки»
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Причесала ей
усы,
Сшила новые трусы.
Только как же надевать?
Хвостик некуда девать!
П. Воронько